Курс валют ЦБРФ


Курсы валют на 19.04.2024


1USD=94,32 руб.
1EUR=100,28 руб.
Показать еще

Лучшие компании


» » Экологические миллионы для ФГУП «Нацрыбресурс»?

Экологические миллионы для ФГУП «Нацрыбресурс»?

28 апреля на первом заседании недавно созданной Комиссии Правительства по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса рассмотрели очень интересный вопрос – «О совершенствовании мер по предотвращению негативного воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания и механизмов компенсации наносимого вреда».

Строят у нас много. И часто строят там, где первозданная природа, где «мохнатый шмель на душистый хмель», опять же «цапля серая в камыши…». Одним словом, водные биоресурсы в местах потенциального строительства и осуществления иной хозяйственной деятельности водятся немалые.

Ежегодно свыше 20 тысяч экземпляров проектной и иной документации, обосновывающей строительство и иную производственную деятельности в местах проживания водных биологических ресурсов, поступает на согласование в Росрыболовство.

В 2015 году, например, в Росрыболовство и территориальные управления поступило на согласование 24 059 экземпляров проектной и иной документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, оказывающую влияние на водные биоресурсы и среду их обитания.

Инициаторы строительных работ берут на себя обязательство устранять последствия негативного воздействия на состояние биоресурсов и возмещать причинённый вред в натуральной форме посредством компенсационных мероприятий. Теоретически это выглядит следующим образом: предприятие, планирующее строительные и иные работы, заключает договор с рыбоводным предприятием на воспроизводство и выпуск малька в объёме, компенсирующем потери при ведении строительства.

Согласно отчётным данным, в 2011 – 2015 годах осуществлялся выпуск водных биологических ресурсов в количестве 2 млрд. 742 млн. экземпляров: 2011 – 1,128 млрд. экземпляров; 2012 – 959 млн. экземпляров; 2013 – 191 млн. экземпляр; 2014 – 249 млн. экземпляров; 2015 – 215 млн. экземпляров.

Однако, как следует из материалов к заседанию Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса, «часть мероприятий, предусмотренных планами мероприятий по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов, в связи с недостатком необходимых для их проведения воспроизводственных мощностей рыбоводных предприятий, сложным механизмом проведения компенсационных мероприятий не была выполнена своевременно».

Росрыболовство предлагает другой механизм – по Карлу Марксу. Вместо обременения строительных предприятий повинностями в натуральной форме (мальком) предлагается брать с предприятий деньгами.

Хочешь строить, там где рыба – заплати деньги без всякой мороки с заключением договоров на воспроизводство и выпуск малька. Всем этим займётся «организация, уполномоченная Правительством Российской Федерации и подведомственная Росрыболовству для проведения скоординированных мер по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, включая искусственное воспроизводство, а также реконструкции и строительства новых рыбоводных мощностей». Деньги будут поступать в эту организацию.

Что это за организация? В настоящее время из всех подведомственных Росрыболовству организаций только одна в соответствии со своими уставными целями может претендовать на то, чтобы стать финансовым центром «координации, воспроизводства, реконструкции и т.д. и т.п».

Это – ФГУП «Нацрыбресурс».

Большие финансы – это большая ответственность. Поэтому было интересно изучить финансовую отчётность ФГУП «Нацрыбресурс». Сразу замечу, что бухгалтерский баланс за 2015 год пока недоступен для изучения. Уверен, что ФГУП «Нацрыбресурс» ни за что на свете не станет скрывать свою финансовую отчётность, ведь это предприятие может стать местом концентрации десятков миллионов рублей. Именно так – десятков миллионов рублей. Именно столько могут стоить «оцифрованные мальки».

На основании официальных бухгалтерских балансов ФГУП «Нацрыбресурс» можно сделать несколько выводов.

В период с 2010 по 2014 годы произошло существенное – почти в десять раз – сокращение стоимости основных средств предприятия: с 753 млн. рублей в 2010 году до 76 млн. рублей в 2014 году. Особенно быстро стоимость основных средств снижалась в 2013 – 2014 годах: начало 2013 года – 488 млн. рублей, конец 2014 года – 76 млн. рублей (в течение двух лет стоимость основных средств сократилась в 6,4 раза).

Значительно возросли денежные обязательства предприятия в период с 2012 по 2014 годы. Заёмные средства увеличились с 2 млн. рублей в 2012 году до 55 млн. рублей на начало 2014 года – в 27,5 раз.

Кредиторская задолженность предприятия возросла с 73 млн. рублей на начало 2013 года до 118 млн. рублей на конец 2014 года – в 1,6 раза.

Существенно снизился объём выручки предприятия: с 415 млн. рублей в 2013 году до 324 млн. рублей в 2014 году – на 22%. Снижение выручки сопровождалось снижением валовой прибыли с 246 млн. рублей в 2013 году до 206 млн. рублей в 2014 году – на 17%.

Структура расходов предприятия показывает, что управленческие расходы составляли в 2010 – 2014 годах от 76 до 87% валовой прибыли. Причём на оплату управленческих расходов уходит большая часть поступающих арендных платежей: в 2011 году на финансирование управленческих расходов было направлено 172 млн. рублей из поступивших арендных платежей в размере 195 млн. рублей (88%), в 2012 году – соответственно 172 млн. рублей из 226 млн. рублей (76%), в 2013 году – соответственно 196 млн. рублей из 252 млн. рублей (77%), в 2014 году – соответственно 157 млн. рублей из 228 млн. рублей (68%).

Несмотря на снижение общего объёма управленческих расходов в 2014 году доля соответствующих платежей в поступающих арендных платежах по-прежнему остаётся чрезвычайно высокой.

Финансовое состояние ФГУП «Нацрыбресурс» (на основании финансовой отчётности за 2010 – 2014 годы) показывает высокий уровень закредитованности предприятия и незначительный объём собственных основных средств.

Финансовый спасательный круг в виде десятков миллионов рублей компенсационных выплат, конечно, существенно улучшит финансовое состояние ФГУП «Нацрыбресурс». Очень важно, чтобы ВСЕ поступающие «экологические» средства расходовались не на погашение финансовых обязательств предприятия, а на компенсационные проекты. Причём именно в тех регионах, где ведётся хозяйственная деятельность. Для этого целесообразно увязать порядок расходования поступающих компенсационных средств с экспертным заключением органа исполнительной власти субъекта Федерации, в котором соответствующая хозяйственная деятельность ведётся.

Соответствующие процедуры расчёта, зачисления, расходования финансовых средств и финансовой отчётности должны и могут быть установлены поправками в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

Вероятно, уже сейчас ведётся работа над поправками.

Замена натуральной формы компенсационных выплат денежными платежами – это правильно, потому что существующая система создаёт мутную воду для злоупотреблений. Уверен, что ФГУП «Нацрыбресурс» будет работать в чистой воде и вся информация о поступлении и расходовании компенсационных выплат применительно к конкретному региону будет рассматриваться на общественных слушаниях в тех регионах, где хозяйственная деятельность ведётся в местах обитания водных биологических ресурсов.

Герман Зверев
10-05-2016 | Просмотры: (1025)
Комментарии: