Курс валют ЦБРФ


Курсы валют на 19.04.2024


1USD=94,09 руб.
1EUR=100,53 руб.
Показать еще

Лучшие компании


» » ФСБ заподозрила рыбаков во вредительстве

ФСБ заподозрила рыбаков во вредительстве

Рыбодобывающим компаниям недопустимо использовать иностранные суда для перевозки продукции в исключительной экономической зоне России. С таким предупреждением выступила пограничная служба ФСБ.

По информации Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ), до этого подобного требования не предъявлялось, если у судна было право плавания под флагом РФ и оно эксплуатировалось россиянами по договорам бербоут-чартера (фрахт без экипажа).

Причем, только в Северном российском бассейне доля иностранного транспорта составляет 70% от всего флота. Дополнительные затраты на логистику оцениваются в 12 млрд. рублей, что, возможно, скажется на конечной цене продукции на прилавках.

Похоже, предупреждение ФСБ вызвало немалое беспокойство в отрасли. Во всяком случае «органы» поспешили выступить с разъяснением своей позиции. В подтверждение своей правоты служба ссылается на требования закона «О рыболовстве» и отмечает, что профильное ведомство — Росрыболовство, с чекистами не спорит.

— Здесь можно говорить о возможности разных трактовок закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», — пояснил руководитель коммерческой практики юридической компании BMS Law Firm Денис Фролов. — Речь идет о морских водах России, в которых промышленное рыболовство с использованием судов, принадлежащих иностранным лицам, не допускается. Однако на деле иностранные судна лишь перевозят продукцию, а вовсе не используются для рыболовства в полном смысле этого определения. Если трактовать закон так, то у позиции ФСБ нет законных оснований.

Если же трактовка ведомства будет признана правомерной, это грозит большими убытками для российских рыбодобытчиков, так как иностранные суда занимают огромную долю в перевозках. Во-первых, они пострадают от приостановки деятельности и порчи продукции, во-вторых, в дальнейшем расходы на логистику сильно возрастут.

Замдиректора по коммерческим вопросам мурманского ООО «Семь островов» Дмитрий Терехин обратил внимание на региональную специфику применения закона о рыболовстве.

— Обратите внимание, что Росрыболовство согласилось с трактовкой закона ФСБ. А в законе сказано, что рыболовство — деятельность по добыче и в том числе транспортировке рыбы, должно осуществляться индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, зарегистрированными в Российской Федерации. Однако есть там и другая формулировка — о том, что в открытой части океана и зонах действия международных договоров, допускается использование иностранных судов.

Корр.: — И.

— Все началось с Дальнего Востока. У них своя специфика. Они там действительно используют иностранные транспортные суда в российской экономической зоне, а не в зоне действия международных договоров. А у нас, в Северном бассейне, действуют международные договора, заключенные с Норвегией еще в 1975 году, и поэтому использование иностранных судов здесь допускается. Поэтому никакой казуистики я не вижу. ФСБ трактует закон правильно. Возможно, весь этот шум как-то связан с предстоящим принятием закона о госгранице, содержащего новые нормы.

Корр: — Какое влияние на рынок окажет строгое следование указаниям ФСБ ваших коллег на Тихом океане?

— Недостаток транспортных судов под российским флагом может привести к определенным издержкам. Спрос на транспортные услуги превысит предложение. Кто-то этой ситуацией может воспользоваться и повысить цены на транспортировку рыбы. Естественно, это увеличит цену готовой продукции.

По мнению бывшего заместителя руководителя Госкомитета по рыболовству РФ, д. э. н. Леонида Холода, на развитие отрасли отстаиваемое ФСБ «импортозамещение» флота серьезного влияния не окажет. Нужен целый комплекс мер, твердо реализуемый волей государства.

— Надо понимать, почему до сих пор прибегали к услугам иностранных транспортных кораблей, которые забирали улов в местах промыслов у добытчиков и доставляли его куда-нибудь. Во-первых, это может быть выгодно с точки зрения логистики — места промыслов находятся не так уж близко от берега. Во-вторых, это может быть просто дешевле. И в-третьих, своих транспортировщиков не хватало.

Но также хорошо известно, что использование иностранных судов — очень удобный способ перегрузить улов с борта на борт без оформления и увезти куда-нибудь. То есть, это был и канал сбыта, и дальнейшего оборота незаконно добытой рыбы. Возможно, случилось что-то прецедентное — кого-то поймали и ФСБ таким образом намекнула, что «хулиганить» нехорошо. Наверняка всплыл какой-то конкретный факт незаконного промысла или транспортировки.

Кстати, рыбопромышленники сами должны понимать, что из-за подобных эксцессов такой канал как иностранные суда рано или поздно будет перекрыт. А значит, нужно организовывать и транспортировку и рабочее снабжение — суда-то надо заправлять. А государство должно понимать, что для того, чтобы отрасль была законопослушной, это должно быть, во-первых, возможно и во вторых, выгодно.

Корр.: — А куда же делись отечественные транспортные суда? В СССР отрасль, кажется, была очень развита…

— Действительно, в Советском Союзе рыболовная отрасль была колоссальная. В лучшие годы добывали до 11 млн. тонн рыбы. Тогда очень широко рыбачили в отдаленных районах мирового океана. Наша исключительная экономическая зона на Дальнем Востоке и на Севере тогда считалась ближним промыслом. Но были промыслы и в Атлантическом, и в Тихом океане, и в южном полушарии даже. Поэтому в состав экспедиций входили целые перерабатывающие фабрики и транспортировщики, и заправщики.

Но с тех пор очень много времени прошло. Дальний промысел скукожился, не такой активный. Остался в основном промысел в исключительной экономической зоне, а вовне ее — поближе к берегу. Из-за этого имевшиеся корабли старели, а новых не строили.

«Корр.»: — У нас порой используют закон как инструмент для передела рынка. Может быть, это как раз такой случай?

— Не думаю. ФСБ же предупредила всех промышленников, а не кого-то конкретного. Скорее всего, этими услугами пользовались все. Это же рынок — выгоднее нанять тот транспортник, который находится в нужном районе.

Корр.: — Какими могут быть последствия импортозамещения услуг рыболовецких транспортников?

— Я не вижу катастрофических последствий. Когда требование ФСБ начнет выполняться, это приведет к уменьшению криминального оттока рыбы за пределы России. Это значит, будет приток рыбы на наш внутренний рынок. И даже если использование отечественных транспортников приведет к росту издержек, это будет компенсироваться ростом предложения и дополнительной конкуренцией. Цена, скорее всего, принципиально не изменится. Рынок уже сформировался.

Корр: — Охарактеризуйте его, российский рынок рыбы…

— Рыба на нашем рынке достаточно дорогая. И она у нас потребляется не в том объеме, в каком могла бы. Есть огромный задел. Вообще, государству всем этим надо плотно заниматься. Понять, какое состояние флота, есть ли у нас транспортные суда, перерабатывающие мощности. Задействовать известные всем механизмы стимулирования инвестиций в эту сферу.

Например, при социализме директор «Дальрыбы» отвечал и за организацию промысла, и за обновление снастей и за рабочее снабжение — заправку судов в море и вывоз рыбы, и за связи с иностранными портами. Все в комплексе. То, что сейчас делает ФСБ — это вовсе не главная проблема отрасли. Надо отдавать себе отчет, что например, плавбазы — это целые плавучие фабрики, просто огромные суда, которые за один день не делаются. Это вопрос государственной политики.
БК
20-07-2018 | Просмотры: (939)
Комментарии: