Курс валют ЦБРФ


Курсы валют на 27.04.2024


1USD=92,01 руб.
1EUR=98,72 руб.
Показать еще

Лучшие компании


» » Форма и содержание ТОР на Камчатке

Форма и содержание ТОР на Камчатке

Сегодня исполнился год с момента вступления в силу закона «О территориях опережающего социально-экономического развития» (ТОР) — до марта 2018 года они могут создаваться только на Дальнем Востоке и в депрессивных моногородах. За это время правительство создало 11 таких территорий в дальневосточных регионах. Мы ознакомились с тем, как готовится к запуску ТОР «Камчатка». Эта территория интересна в силу двух причин: она включает в себя пока рекордное количество площадок — восемь,— а их деятельность будет направлена на комплексное развитие всего полуострова. В том, что планируется создать в рамках камчатской ТОР, в ожиданиях и опасениях властей края, а также в мотивах и проблемах потенциальных резидентов разбиралась ЕВГЕНИЯ КРЮЧКОВА.

Камчатская ТОР де-юре существует с 28 августа 2015 года — тогда было подписано постановление правительства о ее создании. «На тот момент у нас было 13 заявок на участие, а сегодня их 18, и сумма заявленных средств превышает 20 млрд руб. Для нас это позитивные вести»,— рассказал в беседе с “Ъ” губернатор Камчатского края Владимир Илюхин. Как поясняют в Минвостокразвития, Корпорацией развития Дальнего Востока (КРДВ) уже принято восемь положительных решений с суммарными инвестициями в 12,2 млн руб.

Напомним, ТОР представляет собой определенную правительством территорию, на которой действует льготный режим. В частности, резиденты на первые пять лет освобождаются от налогов на прибыль, имущество и землю. Устанавливаются нулевые ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин. В первые десять лет ставка страховых взносов для инвестора снижается с 30% до 7,6%. Кроме того, предусматривается упрощенный порядок получения земель, разрешений на строительство и других административных процедур.

Правительство 28 марта подводило промежуточные итоги создания в России территорий опережающего развития (ТОР). Как сообщил полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев на совещании в Белом доме, в 12 ТОР уже зарегистрировано 110 резидентов, а общая сумма заявленных инвестиций — 442 млрд руб.

В целом власти Камчатки рассчитывают, что создание льготной территории принесет для края положительные результаты — будут созданы 2 тыс. новых рабочих мест, а за десять лет краевой бюджет получит 31,5 млрд руб. налогов. Однако обещания и возможности потенциальных инвесторов в правительстве Камчатского края воспринимают без иллюзий, особенно учитывая текущие экономические трудности. «Все ли резиденты сейчас смогут потянуть свои обязательства? Не знаю, есть сомнения — ведь ТОР это не просто манна небесная»,— говорит губернатор. Его мысль продолжает зампред правительства края Марина Суббота: «У нас есть инвестор, который хочет реализовать несколько проектов, но по одному из них в связи с финансовым кризисом он засомневался…» Осторожность бизнеса можно объяснить — компания, получившая статус резидента, заключает соглашение, по которому обязуется вложить заявленную сумму инвестиций, в противном случае на нее налагаются штрафные санкции.

Камчатская ТОР сосредоточена на двух направлениях — портово-промышленное и туристско-рекреационное. Пока утверждено два резидента, специализирующихся именно в этих сферах,— оператор нефтепродуктов «Морской Сервис-Бункер» и санаторий «Жемчужина Камчатки». Впрочем, по задумке камчатского правительства, проекты в рамках ТОР должны обеспечить комплексное развитие всего полуострова.

Рыба, золото и туристы

Главные надежды экономики края — рыбная промышленность, добыча золота и туризм. По данным Минэкономики, производство рыбной продукции в 2015 году выросло на 7,5% и составило 0,7 млн тонн, а добыча руд цветных металлов в прошлом году выросла на 17,1%. И если эти сферы чувствуют себя весьма неплохо, то туристической отрасли (хоть она и демонстрирует положительную динамику) еще есть над чем поработать.

По данным агентства по туризму Камчатского края, в 2015 году турпоток на полуостров вырос в три раза и составил 180 тыс. человек. «По прогнозам, введение режима ТОР в Камчатском крае позволит увеличить за десять лет поток туристов до 800 тыс. человек в год, что, несомненно, принесет рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и инвестиции в туристическую отрасль края»,— говорит заведующий базовой кафедрой управления в сфере закупок Минвостокразвития России РЭУ имени Плеханова Кирилл Степанов.

Увеличение интереса к Камчатке со стороны туристов подтверждают и перевозчики — в «Витязь-Аэро» (крупнейшая на полуострове компания, осуществляющая вертолетные перевозки) рассказывают, что за счет российских туристов их полеты увеличились на 20–25%. Интерес к Камчатскому краю проявляют и иностранцы — зимой среди них особенно популярно такое направление, как хели-ски (спуск с диких склонов).

Транспортный узел

Основное препятствие для развития туристической отрасли — неразвитость транспортной инфраструктуры. Например, главный транспортный узел полуострова — аэропорт Петропавловск-Камчатский — пока нельзя назвать солидными воздушными воротами. Его пропускная способность сейчас составляет 240 человек в час, что не позволяет принимать одновременно несколько авиарейсов. “Ъ” убедился в том, что сложности возникают даже в случае прибытия друг за другом двух рейсов — для получения багажа пассажирам приходится в течение достаточно длительного времени ожидать на улице, поскольку размер багажного отделения не позволяет параллельно выгружать чемоданы пассажиров обоих рейсов.

Правительство Камчатки проблему признает и уже имеет план по ее разрешению. В рамках ТОР планируется реконструкция аэропорта без приостановки его деятельности — рядом с действующим терминалом планируется построить новый (международный), а также новое багажное отделение. Строительство терминала со всей инфраструктурой оценивается в 2,3 млрд руб. Реконструкция аэровокзального комплекса и прилегающей к аэропорту территории должна увеличить пассажиропоток до 400 человек в час. По плану строительство должно занять четыре года, однако власти надеются сократить этот срок, возможно, вдвое. Новый терминал для выдачи багажа заработает даже раньше, заверил Владимир Илюхин — он должен быть построен уже к началу нового туристического сезона (обычно начинается в середине июня).

К финансированию проекта со стороны частных инвесторов губернатор относится настороженно: «Сегодня я не очень верю тем, кто может прийти на этот рынок строить — они могут начать, завтра у них какие-то проблемы, турбулентность, а мы потом будем очень долго искать выход из этой ситуации». В связи с этим строительство будет осуществляться краем самостоятельно, однако средства на проект, признает Владимир Илюхин, в бюджете не заложены — власти планируют получить коммерческий кредит. Впрочем, возможности сотрудничества с бизнесом все же рассматриваются. Владимир Илюхин пока допускает такой вариант: с инвестором подписывается соглашение, по которому он авансом перечисляет средства, а край гарантирует ему контрольный пакет, который инвестор получит после окончания строительства.

Проблемы есть и с другим транспортным узлом Петропавловска-Камчатского — сейчас морской торговый порт города не позволяет принимать большие круизные суда. «Сейчас у нас условий для нормального выхода туристов нет — когда круизники к нам сюда заходят, мы их катерами снимаем»,— рассказывает Марина Суббота, добавляя, что планируется реконструкция и расширение причалов.

Но даже если с прибытием на полуостров вопрос в течение пары лет может быть решен, то проблему доступности природных достопримечательностей Камчатки это не устраняет. «Сейчас, когда к нам приходит круизный лайнер, из тысячи человек на борту куда-то поехать, полететь соглашаются десятки, если не единицы, потому что это дорого — другого пути, кроме как на вертолете, например, в Долину гейзеров, нет»,— посетовал губернатор.

Подобные услуги в крае оказывают, в частности, в «Витязь-Аэро» (планирует стать резидентом ТОР), и действительно, их нельзя назвать доступными — стоимость полетного часа составляет от 150 тыс. руб., а покупка персональных билетов в Долину гейзеров обойдется в 36–37 тыс. руб. Представители компании признают, что стоимость их услуг действительно высока, но у этого есть свои причины. В первую очередь на ценах сказывается удаленность края — переобучение персонала, закупка запчастей и ремонт проводятся за его пределами. Кроме того, дорогое топливо тоже влияет на цену.

Повысить доступность главных туристических направлений должно развитие малой авиации — в рамках ТОР компания намерена построить на своем аэродроме взлетно-посадочную полосу для мелкомоторных самолетов. «На самолете стоимость поездки, например, в Долину гейзеров может быть в разы дешевле»,— уверяют в компании, но сразу оговариваются, что самолеты эффективны далеко не везде. «Вертолет может сесть где угодно, а самолету нужна какая-никакая, но полоса»,— поясняют перевозчики. По их словам, рядом с Долиной гейзеров Кроноцкий заповедник планирует построить небольшую взлетно-посадочную полосу. Строительство полосы с грунтовым покрытием на собственном аэродроме «Витязь-Аэро» оценивает в 600 млн руб.— эта сумма предусматривает строительство стоянок, инженерно-технического комплекса по обслуживанию самолетной техники. Покупка воздушных средств в краткосрочные планы не входит, но компания готова оказывать услуги всем желающим базировать на аэродроме свои воздушные суда. Строить планируют за счет привлеченных средств, но занимать их компания намерена не в коммерческих банках или институтах развития, а в головной компании — «Витязь-Авто» (занимается добычей рыбы в крае). Сроки реализации проекта — два года.

В режиме ТОР компанию в первую очередь заинтересовал упрощенный порядок получения земельных участков. Однако именно это ожидание у инвестора пока не оправдалось — в компании объясняют, что пока не могут стать резидентом ТОР из-за того, что земли им до сих пор не выделены. «Согласно постановлению правительства, участок выведен из оборота и передан Корпорации развития Дальнего Востока. Чтобы заключить соглашение с корпорацией, мы должны предоставить проектную документацию, но без земли мы не может начать проектирование»,— посетовали в «Витязь-Аэро». Как рассказали “Ъ” в Минвостокразвития, КРДВ 4 марта дала положительное заключение на заявку «Витязь-Аэро» о получении статуса резидента ТОР. После заключения соглашения между компанией и корпорацией КРДВ уже сможет взаимодействовать с резидентом в качестве управляющей компании, в том числе рассматривать вопросы предоставления земельных участков.

Кремнистые ванны…

Стимулировать развитие туризма планируется и за счет лечебных термальных вод, которыми славится Камчатский край. Так, санаторий «Жемчужина Камчатки» уже стал резидентом ТОР — в рамках льготного режима здравницу будут модернизировать. Как пояснил “Ъ” зампред правительства Камчатского края Валерий Карпенко, проект предусматривает строительство нового гостиничного и медицинского корпусов, спортивных сооружений и отдельных коттеджей с собственными термальными бассейнами. В первую очередь в ТОР для проекта актуальны налоговые льготы — отдача средств, вложенных инвестором, будет происходить гораздо быстрее, рассказал “Ъ” директор санатория Алексей Ищенко. Для иностранцев, добавляет он, также привлекательна возможность завоза оборудования и материалов без таможенных пошлин.
Чем территории опережающего развития отличаются от особых экономических зон прошлых лет
Налоговые льготы, свободная таможенная зона, готовая инфраструктура — на ограниченной территории планируется создать рай для инвесторов и удвоить ВРП к 2025 году по сравнению с 2011-м

Весь проект рассчитан на десять лет. «Предполагается постепенное обновление — санаторий при этом будет работать»,— объясняет директор санатория. Пока у санатория в распоряжении на этот срок 50 млн руб. собственных средств, рассказывает господин Ищенко, «сейчас уже начнем вкладывать, в первую очередь в инженерные системы». По его оценкам, на весь проект требуется около 1,5 млрд руб. «Инвесторам сразу же говорим о направленности санатория — это в первую очередь лечение, а потом уже туризм»,— говорит Алексей Ищенко. Инвесторам будут продаваться доли — 50% край оставит за собой, чтобы сохранить контроль, добавляет он. Инвесторы, добавляет Валерий Карпенко, в основном российские, но есть и иностранные компании, например из Кореи. Азиатский бизнес, в частности, интересует медицинская составляющая проекта — одни готовы поставить необходимое оборудование для санатория, другие — создать на его базе диагностический центр для совместной работы с российскими врачами.

Валерий Карпенко ожидает, что проект будет востребованным — по расчетам Минздрава, 40 тыс. человек на Камчатке нуждаются в санаторно-курортном лечении. Планируется модернизировать и сам процесс лечения. «Есть очень интересные научные наработки»,— делится Валерий Карпенко, ученые сейчас занимаются наночастицами, остающимися после Мутновской ГЭС,— золями. «Это невероятно активные частицы — если их добавлять в грязь, она активизируется в четыре раза»,— говорит он, уточняя, что в этих частицах в основном содержится кремний. «Считается, что секрет долголетия японцев заключается в том, что они часто используют кремнистые термы»,— говорит чиновник, шутливо добавляя, что директор «Жемчужины» в таком случае, наверное, будет жить 156 лет.

Впрочем, есть даже более амбициозные планы — санаторий рассчитывает стать базой для подготовки к Олимпиаде в Южной Корее. Для спортсменов здесь планируется создать лабораторию, а также построить горнолыжные трассы и подъемники.

Другой резидент ТОР «Камчатка» — «Морской Сервис-Бункер», компания является одним из крупнейших операторов рынка нефтепродуктов на Дальнем Востоке, ее проект предусматривает строительство и ввод в эксплуатацию комплекса по хранению и складированию нефтепродуктов емкостью 18 тыс. тонн. Для реализации проекта у компании уже имеется вся необходимая транспортная и техническая инфраструктура «Если чего-то и нет, мы готовы создать»,— заверил директор по развитию «Морского Сервис-Бункера» Борис Лаврентьев, добавив, что в бюджетных инвестициях проект также не нуждается. Проект рассчитан на два года, за это время инвестор намерен вложить около 280 млн руб., примерно половину составят заемные средства. Кроме того, компания планирует получить статус особо значимого проекта Камчатского края и, соответственно, рассчитывает на субсидию от региона.

Создания на Камчатке ТОР, признается Борис Лаврентьев, в компании ждали — хоть проект и не заточен именно под ТОР, введение льготного режима послужило импульсом для его старта. «Мы бы запустили его все равно, но только это было бы, наверное, в лучшем случае в 2018–2019 годы»,— говорит господин Лаврентьев. По его словам, налоговые льготы станут «мощнейшим фактором налоговой оптимизации» — «теперь чем больше соответствуешь требованиям налогового законодательства, тем больше получаешь».

Газ, гейзеры и теплицы

«Наш проект по строительству тепличного комплекса без ТОР реализовать было бы практически невозможно»,— сразу же признается директор ООО «Зеленая ферма» Андрей Абих. Дело в том, что комплекс планируется отапливать газом, однако на Камчатке с инфраструктурой по доставке газа есть сложности. «За свои деньги мы в принципе никогда бы не подвели газ»,— говорит он. По словам Андрея Абиха, стоимость инфраструктуры оценивается в 2,5 млрд руб., впрочем, подводить газ будут не только к проекту «Зеленая ферма», но и к другим близлежащим объектам. При этом на сам проект потребуется 1,5 млрд руб.— за эти деньги планируется построить тепличный комплекс площадью почти 5 га и производительностью 3,1 тыс. тонн овощей и зелени в год. 40% стоимости проекта компания планирует покрыть за счет собственных средств, остальное — кредит Россельхозбанка. «Мы рассчитываем также на субсидирование ставки по программе Минсельхоза — то есть из 18% ставки около 8,5% может быть компенсировано»,— добавляет Андрей Абих.

Пока компания планирует покрыть 25% краевого рынка, но рассчитывает продавать свою продукцию только на Камчатке. На сегодняшний день, объясняет господин Абих, жители Камчатки потребляют 15 тыс. тонн в год овощей и зелени, однако производится на полуострове всего 2 тыс. тонн (из них большая часть производится индивидуальными подсобными хозяйствами). «Все остальное — это привозная продукция в основном китайского производства, очень сомнительного качества»,— добавляет он. По оценкам Кирилла Степанова, сейчас доля привозной агропродукции составляет 80%. «Строительство этого агропромышленного парка создаст серьезную конкуренцию привозной зелени и овощной продукции из-за рубежа, в первую очередь из Китая»,— полагает эксперт.

Возможно, в дальнейшем компания перейдет на отопление термальной водой — возле агропарка находится Зеленовское месторождение минеральных вод. «Но, к сожалению, оно сейчас находится в запустении — из 45 скважин эксплуатируется только две»,— говорит Андрей Абих, добавляя, что этого на отопление тепличного комбината не хватит. Впрочем, развивать инфраструктуру в этом районе все же планируется — в рамках ТОР там должен реализовываться проект «Зеленовские озерки», предусматривающий строительство большого санатория. «Зеленая ферма», в свою очередь, готова взять на себя нагрузку по охлаждению воды из скважины до необходимой для бассейнов санатория температуры.

Резидентом ТОР «Зеленая ферма» пока стать не может, хотя, как сообщают в Минвостокразвития, согласие КРДВ уже получено. Сложность на этот раз оказалась снова юридической: по закону о ТОР компания, которой присваивается статус резидента, должна быть зарегистрирована на территории ТОР. «Мы зарегистрированы в Петропавловске-Камчатском, но не в том кадастровом квартале, который внесен в ТОР, а для того чтобы нам зарегистрироваться на участке, где мы хотим расположиться, нам нужно быть резидентом»,— объясняет трудности Андрей Абих. Впрочем, решение было найдено, хоть и не самое простое — сначала компания регистрируется на территории другого предприятия, расположенного в кадастровом квартале ТОР, получает статус резидента, а потом уже перерегистрируется на нужный участок.

Евгения Крючкова
30-03-2016 | Просмотры: (362)
Комментарии: