Рыбная отрасль: на импортозамещение
О векторах развития отрасли, реформировании рыбохозяйственной науки, мерах государственной поддержки, процессе импортозамещения и других актуальных вопросах в интервью журналу «Рыбное хозяйство» рассказал заместитель министра сельского хозяйства Российской Федерации – руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Васильевич Шестаков.
– Илья Васильевич, какие события уходящего года Вы бы отметили? Какие задачи стоят сегодня перед отраслью, и как идет реализация намеченных планов?
– Если говорить о задачах, то предстоит, прежде всего, повысить эффективность использования водных биоресурсов и придать импульс развитию отрасли. С 2011 года объемы освоения остаются примерно на одном уровне. На фоне такой стабилизации любые «сюрпризы», например, слабые, вопреки прогнозам, подходы тихоокеанских лососей в некоторых регионах или затяжные неблагоприятные условия промысла, легко приводят к снижению общего объема вылова. Для того, чтобы минимизировать колебания и обеспечить стабильный рост экономических показателей отрасли, необходимо решить ряд задач в нескольких направлениях. Это: расширение ресурсной базы рыболовства и повышение объективности научного отраслевого прогнозирования, создание условий и стимулов для повышения уровня освоения квот и прозрачности отрасли, обновление рыбодобывающего флота, развитие рыбных портов и всей инфраструктуры рыбохозяйственного комплекса в целом, продвижение российской рыбы на внутреннем рынке... Перечисленные задачи отражены в поручениях по развитию рыбохозяйственного комплекса, данных руководством страны.
В этом году мы уже приступили к реформированию системы управления отраслевой наукой. Цель ¬– сделать процесс формирования прогнозов по ОДУ более объективным и независимым от влияния заинтересованных лиц, устранить дублирующие функции в работе наших научно-исследовательских институтов, внедрить новые направления исследований. Сейчас в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации завершаем процедуру реорганизации отраслевых научно-исследовательских институтов из ФГУПов в ФГБНУ, то есть с 1 января 2015 года НИИ будут работать в новых условиях, связанных с выполнением государственных заданий. В рамках этого процесса мы выстраиваем более стройную систему взаимодействия НИИ и Росрыболовства при определении и утверждении ОДУ. Так, более четко определен функционал головного и бассейновых институтов. Создан совет директоров НИИ при Росрыболовстве, на площадке которого централизованно обсуждаются основные вопросы, задачи и проблемы рыбохозяйственной науки.
Одним из факторов, сдерживающих развитие отраслевой науки, является хроническое недофинансирование исследований. По этой причине несколько лет назад было значительно сокращено количество и продолжительность экспедиционных исследований во всех рыбохозяйственных бассейнах России, что негативно отражается на формировании прогнозов и, соответственно, промысле.
В связи с этим, даже в условиях ограниченных ресурсов федерального бюджета Росрыболовством и Минсельхозом России в этом году согласован вопрос об увеличении финансирования рыбохозяйственной науки. На 2015 год будет дополнительно выделено примерно 1,1 млрд. рублей, на 2016-2017 годы – по 0,6 млрд. рублей ежегодно.
Отмечу, что обновленная система сбора данных для определения ОДУ заработает уже с 2015 года. Более того, сейчас разрабатываются правила долгосрочного управления промысловыми запасами с тем, чтобы минимизировать скачки в объемах допустимых выловов по основным видам водных биоресурсов.
Еще одно из направлений, которому мы уделяли серьезное внимание в этом году, - это повышение эффективности мер по сохранению и искусственному воспроизводству водных биоресурсов. В ведении Росрыболовства находится сеть рыбоводных заводов по всей России, мы проводим ревизию их деятельности с целью устранения недостатков, обсуждаем пути улучшения работы не только отдельных учреждений, а всей системы в целом. Задача не самая простая с учетом накопленных проблем, но серьезный задел в этом году уже сделан. Процесс будет продолжен.
Поставленные задачи по развитию рыбохозяйственного комплекса мы будем решать в соответствии с отраслевой госпрограммой на 2013-2020 годы. В программе пока отсутствует должная инвестиционная составляющая, но благодаря перераспределению Минсельхозом России бюджетных ассигнований, в этом году достигнута договоренность об увеличении финансирования госпрограммы развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации. На 2015-2017 годы планируется выделить дополнительно 9,5 млрд. рублей, то есть общий объем финансирования госпрограммы из федерального бюджета будет увеличен на 11% по сравнению с утвержденной редакцией – до 92,5 млрд. рублей. Дополнительные средства пойдут на развитие аквакультуры, отраслевой науки, в частности на расширение ресурсных исследований с целью увеличения потенциала сырьевой базы и, как следствие, расширения ассортимента и объемов вылова рыбы.
Планируется, что в соответствии с новой редакцией госпрограммы, объем добычи водных биоресурсов к 2020 году возрастет до 4,46 млн. тонн, объем производства рыбной продукции составит 3,97 млн. тонн, а ее доля на внутреннем рынке достигнет порогового значения, определенного Доктриной продовольственной безопасности, – 80%.
В этом году мы разработали и вынесли на обсуждение предложения по модернизации исторического принципа распределения долей квот с 2018 года. Эти предложения как раз и направлены на повышение освоения ресурсов, на борьбу с «квотными рантье», на стимулирование развития береговой инфраструктуры, обновление рыбопромыслового флота.
- Какие именно условия содержатся в данных предложениях?
- Во-первых, будет сохранен сам исторический принцип распределения долей квот. Во-вторых, планирует увеличить срок закрепления квот, который сегодня составляет десять лет. В рабочей версии законопроекта указан 25-летний срок.
В-третьих, предлагаем ввести дополнительные требования к держателям квот. А именно: увеличить порог освоения квот с 50% до 70%, что позволит нарастить объем общего вылова. Не менее 70% объема полученной квоты должно будет осваиваться на собственных рыбопромысловых судах или на судах, приобретенных по договору лизинга. Добыча рыбы в таких условиях поможет избавиться от «квотных рантье».
В-четвертых, обсуждаем изменение законодательства, регулирующее прибрежное рыболовство. На наш взгляд, для развития в регионах береговой инфраструктуры в прибрежной квоте нужно предусмотреть инвестиционную составляющую. Основная задача – простимулировать тех, кто хочет доставлять рыбу на российский берег, выгружать её и отправлять на переработку. В этих целях предлагается предоставить «прибрежникам» право получения квот в приоритетном порядке: кто захочет возить улов на берег, тот будет получать больше объемов. Вместе с тем, мы внесли на обсуждение критерии для того, чтобы четко разграничить прибрежное и промышленное рыболовство.
Предлагаем ограничить прибрежное рыболовство лишь техническими характеристиками судна, а также запретить перегрузку уловов водных биоресурсов для того, чтобы рыба доставлялась на берег. Тонких моментов в этом вопросе немало, и сейчас мы активно обсуждаем их с отраслевым сообществом. Не исключаем, что с учетом консультаций предлагаемый механизм будет скорректирован. Но в любом случае будут предусмотрены гарантии увеличения поставок рыбы на российский берег.
Это не полный перечень предложений. Важные инициативы касаются рыбопромысловых участков (РПУ), «незаходных» судов...
– Что изменится в отношении РПУ?
– В законопроекте, как предполагается, будет прописано, при освоении каких видов водных биоресурсов должны использоваться рыбопромысловые участки для морского промысла и для пресноводных водоемов. Все остальное можно будет ловить вне участков в рамках правил рыболовства. Дело в том, что давно стоит проблема, когда контролирующие органы ограничивают лов вне РПУ, но ведь не все виды можно ловить на РПУ – многие мигрируют из одной части водоема в другую. Рассчитываем, что нововведения облегчат работу рыбаков.
- А какие меры предлагаются для решения проблемы «незаходных» судов?
- Обсуждается вопрос об освобождении от налогообложения «незаходных» судов рыбопромыслового флота, построенных и отремонтированных за рубежом. После проведения налоговой амнистии, с 2019 года предлагается лишать прав на добычу рыбу на судах, не прошедших таможенную очистку. Эта мера должна положительно сказаться на развитии российских портов и судоремонтных заводов, даст дополнительные конкурентные преимущества для российских судоверфей при строительстве рыбопромыслового флота.
Состояние рыбопромыслового флота – это вообще один из самых сложных вопросов. Большая часть судов физически изношена и морально устарела. Необходимо совместными усилиями различных ведомств и бизнеса возрождать отечественное судостроение.
– Рыбаки неоднократно отмечали, что им нередко проще везти улов в иностранные порты именно из-за неразвитости профильной портовой инфраструктуры. Входит ли в список приоритетов развитие рыбных терминалов?
– Безусловно. Развитие инфраструктуры рыбных портов – одна из важнейших задач, нашим рыбакам должно быть удобно и выгодно обслуживаться в российских портах. К сожалению, сегодня зачастую собственники портов не развивают свои предприятия и пренебрегают перегрузкой рыбной продукции в угоду другим, более доходным грузам. К примеру: в общем объеме грузооборота рыбных портов Владивостока и Находки доля рыбопродукции составляла в 2013 году лишь 4,5%. Конечно, такое положение дел не соответствует государственным интересам и задачам, поставленным перед рыбохозяйственным комплексом. Нужно добиться увеличения объемов перевалки рыбы в российских портах.
Если говорить об условиях отгрузок рыбы на внутренний рынок, то важной задачей здесь также является снижение административных барьеров, в том числе в области ветконтроля. По нашей информации, позитивные изменения в этом направлении уже происходят.
– В этом году Крым присоединился к Российской Федерации. Как проходит интеграция рыбопромышленного комплекса региона в правовое поле Российской Федерации?
– На сегодняшний день процедуру перерегистрации прошли более половины крымских рыбодобывающих предприятий, темпы перехода являются одними из наиболее высоких относительно других отраслей региона. Идет процесс регистрации рыбопромыслового флота. Процесс непростой, ведь для того, чтобы рыбакам зарегистрировать судно в России, необходимо снять его с украинского учета.
Переходный период в Крыму действует до 1 января 2015 года, наши специалисты ведут разъяснительную работу о необходимости завершения перерегистрации до конца этого года. Сами разрешения на вылов сотрудниками территориального управления Росрыболовства оформляют оперативно, здесь проблем нет.
В настоящее время крымские рыбаки ведут сезонный промысел – добывают хамсу, бычка, ставриду, барабулю, кефаль и другие виды водных биоресурсов. Крымская продукция уже начала поступать в другие регионы России – на переработку и в розницу. Но, понятно, что крымским рыбопромышленникам приходится осваивать, по сути, новый для них рынок сбыта. Это дается не так просто. И рассчитываем, что российские предприятия розничной торговли и переработки пойдут им навстречу, учитывая курс на импортозамещение.
– Как были скорректированы задачи, поставленные перед отраслью, с введением Россией эмбарго в отношении продукции ряда стран, поддержавших антироссийские санкции?
– Концептуально задачи не изменились ¬– приблизились сроки их решения. Так что санкции стали хорошим импульсом для решения важных для рыбаков вопросов. К их решению активно подключились регионы. Российский рыбный бизнес благодаря эмбарго на ввоз импортной рыбной продукции получил возможность усилить свои позиции на внутреннем рынке. И нужно отметить, что сырьевых ресурсов для этого у нас достаточно.
К слову, в 2013 году Россия импортировала 1 млн тонн рыбной продукции, а вывезла за рубеж почти 1,9 млн тонн рыбы. Причем, много рыбы уходило за границу в виде сырья, возвращаясь реэкспортом в виде упакованной, переработанной продукции.
По итогам 2014 года общий вылов ожидается на уровне 4,1-4,2 млн тонн. Это позволяет обеспечить и внутренние потребности в рыбе, и продолжить экспорт, но, конечно, с учетом приоритета обеспечения отечественного рынка. Процесс переориентации уже начался. Так, по итогам десяти месяцев экспорт сократился более чем на 13%. Например, поставки сельди снизились на 40% до 117 тыс. тонн, нерки – на 42% до 22 тыс. тонн, скумбрии – на 21 % до 38,6 тыс. тонн. Импорт рыбы также снизился – на 4,6%.
Понятно, что не нужно отказываться от экспорта – экспортная составляющая присуща экономике любой страны и является значимой статьей пополнения федерального бюджета. Речь о том, что нашей стране необходимо переориентироваться на экспорт продукции с более глубокой степенью переработки, с более высокой добавочной стоимостью.
Кроме того, ради справедливости стоит отметить, что у нас импорт-то полностью не прекратился. Контрсанкции коснулись только части зарубежной продукции. Объем «выпадающего» импорта из США, Канады, стран Евросоюза, Норвегии составил менее 50% общего объема импорта. Те виды биоресурсов, которые у нас добываются в небольшом объеме, могут быть компенсированы из других, не попавших под ответные санкции стран. С точки зрения интереса потребителей баланс соблюден. В качестве наглядного примера можно привести ситуацию с атлантическим лососем (семгой), вокруг которой и возникла основная шумиха. Дело в том, что за последние годы Норвегия, рыбная отрасль которой является экспортоориентированной, очень серьезно нарастила объем поставок аквакультурной семги на наш рынок. Этой рыбе была сделана хорошая реклама. Так, за прошлый год из Норвегии было ввезено около 130 тыс. тонн семги и форели.
В России аквакультурные производство этих видов рыб только начало развиваться – в прошлом году российскими хозяйствами было выращено около 40 тыс. тонн сёмги и форели. Однако на Дальнем Востоке России добывается тихоокеанский лосось – более 300 тыс. тонн в год. И мы за то, чтобы он заместил на полках импортную семгу. Но так как Москву и Владивосток разделяют тысячи километров, и в охлажденном виде тихоокеанский лосось практически не доставить, рыба поставляется в мороженом виде или в виде готовой соленой или копченой продукции.
Вместе с тем, чтобы сохранить разнообразие ассортимента для российских потребителей, мы сразу после введения контрсанкций провели переговоры с Фарерскими островами и Чили, которые проявили готовность поставлять свою семгу взамен норвежской. Целью переговоров было призвать стран-поставщиков воздержаться от спекулятивного увеличения отпускных цен и следить за качеством отправляемой на наш рынок продукции.
– Какие меры, на Ваш взгляд, необходимы для ускорения импортозамещения?
– Более 70% объемов водных биоресурсов добывается на Дальнем Востоке, а центры потребления рыбной продукции находятся в европейской части России. Из-за длинного логистического плеча трудности с доставкой уловов возникают систематически ¬ из года в год в периоды пиковых уловов, когда железнодорожные тарифы возрастают примерно в два раза. Причем альтернативы железнодорожным перевозкам из Владивостока нет. Автомобильным транспортом идут лишь небольшие объемы. Есть еще Северный морской путь, но промышленники пока не готовы формировать такие объемы рыбы, которые бы обеспечивали рентабельность при доставке Севморпутем.
В связи с этим мы в инициативном порядке вынесли на обсуждение предложение о предоставлении в 2015 году субсидий из федерального бюджета на перевозку замороженной сельди из Дальневосточного федерального округа. Импорт сельди из Норвегии также был прекращен. И эти объемы предлагаем заместить тихоокеанской сельдью.
Помимо этого, считаем необходимым рассмотреть вопрос о снижении величины железнодорожного тарифа на перевозку всей мороженой рыбной продукции рефрижераторными контейнерами до уровня аналогичного тарифа, взимаемого за перевозку универсальными контейнерами из дальневосточных регионов в центральную часть России.
– Вы отметили, что помочь импортозамещению может и товарное рыбоводство. Какие прогнозы на этот счет?
– Еще до введения контрсанкций мы обозначали аквакультуру как одно из приоритетных направлений развития рыбохозяйственного комплекса. В 2013 году был принят закон об аквакультуре, который заложил правовую основу для развития этой подотрасли. К концу текущего года выйдут основные необходимые подзаконные нормативные акты. Потенциал аквакультуры очень высок. Пока Россия производит примерно 150 тыс. тонн рыбоводческой продукции.
Для поддержки российских рыбоводов Росрыболовством совместно с Минсельхозом разработан механизм субсидирования предприятий аквакультуры, включая товарное осетроводство. Планируем, что со следующего года предприятия, которые строят фермы, смолтовые и комбикормовые заводы, начнут получать инвестиционные федеральные субсидии. Будут субсидироваться и краткосрочные займы сроком до трех лет.
Планируется, что в соответствии с новой редакцией госпрограммы, к 2020 году объем производства аквакультуры увеличится в два раза – как минимум до 315 тыс. тонн.
– А какова ситуация в области охраны водных биоресурсов?
– Если говорить о борьбе с браконьерством, то еще в начале года нашим территориальным управлениям была поставлена задача усилить межведомственное взаимодействие в этом направлении, а также плотнее работать с региональными властями. Мы понимаем, что минимизировать незаконную добычу возможно только пресекая нелегальный оборот водных биоресурсов по всем фронтам – от места вылова до точки сбыта.
В целом, работа инспекторов рыбоохраны по пресечению незаконного промысла и сбыта уловов показывает положительную динамику. За январь-сентябрь 2014 года рыбоохрана выявила более 104 тыс. нарушений в области рыболовства – на 768 нарушений или 0,7% больше показателя 2013 года, общее количество возбужденных уголовных дел увеличилось в 1,3 раза. Административных штрафов выписано на сумму более 330,5 млн. рублей, что на 33% больше по сравнению с подобным периодом прошлого года, уровень взыскания штрафов составил 67,9% против 61,7% годом ранее.
Однако эффективность в этой области также нужно повышать. С учетом дефицита человеческих и технических ресурсов, целесообразно сосредоточиться на борьбе с массовым, промышленным браконьерством.
Одно из важнейших направлений в охране водных биоресурсов – борьба с незаконным, несообщаемым и нерегулируемым промыслом. Его нельзя ликвидировать силами только одного нашего государства, поэтому задействованы механизмы международных двусторонних договоренностей о сертификации рыбной продукции, подтверждающей легальность вылова. Такие соглашения уже работают с Республикой Корея и КНДР. Осенью этого года вступило в силу соглашение России и Китая о сотрудничестве в области противодействия ННН-промыслу, с 10 декабря начнет действовать аналогичное соглашение с Японией.
Мы также прорабатываем меры, направленные на получение максимально полной и объективной промысловой статистики. Например, проводится опытная эксплуатация системы электронного промыслового журнала. Ее внедрение позволит повысить прозрачность промысла, а также будет способствовать ликвидации ННН-промысла. Вместе с этим система подразумевает снижение административных барьеров, связанных с выдачей разрешений на вылов в бумажном виде, так как при ее дальнейшем развитии рассматривается возможность выдачи разрешений в электронном виде.
16-01-2015 | Просмотры: (298)