Наш опрос

 

Что вы будете делать с гектаром земли?

Да, с гектаром я стану богатым
Лично мне гектар не нужен
Не знаю, что буду с гектаром делать
Я бы его продал, а деньги бы пропил
Копаться в земле - это не по мне



Курс валют ЦБРФ


Курсы валют на 23.12.2024


1USD=102,34 руб.
1EUR=106,54 руб.
Показать еще

Лучшие компании


» » Притяжение Камчатки для путешественников

Притяжение Камчатки для путешественников


С 20 мая по 30 августа 2015 года в камчатском краевом объединённом музее работает выставка «Клуб туристов и путешественников», организованная к 50- летию камчатского Клуба туристов и путешественников имени Глеба Травина, 115-летию со дня рождения Глеба Травина.

В 2015 году исполняется 50 лет камчатскому Клубу туристов и путешественников имени Глеба Травина и 115 лет со дня рождения Глеба Травина. Свою историю клуб ведет от возникновения Общества изучения Камчатки под руководством преподавателя естествознания и географии Петропавловского городского высшего начального училища, натуралиста и естествоиспытателя Петра Новограбленова. Деятельность Общества была связана с путешествиями, научными экспедициями и к 1927 г. объединила вокруг себя около двухсот человек. Первоначально это были разовые путешествия отдельных групп или путешественников-одиночек. В 1928 г. в план работы общества вошла подготовка экспедиции Глеба Травина.

Первостроитель камчатской электростанции намеревался совершить беспримерный арктический велопробег вдоль границ Советского Союза. Новограбленов предложил ему испытать свои умение и выносливость, а также проверить прочность техники камчатским бездорожьем. Травин совершил переход по долине реки Камчатки следуя маршрутом Петропавловск–Усть-Камчатск–Петропавловск. Опыт, полученный им в этом путешествии, помог преодолеть трудности похода к Заполярью 1928-1931 годов. Постепенно камчатский туризм приобретал организационный характер. Открылось окружное бюро пролетарского туризма (1931), заработали альпинистско-туристские секции при Дальгипрорыбпроме (1944), областном комитете физкультуры и спорта (1958), туристская секция на Петропавловской судоверфи им. Ленина (1962), образовался областной Совет по туризму (1963). На полуострове стал развиваться массовый самодеятельный туризм. 17 февраля 1965 г. решением первой туристской конференции был создан Камчатский клуб туристов. Председателем избрали известного камчатского краеведа Владимира Семенова.
В актив Клуба вошли Тарасов, Фрейберг, Мареева, Иванов, Сумин, Усольцев, Волошин и др. Из-за отсутствия своего помещения, члены Клуба собирались в здании областного Совета по туризму по улице Партизанской. Обсуждались вопросы соревнований, проблемы приобретения туристского снаряжения, планировались туристские экспедиции.

В 1976 г. Петропавловский горисполком выделил Клубу подвальное помещение жилого дома по улице Бохняка, 10. В Клубе появились первые штатные инструкторы: Казарцева, Леушин, Иванов, Кулакова. Работа стала плановой. Ежедневно в Клубе собирались многочисленные туристы: заседали, учились, обсуждали, спорили, решали. Проводилось много соревнований, туристских слетов, семинаров, фотоконкурсов, туристских вечеров и других мероприятий. Открылись секции пеше-лыжного и водного туризма, велотуризма и мототуризма, спортивного ориентирования. Ежегодно проводилось около десяти областных соревнований. Сборная Камчатки почти всегда выступала успешно и занимала призовые места на зональных, республиканских и союзных соревнованиях по технике туризма, в кросс-походах, турслетах. Наряду со спортивной деятельностью, особое внимание уделялось организации массовых путешествий. В 1979 г. была создана секция оздоровительного туризма и походов выходного дня. В 1980-х годах у Клуба появились свои традиции и атрибутика. Каждого нового члена принимали торжественно, с вручением диплома, памятной медали и значка. В орбите влияния Клуба находилось уже более тысячи человек. В 1986 г. по инициативе Семенова Клубу было присвоено имя Травина. Кроме основной работы, Клуб успешно справлялся со многими другими задачами. Плодотворно сотрудничал с камчатской поисково-спасательной службой, участвовал в плановых тренировках космонавтов по выживанию в условиях ненаселенной местности, способствовал развитию на полуострове иностранного туризма, был на передовом фронте в решении экологических проблем полуострова.

Целеустремленность и сплоченность коллектива Клуба помогли ему с достоинством преодолеть трудности экономического реформирования 1990-х годов. 29 мая 1991 г. Клуб получил статус общественной организации. С 2000 г. он работает под эгидой Петропавловского спорткомитета. Бережно сохраняя традиции предшественников, члены Клуба постоянно совершенствуются и активно участвуют в общественной жизни полуострова. Здесь работали и продолжают работать незаурядные люди, многие из которых внесли неоценимый вклад в туристский имидж и экологическое просвещение Камчатки. Галерею мастеров и ветеранов Клуба представляют: Блажевич, Яблонский, Василенко, Чайковский, Лангбурд, Волков, Тенуев, Меньшиков и другие. Имена многих из них увековечены на географической карте Камчатки. В разное время коллективом руководили: Семенов (почетный гражданин г. Петропавловска-Камчатского, 1990), Малюга, Меньшиков (почетный президент Клуба). Сегодня организацию возглавляет мастер спорта по туризму Лангбурд.


***

28 апреля 2015 года исполнилось 115 лет со дня рождения Глеба Леонтьевича Травина, совершившего более 80-ти лет назад неповторимый велопереход в течение трех лет вдоль границ Советского Союза, включая Заполярье, то есть по замкнутому кругу, протяженностью в 85 тысяч километров. В одиночку, без запаса продовольствия, без рации, по неизвестному пути.

Родился Глеб Леонтьевич Травин в 1902 г. в деревне Касьево Псковского уезда, в семье лесника. В 1913 г. семья Травиных переехала в Псков. Там Глеб окончил школу и реальное училище. После окончания реального училища Глеб Травин поступил на естественно-географический факультет Псковского института народного образования. Глеб всегда отличался энергией, работоспособностью, тягой к путешествиям. Он был активным организатором студенческих мероприятий. Будучи студентом, одновременно работал инструктором в губернском союзе охотников. Приняли его в союз благодаря тому, что он организовал в городе первый клуб туристов.

После того как в 1923 г. в Псков прибыл голландский велосипедист, объехавший почти всю Европу, задумал Г. Травин совершить более длительное путешествие и в более сложных условиях. На подготовку ушло пять с половиной лет. За это время он наездил тысячи километров на велосипеде у себя на Псковщине, причем ездил в любую погоду и по любым дорогам. Многому его научила служба в армии. Он изучал географию, геодезию, зоологию, ботанику, фотодело и слесарное дело — словом все, что могло пригодиться для далекого путешествия и, конечно, закалял себя физически.

После окончания института в 1925 году Г. Травин два года служил в Красной Армии - в Ленинграде, а после демобилизации отправился с друзьями на Камчатку. В конце ноября 1927 года пароходом «Астрахань» друзья прибыли в Петропавловск-Камчатский.
Глеб Леонтьевич работал электриком на строительстве первой электростанции и упорно готовился к будущему походу.

Регулярные тренировки на японском велосипеде по нартовым дорожкам по льду Авачинской бухты, восхождения на сопки-вулканы. Он углублялся по склонам хребтов в долину Камчатки и к побережью Великого океана. Там было и форсирование рек, и преодоление высокогорной тундры. Одновременно готовил снаряжение к большому походу. Из Америки по спецзаказу он получил ярко-красный велосипед с белыми эмалевыми стрелами, оборудовал его двумя герметически закрывающимися сумками, которые могли служить понтонами. К багажнику крепилась сумка с пайком «НЗ» — 7 фунтов прессованных галет и килограмм шоколада, там же фотоаппарат и зимняя одежда.

Летом 1928 г. Глеб прошел на своем велосипеде от Петропавловска по долине реки Камчатки до Усть-Камчатска. После возвращения Г. Травина из Усть-Камчатска камчатским спортивным клубом «Динамо» была окончательно принята схема его маршрута: пройти на велосипеде по границам Советского Союза, включая Заполярье.

10 октября 1928 года Глеб Травин отправляется на пароходе «Шан-си-Мару» во Владивосток, и уже 23 октября начинает свое легендарное путешествие.

Преодолев в самом разгаре зимы Восточную и всю Западную Сибирь - через Хабаровск, Читу, Иркутск, Красноярск – 5 апреля 1929 года велосипедист прибыл в Новосибирск. Дальше его путь лежал на юг - к Семипалатинску. Снега и морозы сменились жарой и безводьем: Алма-Ата, Ташкент, Самарканд, Ашхабад, Красноводск. Затем пароходом - до Баку, далее Тбилиси, Ростов, Севастополь, Москва, Тверь, Ленинград, Мурманск. Сорок пять тысяч километров вдоль сухопутных границ Советского Союза пройдено Г. Травиным всего за год с небольшим.
21 ноября 1929 года начался последний и самый трудный этап маршрута - арктический велопереход. Всю арктическую часть границы вдоль Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до мыса Дежнева на Чукотке он преодолел на «железном олене», так назвали чукчи велосипед, и на охотничьих лыжах, — это 40 тысяч километров. Глеб Леонтьевич побывал в Мурманске и Архангельске, на островах Вайгач и Диксон, в селениях Хатанга, Русское Устье, Уэлен и других. Повсюду его встречали как героя.

В июле 1931 г. Травин прибыл в поселок Уэлен. Все население вышло встречать путника с невиданной двухколесной машиной. В честь перехода на велосипеде по Великому Арктическому пути молодежь установила на высоком берегу мыса Дежнева памятный знак — в чугунной станине закрепили снарядную гильзу с флагом. Чукчи вырезали на память спортсмену пластину из моржовой кости и вышили бисером нарукавники с надписью «Турист. Вокруг света на велосипеде. Глеб Леонтьевич Травин».

Оттуда он отправился к бухте Провидения, по льду добрался до китобойного парохода, на котором отплыл в Петропавловск-Камчатский. Закончилось путешествие 24 октября 1931 года в Петропавловске, где была поставлена последняя печать в его паспорте-регистраторе.
Камчатский велосипедист - первый и единственный путешественник в мире, сумевший проехать по арктическому льду и побережью 40 тысяч километров, от Кольского полуострова до мыса Дежнева на Чукотке.

Полным опасностей, риска, приключений было это путешествие. Продвигаясь вдоль южных границ, ему пришлось встретиться с коброй, змеями, шакалами, с вараном длиной 2 метра, с тучами саранчи. Очень сложным был участок арктической трассы, его Г. Л. Травин прошел большей частью морем. На этом пути он часто ехал на лыжах по рыхлому снегу. Он проваливался в полыньи, вмерзал в лед, попадал в снежные завалы и многие другие «переделки». На льду Печорского моря был случай, когда он ночью вмерз в лед из-за образовавшейся трещины. Освободившись с трудом от ледяного плена и добравшись до ненецкого жилья, ему пришлось самому себе сделать операцию, спасая от гангрены обмороженные ноги. Женщины приняли его за черта, раз резал себя и не плакал.

Путешествие длилось три года, с 10 октября 1928 года по 24 октября 1931 года. Во всё время путешествия распорядок дня оставался неизменный: 8-12 часов хода каждые сутки в любую погоду; прием пищи и воды 2 раза в сутки – в 6 часов утра и в 6 часов вечера; 8 часов на сон, остальное время на поиск пищи, устройство ночлега, дневниковые записи. Проблема питания была решена изначально – ехал на «подножном» корме с минимальным неприкосновенным запасом.

В паспорте-регистраторе путешественника гербовыми печатями государственных учреждений подтверждалось прибытие велосипедиста в каждый населенный пункт (около 500 печатей и регистрационных отметок) на огромнейшей трассе от Камчатки до … Камчатки.

85 тысяч километров пройдено на велосипеде сначала по южным границам страны, затем по западным, и, наконец, по береговой полосе Северного Ледовитого океана. «Инородным транспортом» - пароходом, на оленях и собаках преодолено лишь 8 % пути.

Вернувшись из путешествия, Глеб Травин жил на Камчатке. Работал в Осовиахиме, налаживал спортивную и туристическую жизнь на полуострове. Тренировал велосипедистов, мотоциклистов и автомобилистов. В годы Великой Отечественной войны он командовал полком береговой обороны, после войны работал заместителем директора мореходного училища.

В 1962 г. Глеб Леонтьевич переехал в Псков, где прошла его юность и зародилась эта безумная мечта о путешествии. Там он прожил последние годы и умер в 1979г.

Уникальный велосипед, к которому старик якут сделал новый руль из ствола норвежской винтовки вместо треснувшего, охотничьи лыжи, винчестер, компас; другие вещи, которыми Г. Травин пользовался в пути, хранятся в фондах Псковского музея.

В фондах Камчатского краевого объединенного музея хранятся копия паспорт-регистратор, другие документы, рассказывающие о жизни этого удивительного человека.

СМИ
22-05-2015 | Просмотры: (322)
Комментарии: