Краб опять в мутной воде
Руководитель департамента рыбного хозяйства Александр Передня предложил свою схему проведения крабовых аукционов в Приморье. Бывший руководитель рыбодобывающего предприятия, знающий все подводные камни, возникающие при распределении крабовых квот, высказал особое мнение.
Оно на руку отдельным предпринимателям, но идет вразрез с Федеральным законом "О рыболовстве". И как оказалось, это особое мнение уже синхронизируется с действиями дальневосточного крабового короля Олега Кана.
Напомним, что в начале месяца, выступая на пресс-конференции, Александр Передня заявил, что в аукционах по продаже долей прибрежных квот, в частности крабовых, должны участвовать только компании региона.
Напомним также, что один из самых громких крабовых скандалов разразился в Приморье в 2012 году. Проведенные крабовые аукционы по лотам камчатского, синего и волосатого краба вызвали общественный резонанс. Конкурсная документация была подготовлена таким образом, что участвовать в торгах могли только определенные компании. В дальнейшем прокуратура Приморского края выступила истцом в защиту публичных интересов РФ и через суд отменила итоги аукционов. Против руководителя Территориального управления Росрыболовства по Приморскому краю было возбуждено уголовное дело. В дальнейшем антимонопольная служба обнаружила еще и сговор на крабовых аукционах 2010 года. Осенью 2015 года Арбитражный суд Приморского края решением первой инстанции признал итоги крабовых аукционов 2010 года (краб-стригун опилио) недействительными. Истцом выступило УФАС по Приморскому краю. Это ведомство при проведении расследования нашло нарушения закона "О конкуренции".
Сразу после отмены крабовых торгов участники рынка начали готовиться к следующим торгам. В августе 2014 года руководитель департамента Александр Передня собрал на совещание руководителей предприятий. Цель заседания - выработка некой консолидированной позиции с бизнесом. Однако эксперты еще тогда указали, что интересы бизнеса и регионального чиновника не могут находиться в одной плоскости, так как бизнес хочет купить подешевле, а государство - продать ресурс подороже. Еще один немаловажный фактор в том, что проведение аукционов - компетенция исключительно федерального органа, так как биоресурсы являются федеральной собственностью.
Между тем проведение крабовых аукционов и их последующая отмена стали поводом пристального внимания силовых структур и особого контроля со стороны губернатора Приморского края Владимира Миклушевского. Он не раз выступал с заявлениями о том, что следующие аукционы должны быть прозрачными, открытыми для всех законопослушных предпринимателей. Именно поэтому Росрыболовство не проводило торгов, а ждало специальной методики определения величины и стоимости лотов, которую Минсельхоз готовил, чтобы не было конфликта интересов между ФАС и ФАР.
Однако у регионального чиновника, видимо, свое особое мнение, кому и как государство должно продать право на добычу краба в Приморье.
"По существующему законодательству, к сожалению, на сегодня нет привязки прибрежных квот к территории, - отметил Александр Передня. - Я считаю, это упущение. По сути, в торгах может участвовать предприятие из любого региона, и, соответственно, добыча в территориальных водах края не будет означать налоговых поступлений в местный бюджет. Мы инициировали механизм введения соответствующих поправок в закон о рыболовстве", - подчеркнул директор департамента.
Связав промысел краба с налогами в местный бюджет, директор департамента откровенно слукавил. Приморские рыбаки работают на Курилах, Сахалине и Камчатке. При этом это не мешает крупным компаниям платить налоги в местный бюджет. Удивляет, что свое видение и причинно-следственные связи бывший рыбак, а ныне чиновник озвучивал как официальное лицо от администрации Приморского края, а не как частное лицо в неофициальных разговорах.
На эти опрометчивые высказывания, возможно, и не обратили бы внимания, но действия отдельных бизнесменов наталкивают на мысль, что это не просто случайные слова. Предприниматель Олег Кан, которого называют, крабовым королем Дальнего Востока, решил купить одно из приморских прибрежных рыбодобывающих предприятий. Речь идет о "Зарубинской базе тралового флота".
По неофициальной информации, представители сахалинского крабопромышленника уже провели аудит компании и сделка на стадии закрытия. Такой внезапный инвестиционный интерес укладывается в партнерскую схему, где одна сторона пытается вбросить в общество свои новаторские инициативы, а другая может воспользоваться этими предложениями, которые уже перешли в действия.
"Мы инициировали механизм введения соответствующих поправок в закон о рыболовстве", - подчеркнул на пресс-конференции директор департамента.
Правда, кто это "мы", директор департамента расшифровывать не стал. Также неизвестно, в какие статьи закона "О рыболовстве" будут внесены поправки и какой законодательный орган будет этим заниматься. Но, видимо, эта информация есть у Александра Передни.
Однако магаданские, хабаровские и камчатские компании, предприятия северного бассейна, если инициатива краевого чиновника будет поддержана, не смогут принять участие в торгах. Следовательно, конкуренции на торгах фактически не будет, и Приморье вновь получит аукционы с нарушениями.
Почему директор департамента считает, что не нужно пускать компании из других регионов, понятно. В них работают достойные и финансово крепкие рыбодобывающие предприятия. И они действительно могли бы потягаться с группой компаний сахалинского крабопромышленника, которая сегодня по факту является основным ресурсодержателем краба. Предположительно в его крабовую империю входят ООО "КУК" - 3048 тонн, ООО "Монерон" -1350 тонн, ООО "Приморская рыболовная компания" - 2475 тонн.
Если к этим объемам Олег Кан докупит 1,5 тысячи тонн королевских крабов и, возможно, 4,5 тысяч тонн краба опилио, то он станет самым крупным держателем квот в России, при этом основным российским поставщиком краба на рынке Японии, США, Китая, Кореи.
Однако стоимость приморского краба на будущем аукционе никому неизвестна. Даже операторы крабового рынка старательно обходят эту тему, видимо понимая всю долларовую "деликатность" ресурса. Хотя некоторое представление дают аукционы, где реализовывались научные квоты. По итогам торгов ООО "Антей" заплатило 653,2 млн рублей за право вылова 334 т равношипного краба; ООО "Ивнинг Стар Кам" - 505,7 млн рублей за квоту на добычу 147,4 т синего краба и еще 75 млн рублей за вылов 42 т краба-стригуна бэрди. ООО "Маг-Си Интернешнл" выкупила квоту на добычу 328 т краба за 657,9 млн рублей.
Выходит, средняя цена на краб, а уже около 2 млн руб. То есть крабовый ресурс Приморья при реализации с аукционов может оцениваться в 6-7 миллиардов рублей. Странно, что директор департамента на пресс-конференции говорил о стоимости ресурса в миллиард рублей. Кого бы устроила покупка всего приморского краба за такие деньги?
Конечная ясность с крабовыми аукционами будет когда Росрыболовство опубликует официальное извещение о торгах. Безусловно, компании Олега Кана будут участвовать в аукционах, и они уже по неофициальному признанию потенциальных участников, в числе победителей. Есть информация, что этими аукционами интересуются предприниматели из Южной Кореи, которые сейчас планируют создать специальный фонд, который будет накачан деньгами для последующих инвестиций в российскую рыбную промышленность. А учитывая, что корейские компании были уличены ФАС в незаконных инвестициях в рыбодобычу России, государственным структурам нужно с особой тщательностью подойти к проведению аукционов. И проверить, не попадут ли таким косвенным путем деньги инвесторов в рыбную отрасль России.
Неслучайно по итогам заседания президиума Госсовета президент поручил приостанавливать и прекращать право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов у организаций, осуществляющих промышленное и прибрежное рыболовство, в случае если они находятся под контролем иностранного инвестора без решения Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.
Евгений Сидоров
03-12-2015 | Просмотры: (236)