Напомню читателям оценку закона Д. Медведевым: «Закон на самом деле интересный. Не думаю, что он даст такой же эффект, как известные решения, принятые в период Столыпина. Тем не менее, определенный позитивный эффект для развития Дальнего Востока, с точки зрения мобильности трудовых ресурсов, перемещения туда людей, — он несомненно даст, поэтому надо отслеживать его применение, внести корректировки…»
1. Столыпинская реформа и «дальневосточный гектар» наших дней
В крестьянской России П. Столыпин считал, что, если «будут здоровы и сильны корни государства, то и слова русского правительства иначе зазвучат перед Европой и целым миром». Речь шла о выделении земли в частную собственность безземельным крестьянам, но без «великих потрясений». И не путем передела частновладельческих земель в европейской части России, а наделения землей за Уралом. Для решения этой реформы на основе «Закона и Положения о землеустройстве» требовалось 20 лет. Миллионы многодетных семей, а это трудовые руки, с сельскими навыками и укладом жизни, устремились за Урал.
А сегодня десятки миллионов гектаров заброшенных сельхозземель в европейской части страны заросли бурьяном. Но XXI век диктует необходимость оперативного государственного решения геополитических проблем Дальнего Востока, в том числе Камчатского края – восточного морского фасада страны в Тихий океан. В идеале – на основе принципов устойчивого развития и демографической безопасности. При численности жителей в 6,3 миллиона человек Дальний Восток испытывает нехватку экономически активного населения в 5 миллионов человек. А под боком Китай с 1,3 миллиардами жителей.
Вполне понятно, что на развитие здесь промышленного потенциала нацелено создание территорий опережающего развития (ТОР) и зон Свободного порта «Владивосток» (СПВ). А для притока переселенцев из европейской части страны и подъема сельского хозяйства и для местных жителей, КМНС, которым дано первоочередное право выбора, предусмотрено выделение бесплатного гектара земли. Ожидается, что реализация Федерального закона о дальневосточном гектаре земли позволит до начала 2035 года выделить наделы 30 миллионам гражданам.
В ходе рассмотрения проекта этого закона в Государственной Думе органы власти дальневосточных регионов вносили свои поправки.
2. А что было внесено от нас?
В крае от ряда родовых общин КМНС еще в октябре 2015 года было направлено обращение в адрес губернатора с просьбой проинформировать о предложениях краевого правительства по защите социально-экономических интересов КМНС и старожилов. Ведь резерв земель для организации ТТП не создан, ФЗ «О ТТП» (от 2001 года) не реализован, «Концепция устойчивого развития КМНС РФ» (от 2009 года) пробуксовывает.
В декабре был ответ, что, реализуя поручение Президента (от 15.01.2015 г.), такая информация неоднократно направлялась, а ряд замечаний пока в работе. Таким образом, обсуждение с общественностью было отложено, хотя Госдума уже в декабре успела рассмотреть законопроект в первом чтении.
3. Диалог с коренными народами в Республике Саха (Якутия)
Здесь предложения Госсобрания обсуждали с КМНС, получили поддержку участников «Абориген – форума» из 18 субъектов страны, в том числе от 7 представителей нашего края. Ибо суть поправок близка и понятна. Например, ввести запрет на выделение земли в пределах ТТП регионального и местного значения, в пределах земель родовых общин, переданных им по правоустанавливающим документам 90-х годов, с отражением в госкадастре; по строительству объектов для развития традиционной хозяйственной деятельности; по цензу оседлости, по этапному вступлению закона в действие. И многие другие поправки, часть из которых были внесены в законопроект для второго чтения. Здесь, в Республике еще в 90-е годы за родовыми общинами КМНС было закреплено до 50 миллионов гектаров земель, из которых 30 миллионов гектаров оленьих пастбищ. А сегодня они занимают уже 121 миллион гектаров.
4. В чем же специфика Камчатского края?
Край требует особого щадящего отношения к освоению природно-ресурсного потенциала (земельного, лесного, водного).
У нас отсутствуют ТТП разных уровней и не создан резерв земель для их организации. Зато на площади в 5 миллионов гектаров (11,25 % от всей полуострова) созданы особо охраняемые природные территории (ООПТ), в том числе 3,7 миллионов гектаров (8 %) включены в Список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО, но обоснования этнокультурного наследия в них нет.
При этом весь край еще в 2009 году был включен в «Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности КМНС». Но общая ресурсная площадь земель, перспективных по наращиванию рудного и нефтегазового потенциала для его промышленного освоения, достигает 60 %. А природно-техногенная площадь, состоящая из земель запаса, лесного и водного фонда, сельхозземель и других категорий, для комплексного использования природных компонентов биосферы и создания промышленной инфраструктуры менее 30%. Для ТОР «Камчатка», Свободного порта «Владивосток» участки выделены не только в краевом центре, но и в районах края. А резерв земель для создания ТТП в интересах устойчивого развития даже законодательно не обосновано.
Не следует забывать, что наш край с населением в 314,7 тыс. человек – дотационный, с расходами в этом году в 63,3 млрд. руб.
У нас высокая стоимость электроэнергии и тепла, фиксированного набора потребительских товаров и услуг, а льготное снижение тарифов до среднероссийского уровня ожидается только для предприятий, но не для всего населения и как минимум до 2020 года.
Край становится краем для обеспеченных людей. По данным Камчатстата за 2015 год, за чертой бедности остается 17,9 % жителей.
Не секрет, что рано или поздно, но налоги на бесплатные гектары земли начнут начислять. Один гектар это не шесть соток, цену за которые из-за очередного полевого межевания, обустройства межевых знаков и их сохранения уже знают многие дачники. А сколько будет стоить межевание и ограждение целого гектара, его охрана и налоги в условиях рыночных отношений – покажет только время!
5. Проблемы у КМНС края при выделении земель
Как известно из СМИ, для реализации закона еще в конце 2015 года была создана рабочая группа с персональной ответственностью за полноту земельных сведений для Росреестра.
На первом этапе реализации закона (с 1 июля 2016 года) на землях пилотного Усть-Большерецкого района дорабатывался механизм выделения земельных участков, шло обучение муниципальных служащих по приему заявок от граждан, их информирование о правилах получения бесплатного гектара земли.
Перед вторым чтением в Госдуме в апреле 2016 года обсуждение законопроекта состоялось в нашей Общественной палате с участием краевой власти, Общероссийского народного фронта и ряда других общественных объединений. Но вся острота нерешенных проблем ведения традиционного образа жизни КМНС всплыла на втором этапе (после 1 октября 2016 года) реализации этого закона, когда стали выделять землю всем местным жителям по всему краю.
18 октября состоялась встреча краевого уполномоченного по правам человека и краевых министерских работников с руководителями ассоциаций КМНС, а по селекторной связи и с главами пяти муниципальных районов. Она показала, что особо сложная обстановка сложилась с выделением земли на севере края. Оленеводы ждут выделения гектаров под оленьи пастбища с учетом их оленеёмкости, сезонности выпаса, сохранения имущества на маршрутах кочевий. Другие ждут выделения земли у водоемов (у рек, озер) для проведения рыбалок вблизи мест своего проживания. Но чиновники сверху посоветовали желающим получить свой гектар земли – переехать (!) в южные районы Камчатки.
А в районах, где заявок пока «кот наплакал», было предложено шире привлекать к работе руководителей родовых общин КМНС, чтобы еще раз объяснить порядок и возможности использования бесплатного гектара земли.
Оказалось, что в правительстве края отсутствуют сведения о сакральных местах КМНС, которые предлагалось исключить из их хозяйственного освоения. Поэтому было предложено самим родовым общинам направить главам Пенжинского и Карагинского районов сведения о таких местах, а через них направить эту информацию в Министерство имущественных и земельных отношений, чтобы исключить эти места из выделяемых в пользование земель.
А где же остальные девять районов, ведь весь Камчатский край включен Правительством РФ (от 08.05.2009 г. №631-р) в «Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности КМНС РФ.
Из дальнейшей нашей переписки по защите сакральных мест стало известно, что создание Реестра сакральных мест не входит в компетенцию уполномоченного по правам человека в Камчатском крае, который считает, что учет этнокультурных объектов, мест захоронений, священных мест и святилищ КМНС регламентируется Федеральным законом от 25.06. 2002 г. №73 – ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории культуры) народов РФ». Но Министерство культуры информировало нас, что по этому закону в перечень памятников истории и культуры не могут быть включены сакральные места. И дана странная рекомендация – придать сакральным местам статус ТТП!
Возникают вопросы:
— какие федеральные, республиканские, муниципальные структуры организуют, заказывают и оплачивают составление Реестра сакральных мест КМНС?
— какими законами и нормативными актами руководствуются при учете таких этнокультурных объектов?
6. Наши предложения:
Обсудить ход выделения гектаров земли в Усть-Большерцком пилотном районе с внесением необходимых поправок в закон в части увеличения размеров земли для развития животноводства и коневодства. При этом необходимо вспомнить и горькие уроки выделения шести соток в конце прошлого века на вулканических почвах (СОТы «Бомбежки»), на неудобьях и болотах Елизовского района, где теперь брошенные дачные участки.
Для целенаправленного выбора земли и снижения рисков её освоения в крае к публичной кадастровой карте Росреестра представить в геоинформационной системе ряд специализированных географических схем. Среди них:
– современных физико-географических условий, наличия для строительства жилья природных ресурсов, состояние экологии (почвы, воды, воздуха);
— опасных природных процессов (активных разломов, радоно- и сейсмоопасности, сходов снежных лавин, подтоплений;
— социально-экологических и санитарно-гигиенических условий в ближайших поселках и селах;
— планируемых техногенных нагрузках из документов краевого территориального планирования, из планов развития ТОР, зон СПВ, по использованию охотугодий и оленьих пастбищ, в том числе родовыми общинами КМНС;
— и даже наличия опасных для жизни медвежьих троп на путях их перемещения к нерестовым водоемам.
Оценить экологическую емкость и пределы техногенной нагрузки на биоту Елизовского района, на земли которого идет основной поток (90 %) заявок, хотя здесь уже сосредоточено 42 тысячи дачных участков. Его нынешнее экологическое состояние оставляет желать лучшего.
Достаточно вспомнить массовые помойки и свалки, пожары, активное шествие червеца по СОТам и лесам, что потребует нормировать дальнейшую нагрузку для этого района. Но особенно высоки риски выделения гектаров земли на лесных землях, сплошные вырубки которых приводят к изменению местных метеоклиматических условий: к туманам, ранним заморозкам, но с поздней оттаиванием грунта: ветрам и снежным заносам на СОТах.
Здесь уже начинаются недопонимания между дачниками и обладателями гектаров земли, а «не за горами» и со сборщиками дикоросов, возможно, и с арендаторами охотугодий.
Законодательно оформить создание резерва земель для организации ТТП. Кстати, III краевой съезд КМНС в октябре прошлого года обратился в краевое правительство разработать и внедрить «Положение о ТТП регионального значения».
Для северных районов края увеличить размер выделяемой земли с учетом оленеёмкости пастбищ, сезонности выпаса, сохранения имущества на маршрутах кочевий.
Исправить историческую ошибку экологов, «оторвавших» от Всемирного природного наследия ЮНЕСКО этноэкологические корни КМНС.
Для обоснования, учета, организации сохранности священных и сакральных природных мест, мест захоронений и других этнокультурных объектов КМНС, инициировать создание федерального законопроекта.
Выделение земли в крае не распылять по всему полуострову, а создавать компактные поселки ноосферного типа.
7. А что скажете Вы, заинтересованные читатели?
Как считает Министр по развитию Дальнего Востока А. Галушка: «Первый опыт применения закона показал, какие аспекты нормативно-правовой базы требуют корректировки и уточнения… Новизна регулирования предполагает постепенность внедрения, в ходе которого выявляется конкретная потребность в совершенствовании тех или иных аспектов закона… В рамках подготовки к третьему этапу не менее важным является совершенствование федеральной информационной системы, через которую происходит предоставление земельных участков. Этим занимается Росреестр».
Подходы автора статьи оправданы, ибо есть понимание необходимости корректировок закона ответственными лицами страны и Дальнего Востока. Показательно, что к нынешней весне граждане в трех регионах уже получили более 5 тысяч земельных участков, а в крае из 3,5 тысяч заявок – всего около 800 земельных наделов. А в базе данных для частного землепользования на Дальнем Востоке уже заложено 140 миллионов гектаров. Камчатскому краю нужен научный прогноз пользования землей, которая дарована Богом не только нам, но и будущим поколениям.
Как найти конструктивный подход к сочетанию интересов устойчивого развития страны и Дальнего Востока, нашего края и его муниципальных районов, КМНС и старожилов, переселенцев? Но не на принципах же потребительского отношения человека к природе, а на духовно-экологической основе жизнедеятельности, носителем которой испокон веков являются коренные народы Севера.
Вадим Дмитриев, член Петровской Академии наук и искусств, член Камчатского краевого отделения Русского географического общества.