У власти свои секреты
- Защита и режим связаны с секретностью. Военные и спецслужбы имеют свои допуски секретности. Какая секретность может быть среди обычных служащих, граждан Камчатского края?
- Есть указ президента по отнесению сведений к секретным. Отталкиваясь от него, существует перечень сведений, подлежащих засекречиванию - более ста пунктов в документе. Например, сведения по мобилизационной подготовке, то есть, каким образом Камчатка, как регион РФ участвует в мобилизационных мероприятиях. Все, что связано с гостайной, порядок ее охраны.
- Что является гостайной? Как и от кого она охраняется?
-Это некие носители сведений. Неважно в каком виде - бумажном, электронном, в виде материальных физических полей. Физическое поле является также носителем информации. Если я работаю с информацией на компьютере, вокруг компьютера создается физическое поле, которое можно зафиксировать и получить информацию на расстоянии. То есть скачать файлы моего компьютера из соседней комнаты, например. Информацию можно снять по проводам электропитания, по вторичным наводкам телефонных аппаратов. Так бывает не только в кино про шпионов, это абсолютно реально и в жизни. Такая аппаратура стоит очень дорого. Разведки, которые занимаются сбором информации, не будут использовать такое оборудование для получения бесполезной или малополезной информации. Если говорить о мировых масштабах, то война продолжается - это война экономических интересов. Шпионаж сегодня в большей степени именно экономический.
- Что является главным экономическим секретом Камчатки?
- Рыба. Рыба приносит наибольший доход. Это ясно. Но информация по рыбе открыта - что касается прогнозов, это к КамчатНИРО. Коммерческие секреты промышленников - это частные секреты. К государственной тайне такие секреты отношения не имеют.
- Ваша секретность, которую вы формируете, это секретность стратегическая, государственная?
- Да, это все, что связано с гостайной. Конфиденциальная информация, которая отнесена к информации ограниченного доступа: персональные данные сотрудников госслужбы, служебная информация, которая находится внутри организации, определена, как не подлежащая разглашению. Министерство специальных программ - это орган государственной власти, который организует и координирует работы по информационной безопасности в правительстве Камчатского края. Совет по информационной безопасности, который возглавляет Сергей Иванович Хабаров, является одним из механизмов координирования.
- Какие способы защиты информации вы используете?
- Сейчас век технологий. Вся информация находится в компьютерах. Многие компьютеры подключены к сети Интернет. В первую очередь мы должны защититься от внутренней угрозы. Здесь важен качественный подбор сотрудников. Этот вопрос решается кадровыми службами: методичная работа с персоналом, определение ответственности на стадии составления договорных документов. С внешним угрозами все намного сложнее. Нужны значительные финансовые средства для защиты от внешнего нарушителя - угрозы из сети Интернет. Применяются дорогостоящие средства - сетевые экраны, средства обнаружения вторжений, различные средства от несанкционированного доступа. Антивирусная защита. Вирусы пишутся раньше, чем антивирусы. Должен быть круглосуточный контроль.
- Случались какие-либо форс-мажоры?
- Атаки на сайт были. Блокирование сайта правительства было. Определить откуда произошла атака очень и очень сложно. К тому же это не наша компетенция. Сайт правительства предназначен для информирования граждан о деятельности правительства Камчатского края. Сайт не должен быть блокирован более чем на восемь часов. Если больше, это уже нарушение закона. У нас такая ситуация происходила. Была организована атака с использованием сети компьютеров. Сеть компьютеров рассылает на сервер правительства ложные запросы. Происходит перегрузка запросов, как говорят информационщики, сервер упал. В результате этого доступ к информационному ресурсу правительства был прекращен. Расследование проводили компетентные органы. Результат был... Но от такой атаки никто не застрахован. Правонарушители маскируются: оказывается, что большое количество атак организуется с территории Китая. Атаки происходят через зараженные компьютеры. Порой пользователи даже не подозревают, что они участвуют в атаке. Все вирусы поступают из международной сети Интернет: по электронной почте, либо кликнули на какой-то подозрительный файл. Находясь в сети, пользователь автоматически посылает запросы по определенному адресу. Критических действий не происходит. Он, не зная того, участвует в атаке на определенные сайты.
- Можно выяснить, кто организовал атаку?
- Это практически невозможно. Для этого нужно задействовать колоссальные вычислительные и финансовые возможности. Физически проследить путь по сети Интернет, откуда конкретно была атака можно. Но пользователь как я уже говорил, не подозревает об этом. А того, кто нажал на кнопочку, чтобы послать сигнал для атаки зараженным компьютерам, найти практически невозможно.
- В чем же смысл этих атак?
- В основном весь смысл сводится к экономическим интересам. Так называемый промышленный шпионаж. Просто так персональные данные сотрудников организации никому не нужны. В бизнесе эти данные могут заинтересовать конкурентов. Конечный итог всякого шпионажа деньги - торговые секреты продаются, военные секреты тоже продаются. Очень много утечек происходит из-за человеческого фактора: люди совершают ошибки, информация попадает в Интернет и утекает. Самый надежный способ сохранить информацию – запретит, отключится от Интернета. Но в наш век это невозможно. Приходится защищаться.
- Чей опыт вы используете? Какие технологии?
- Стратегией национальной безопасности руководит Президент Российской Федерации. Есть доктрина об информационной безопасности РФ. Систему составляет ФСБ и федеральная служба по техническому экспортному контролю. Данная служба курирует вопросы по технической защите секретной и конфиденциальной информации. Из коллегиальных органов этим занимается Совет безопасности, в котором тоже есть комиссия по информационной безопасности. В Дальневосточном округе при представителе президента существует такая же комиссия. Регулярно проводятся видеоконференции.
- Слово «секретность» такое... как бы синоним «железному занавесу». Паники у населения не будет?
- Нет, конечно. Секретность всегда была, есть и будет. Это просто залог безопасности.
- В народе говорят: «меньше знаешь, крепче спишь». Секретность полезна для крепкого сна?
- Видимо да. Народ у нас с юмором подходит к различным вопросам. Бывают случаи, когда получаешь информацию из некоторого источника, и у некоторых граждан почему-то возникает желание воспользоваться этой информацией, соответственно появляются проблемы. Мы стараемся избежать подобных ситуаций. Есть такая байка, анекдот с бородой: когда японский турист на Камчатке, не владеющий русским языком, перепарившись в бане, непроизвольно использовал в разговоре русскую ненормативную лексику: «Все, конец, мне!» Смешно. Но и такое случается. Это ближе к другим компетентным службам. Мы, еще раз повторяю, занимаемся информационной безопасностью.
- Какой уровень информационной защиты у нас на Камчатке?
- От внешней утечки процентов на восемьдесят мы защищены. От внутренней никто не застрахован. Здесь срабатывает человеческий фактор. Это вопросы к отделу кадров.
- Шпионская деятельность сегодня - это шпиономания, фантастика или реальность?
- Мир не меняется. Технологии совершенствуются. Человек остается человеком во всех своих проявлениях. Главный вопрос шпионской современности - «сколько»? Я имею в виду денежные знаки. Всегда найдутся люди, которые готовы с выгодой продать секреты бизнеса и государства. К сожалению...
- Спасибо вам за интересный рассказ. Понимаю, что о секретности нужно говорить, учитывая особенности самой секретности.
- Вы правы. Рассказывать о нашей работе надо не спеша, емко и по делу.
Вячеслав Немышев
14-02-2015 | Просмотры: (546)