Контроль как защита прав предпринимателей Камчатки
«Частная собственность и свобода предпринимательства — такие же базовые ценности, как и патриотизм, уважение к истории и другие. Отношения бизнеса и государства должны быть партнерскими и равноправными» - сказал глава государства в ежегодном послании Федеральному Собранию. Одним из ключевых тезисов, касающихся бизнеса, стал тезис о реформировании контрольно-надзорной деятельности: проверки должны стать публичными, а предприятиям, работающим без нарушений в течение трех лет, следует предоставлять надзорные каникулы.
В настоящее время разработаны две концепции проекта федерального закона о государственном и муниципальном контроле: Высшей школы экономики и Минэкономразвития России. На основании обеих концепций ЦРКК выработал свою точку зрения. Так, ЦРКК поддержал необходимость введения риск-ориентированного подхода, альтернативных механизмов регулирования (СРО, добровольное подтверждение соответствия, страхование), обеспечение открытости информации, актуализация, систематизация и доведение требований к бизнесу.
В перспективе необходимо раскрытие обязательных требований к бизнесу на Едином портале как условие действительности проверки, проводимой в части соблюдения таких требований, введение института профилактических мероприятий, а также создание системы информационно-аналитического обеспечения контрольной деятельности, в том числе для оценки эффективности государственного контроля.
«В следующем году запускается специальный реестр — с информацией о том, какой орган и с какой целью инициировал проверку, какие результаты получены. Это позволит отсечь немотивированные и, еще хуже, «заказные» визиты контролеров», — заявил Президент РФ.
В соответствии с посылом, данным главой государства, 10 декабря 2014 в Государственной Думе принят в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Закон о проверках №294-ФЗ).
Напомним, что новый законопроект содержит идеи, сформулированные в ежегодном докладе Уполномоченного по защите прав предпринимателей Президенту Российской Федерации, о ведении электронного реестра проверок предпринимателей.
Существуют две категории проверок предприятий: плановые и внеплановые. Информация о плановых проверках размещается на сайте Генпрокуратуры, и предприниматели знают о них заблаговременно. Сложнее обстоит дело с проверками внеплановыми: как следует из названия, они могут происходить внезапно. Несмотря на то, что закон предписывает контролирующему органу предупреждать предпринимателя о предполагаемой проверке за двадцать четыре часа, это правило редко соблюдается. О результатах проверок нигде не сообщается, то есть о них знают лишь сам предприниматель и инспекторы надзорного органа.
Единый реестр проверок призван обнародовать не только график плановых и внеплановых контрольно-надзорных мероприятий, но и освещать результаты проверок, а также сведения о принятых мерах по пресечению и устранению последствий выявленных нарушений. Таким образом, проект закона предусматривает полное перенесение информации о проверках на единую электронную площадку.
По мнению ЦРКК, введение реестра проверок должно, помимо информативной функции и функции учета, нести функцию защитного механизма для подконтрольных субъектов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей). В этой связи Палата предложила внести в законопроект два важных положения:
1) проведение проверок без включения сведений о них в единый реестр проверок, а также до присвоения проверке учетного номера, не допускается;
2) результаты проверки, проведенной с нарушением вышеназванного положения, являются недействительными.
Однако введение реестра – это далеко не все, что предполагается сделать в рамках реформирования контрольно-надзорной деятельности. В частности на федеральном уровне рассматривается введение единого реестра проверок как важного фактора реализации риск-ориентированного подхода, который предусматривает зависимость интенсивности проверок от степени риска причинения вреда и ущерба. Как показывает статистика, 89% всех контрольно-надзорных мероприятий проводятся такими органами как Ростехнадхор, Ространснадзор, МЧС. Это говорит о высокой степени влияния деятельности этих ведомств на бизнес. Поэтому, по мнению ТПП РФ, «пилотное» введение риск-ориентированного подхода целесообразно именно в этих структурах.
Кроме того, важным вопросом, требующим проработки, является ситуация с анонимными заявлениями, которые становятся основаниями для внеплановых проверок. Действующее законодательство не позволяет осуществлять внеплановую проверку по причине обращения анонима в контрольно-надзорные органы. Однако на практике такие случаи нередки. В 2014 году бизнес жаловался на проверки на основании сообщений, поступивших на телефон «горячей линии». «Натравливание» инспекторов зачастую выступает инструментом конкурентной борьбы среди предпринимателей и мести со стороны недовольных клиентов.
Внеплановые проверки составляют пятую часть всех внеплановых мероприятий, проведенных федеральными органами контроля. Препятствием для использования анонимных сообщений в качестве оснований для внеплановых проверок может стать предусмотренный Законом №294-ФЗ механизм согласования проверок с органами Генпрокуратуры.
Совершенствование порядка проведения контрольно-надзорных процедур является на сегодняшний день актуальной задачей, однако не менее важным является вопрос о справедливости наказаний за выявленные нарушения в ходе проверок предприятий малого и среднего бизнеса.
Согласно нашей позиции, необходима дифференциация штрафов в зависимости от категории подвергаемого штрафу субъекта малого и среднего предпринимательства, от уровня опасности, связанной с нарушениями, а также от того, впервые ли предприятие привлекается за правонарушение или имел место рецидив. ЦРКК уже было высказано предложение об отмене возможности административной приостановки деятельности на срок до девяноста суток в случае выявления нарушений. Кроме того, следует ограничить совокупный размер суммы штрафов на одного хозяйствующего субъекта, налагаемых по разным статьям КоАП в ходе одного контрольного мероприятия (предельную сумму необходимо установить, исходя из принципа дифференциации административного наказания). Применение вышеуказанной системы наложения штрафов позволит в значительной мере исключить коррупционную составляющую и стимулировать представителей предпринимательского сообщества к исправлению выявленных нарушений.
Важным посылом стало сообщение Президента о надзорных каникулах, что подтвердили крупнейшие российские объединения предпринимателей, включая Торгово-промышленную палату. Вектор задан, и в будущем году предстоит большая работа по улучшению условий для бизнеса в целом совершенствованию механизмов контрольно-надзорной деятельности в частности.
20-10-2015 | Просмотры: (1479)