Что осталось за рамками послания
Состоялось важное политическое событие в нашей стране — Президент сделал ежегодное послание Федеральному Собранию — Парламенту Российской Федерации. По Конституции Президент в этом Послании определяет основные направления внутренней и внешней политики. К сожалению, нет регламентирующих нормативно-правовых актов, которые бы детально пояснили, что такое «направления», и как их определять.
Но государственное управление, как и любое управление, не может обходиться без обязательных атрибутов. Например, чтобы определить следующий цикл управления надо обязательно подвести итоги предыдущего, увидеть точку отсчета. Но этого мало. Надо еще проанализировать предыдущий цикл: что получилось, что нет, по каким причинам. И тогда в новом акте планирования должны быть предусмотрены мероприятия по ликвидации этих причин, не позволивших добиться успеха.
Причины могут заключаться в неточных, ошибочных или неудачных управленческих решениях предыдущего цикла. Так бывает. Причины могут быть в том, что возникли внешние средовые неуправляемые изнутри условия. Например, война, мировая конъюнктура, атаки консолидированного Запада в виде санкций и еще что-нибудь вроде этого. Это адекватный анализ исходной обстановки для выработки не только, так называемых, направлений, а для выработки конкретных индикативно или директивно планируемых государственных управленческих решений.
Монополия власти у Президента на сегодня такова, что он на 99% определяет, каково будет законодательство, решения по ключевым вызовам и проблемам страны, каковы будут основные экономические парадигмы — те самые приоритеты, о которых сам Путин в Послании и говорил. Как всегда, оказалось, что это бизнес, любимые олигархи и либерализм. Ничего нового.
Послание-2015 из всех своих функций, в том числе управленческой, не выполняет ни одной. Фактически обсуждать нечего. Оно политически манифестационно. Ценностные декларации в Послании прозвучали, но они не имеют никакого отношения к реальному государственному управлению и политике, хотя имеют отношение к третьей — политико-психологической, мобилизующей страну пиаровской функции. Все функции важны и последняя тоже важна, но она превращается в свою противоположность тогда, когда первые две функции отсутствуют, неудачны или используются исключительно во имя функции № 3.
ПОСЛАНИЕ КОНСЕРВАТИЗМА
Итак, структура Послания не содержит в себе анализа и констатации достижений или просчетов, ошибок или упущений, из которых вытекает необходимость корректив. Этого просто нет. И я могу объяснить и обосновать, почему. Потому что та степень и глубина ошибочности, неудачности, разрушительности и диверсионности управления страной, решений в экономике, в гуманитарной сфере, социальной сфере, здравоохранении, образовании, науке, культуре, во внешней и внутренней политике настолько вопиющие, очевидные и доказуемые, что говорить о них не хочется. Это как себя самому розгами высечь. О них и не говорят.
Это позволяет сделать первый вывод о том, что Послание Президента — это Послание консерватизма. «Ошибок не было. Мы лучше всех и правильнее всех все понимаем и делаем. Ничего менять не будем. Все так и будет продолжаться. Никто за провалы и разрушения в стране не ответит». Классический консервативный манифест.
В структуре Послания вроде бы есть экономическая часть и социальная часть, но как-то в режиме «Надо упомянуть». Иного ключевого манифеста, кроме упомянутого консервативного, в Послании нет.
ГРУЗ-200
Началось послание нетрадиционно: была объявлена минута молчания. Прозвучало скорбное послание родным погибших летчика и морпеха в Сирии. Я не могу избавиться от ощущения, что это война, в которую Россия ввязалась волей Главнокомандующего. На войне жертвы неизбежны. В Сирии уже несколько «Грузов-200», а утраты российских жизней и вертолетов были еще до «Су-24». Они еще будут. Выходит, каждое очередное подобное мероприятие типа готовящейся Прямой телевизионной линии с Президентом или заседания Правительства будет начинаться с минуты молчания, скорби по очередному сбитому самолету или утопленному крейсеру…
Какое-то смещение, какая-то подмена функций и эмоциональных подач. Не могу отделаться от ощущений, что это оправдание в пиар-целях, потому что дальше последовали слова: «Что же они там такое творят? Хаос и анархия в Иране, Ливии…». Остановимся на секунду. А разве не Россия помогла учинить хаос в Ливии, когда Президентом стал Д. А. Медведев, поддержал бесполетную зону нерукопожатного М. Каддафи и тот результат, который сегодня получен? А разве не Россия в 2011 году устами Президента заявила, что у нас нет в Сирии интересов, и делать нам там нечего? Россия вывела воинский контингент с базы в Тартусе, не поставила Башару Асаду комплексы «С-300», взяв за это, кстати, деньги, разоружила по американским планам Башара Асада, изъяв у него химическое оружие, оружие сдерживания и развязав руки западной коалиции для того, чтобы она начала делать то, что она продолжает делать и сегодня. Путин за это ответить не хочет?
Мы вообще не вспоминали про Сирию все эти четыре года. Мы дождались пока там ситуация станет почти безысходной по сравнению с 2011 годом, когда позиции Башара Асада были сильны, когда боевиков-наемников и игиловцев там почти не было, когда можно было все это задавить в корне, установить полный контроль и сохранить целостность государственности Сирии. Четыре года ничего не делали и вдруг проснулись. О ком говорил Президент? Кто довел до этой ситуации?
Президент объявляет, что мы там воюем за Россию, что армия и флот эффективны, они показали лидерство и ответственность. Давайте подведем итоги, которые известны всем, и Президенту в первую очередь. Если мы воюем за Россию, то зачем мы поссорились с двумя странами ближнего геополитического окружения, Турцией и Египтом, а с одной вышли практически на уровень войны? Зачем мы спровоцировали террористическую атаку и потеряли гражданский самолет, а с ним и 224 жертвы? Почему там летает, по недавнему выражению Президента, «незащищенный бомбардировщик»? Это превосходство армии и флота? Почему только после его гибели начали сопровождать истребителями и привинчивать ракеты «воздух-воздух»? Почему только после этого поставили систему ПВО «С-400»? Военное управление и планирование — никуда не годится…
Президент очень своеобразно осветил проблему с Турцией, из чего вытекает, что на самом деле ответственность за сирийскую авантюру несет сам Президент, и в первую очередь он. Это было видно из реплик, эмоций, жестикуляции и риторики. Назвать управляющие политические власти страны «кликой, набивающей карманы», всуе помянуть Аллаха — это за гранью приличий политического поведения. Не говорить об этом нельзя, потому что это наш Президент и наша страна. А я — гражданин этой страны. И когда ссылаются на то, что граждане поддерживают все это безобразие, то у меня есть право сказать: «Я тоже гражданин. Я не поддерживаю это безобразие».
Я не поддерживаю истерику, которая сейчас открылась в отношении ухудшения отношений стран и народов. Затеяли выгонять из российских ВУЗов студентов-турков. В Посольство поступают сотни жалоб совершенно ни в чем не виноватых турков, которые здесь учатся, работают, торгуют и занимаются наукой. Они пишут, что над ними начали измываться. Это позиция Великой Державы? Это позиция морального превосходства над Турцией, которая торгует нефтью с игиловцами?
Президент говорит: «Не дождутся от нас истерики!». Да вот она истерика. Причем эта истерика такова, что бьет по интересам российской стороны, российского бизнеса и российских граждан гораздо сильнее, чем по турецкой стороне.
Странное Послание, честно говоря. Президент говорит, что мы не будем бряцать оружием, но…не раз еще Турции напомним. Как же не будем бряцать оружием? А пуски крылатых ракет, которые никакой военной надобностью не объясняются? Это не бряцание оружием? Это не демонстрация?
Удивительно, но мы раскрыли практически все карты современных военных возможностей России. Осталась только ядерная бомба. Зачем надо было показывать наш реальный военный уровень? Многие разведки мира бьются, чтобы иметь возможность понять, что реально в России есть, и что реально она может. Тут-то мы все сами и показали.
Эта часть вроде бы о внешней политике была. Но ни слова об Украине. О трагедии брошенных Россией на Донбассе русских людях. О блокаде Крыма. О том, что за год так и не застраховали энергосистему полуострова. О санкциях против России, блокаде России — ни слова. О торговых войнах с Белорусссией и Казахстаном. О спаде торгового оборота с Китаем. Ни слова. И где тут направления внешней политики?
НИ В КАКИЕ ВОРОТА НЕ ЛЕЗЕТ
Я ждал в Послании долгожданного слова «русский». Ни разу не услышал. Вернее один раз, и то в цитате Карамзина. С цитатами вообще странность, потому что сам Президент объяснил слушателям, что он читает Послание. Кто его пишет? Бог его знает.
По смыслу он сказал примерно следующее: «Вот я тут читаю-читаю свое Послание, и в нем даже для меня есть неожиданные пассажи». И начал цитировать Менделеева. Это, конечно же, проговорка, но она говорит о роли и смысле этого события — человек вышел и читает кем-то подготовленные бумаги. Конечно, он внес какие-то поправки, но сам признался, что нашел там много для себя неожиданного и нашел тогда, когда читал документ. Это вообще куда годится? Есть одна фраза в Послании: «Ни в какие ворота не лезет». Эта фраза, как мне кажется, подходит для этого документа.
Странный был состав слушателей: «ночной волк» сидит там в этой спецовке волчьей. Он кто такой? Он что, парламентарий, депутат, министр, губернатор…? Кто он такой? Что он делает в этом сообществе?
Следующий раздел, который обозначил Президент — это коррупция. Оказывается, что борцом с коррупцией в стране выступают не правоохранительные органы, а Общенародный фронт, который «раскопал» какие-то нечестные закупки. Прозвучали ключевые фразы Президента: «Прошу Генпрокурора, Генпрокуратору…». Это типа «Я прошу, не соизволите ли…», Я жду, не принесете ли…». Если Послание Президента формулируется терминами «прошу», «жду от Правительства», «жду предложений», то это разве определение направлений политики? Эта стилистика тоже показывает, что нет тут никакого управленческого системного начала. Никто ничего делать не будет, кроме показательных акций. Никто не собирается ничего делать. Ничего не сказано ни про Васильеву, ни про Скрынник, и уж тем паче про Сердюкова. Чайку, правда, в зале в этот момент крупно и долго показывали, да. У телеоператоров Кремля с чувством юмора все в порядке. А общество ждало другого.
СПАД СТАБИЛИЗИРОВАЛСЯ
Экономика — следующий блок президентского Послания. Что сказано? Ни слова о кризисе экономики, о том, что падает ВВП, падает промышленное производство, растет инфляция, растет безработица, на 10% упал уровень начисленной заработной платы в стране. Где когда-то обещанные Путиным 25 млн рабочих мест? Сказано: «Вот трудности, вот цена на нефть упала, вот финансовые санкции зарубежные… Но ничего. Все нормально. Ситуация не критическая. Даже есть позитивные тенденции».
Кто-то ему сказал, что стабилизировалось промышленное производство? Оно не стабилизировалось! Оно падает, и падение его не остановилось. По-видимому, писцы путают отраслевой показатель и производную от этого показателя. Все, чем они могут похвалиться и Президенту написать в этой бумаге, так это то, что темпы спада начинают снижаться. Но сам спад-то происходит! Кризис только развивается, никакого дна еще нет, потому что спад продолжается. Он идет медленнее, но это спад. Ничего этого не сказано. Все у нас нормально! Все хорошо! Оказывается и отток капитала сокращается. Замечательно! Это победа! Но отток-то капитала идет, никакого притока инвестиций нет, на что были ориентированы антикризисные планы Медведева?
Конечно, я поддержу, как и любой поддержит Президента, что не надо ждать повышения цен на нефть, нужно занять место в числе лидеров и изменить структуру экономики. Вопрос: «Как?». Как осуществить межотраслевой перелив? Ни слова в Послании не сказано. Все последнее пятнадцатилетие ничего не делалось для диверсификации экономики. Как выяснилось, надо чтобы Правительство предложило специальные программы. Да оно что только уже не предлагало, в том числе и «Стратегию-2020», которую выкинули на второй день после ее утверждения. Ясно одно — никаких изменений денежно-кредитной политики, а о безумной политике Центробанке вообще ни слова не было сказано, не произойдет. А это главный удушающий фактор развития, десуверенизующий факторы инвестиционного стимулирования, в том числе отраслевой перестройки. Ничего этого попросту не будет. Но озабоченность выражена. Пиар-эффект сформирован. Все официальные комментаторы, конечно, будут аплодировать.
СТРАНА-БАНКРОТ
Социальная и гуманитарная сфера. О чем сказал Президент? Идет урезание и сокращение, но об этом ничего не сказано. Произнесена такая фигура речи: «Социальная помощь будет доходить до тех, кто в ней нуждается». Это та самая оптимизация, когда урезаются и меняются критерии адресации. Бюджет-то секвестирован, и именно социальные и гуманитарные статьи урезаны больше всего: наука, образование, здравоохранение. Но ни слова об этом.
Забота как у отца родного. Прозвучала фраза: «Мы многое сделали в демографической сфере, образовании и здравоохранении». И действительно много сделали того, что сильно ухудшило систему образования, качество выпуска школьников, качество выпуска бакалавров и магистров. Это поразительно. Реформа здравоохранения, которая сокращает медицинские мощности, уже делает скорую помощь платной. Бюджетное финансирование исчерпано, его нет. А как же и откуда оно возьмется, если бюджет урезается? При этом Президент говорит: «Все. Мы наконец-то переходим на полную систему обязательного медицинского страхования».
Почему Президент не сказал, что бюджеты 79 субъектов Федерации из 85 дефицитны? Это страна — банкрот. Это региональные бюджеты — банкроты. Не сказано и о величине дефицита российского бюджета, который достигал 20% от самого бюджета. Не сказано, что сделано, и что надо сделать для погашения этого дефицита. Сказаны только банальности. Кто же против сбалансированности бюджета? Конечно, надо стремиться к исполнению Указов 2012 года. Что это вообще такое — стремиться к исполнению Указов Президента, которые по Конституции являются обязательными для исполнения? А как к ним стремиться, если бюджет секвестируется? Об этом опять-таки ни слова не сказано. Чем он собирается компенсировать эту бюджетную дыру? Мы-то знаем, чем — внешним и внутренним заимствованием, перекладыванием расходов по социальным и гуманитарным статьям на население и урезанием расходов. Образование становится платным, здравоохранение становится платным, социальный статус государства испаряется на глазах. Об этом ничего не сказано, потому что это и есть главная политическая линия. Она и будет продолжаться.
И опять формулировки: «Жду от Правительства конкретных предложений». А может быть пора это Правительство уже отправить в отставку и не ждать, а видеть, как новое Правительство работает, решает проблемы и исправляет ошибки предыдущего беспомощного? Поучается, что и Президент у нас беспомощный. Ждет он, видите ли, от Правительства…
ПРИВАТИЗИРУЕМ ГОСУДАРСТВО
Важнейшим приоритетом объявлено в Послании свободное предпринимательство. О планах приватизации он ничего не сказал, но мы-то уже знаем, что готовится приватизация изрядной доли Роснефти, Сбербанка, Российских железных дорог… Мало того, что уже уровень разгосударствления основных страхующих государство производственных фондов превышен. Опять свобода предпринимательства. Это важнейший приоритет, но до 1 июля 2016 года опять Президент ждет предложений. Полгода на то, чтобы дождаться предложений. Это основные направления внутренней политики? Полгода ждать предложений?
Единственная, пожалуй, рефлексия состоялась на громко прошумевшее решение прошлого года об амнистии капитала. «Результата нет», — так и сказал Президент. Так, а в чем причина? Что надо изменить? Ни слова. Да никто это и не анализировал. Никто вообще не собирается ни одной задачи решать, если вникнуть в интонацию, содержание и распорядительную часть нынешнего Послания.
Опять формулировка: «Прошу Правительство внести предложения и коррективы». Что его просить-то? Ему надо приказывать, спрашивать и в отставку отправлять, когда оно столько лет ничего не в состоянии сделать. Зачем на полгода продлевать амнистию капитала, если за предыдущий год вообще в этом направлении ничего не было сделано, ничего не поменялось? Но мы ждем от Правительства внесения корректив… И опять на год продлим. Это единственное, пожалуй, конкретное распоряжение управленческого плана, но содержание его близко к нулю.
Президент почему-то уверен, что фонд развития промышленности доказал свою эффективность и решил докапитализировать его на 20 миллиардов рублей. Там всего-то было 50 миллиардов. Для сравнения: инвестиционный дефицит по минимуму в годовом исчислении составляет 100 триллионов рублей. А здесь 20 миллиардов рублей. О чем речь? Это даже не пыль, это просто НИЧЕГО.
Да, конечно, прозвучали некоторые очередные инициативы в виде создания очередного Агентства технологического развития для поддержки конкурентоспособных производств. А что, кроме конкурентоспособных производств, других, например, социально значимых, оборонно значимых, регионально значимых, инфраструктурно значимых производств в стране нет и не бывает? Только РОСНАНО у нас планово убыточно, которое бюджет периодически накачивает деньгами?
Специальный инвестиционный контракт придуман для того, чтобы региональный налог на прибыль был для инвестора обнулен? А что будут делать регионы-банкроты, у которых бюджет дефицитен? Еще меньше снижать доходную базу? Что за идеи? Повторяю, 79 субъектов Федерации из 85 имеют дефицитные государственные бюджеты, а им продолжают говорить: «Снижайте собственную налоговую доходообразующую базу». Как-то не сшиваются эти вещи.
МЫ ТЕПЕРЬ — ЭКСПОРТЕРЫ
Восхитился Президент успехами сельского хозяйства: «Мы превратились в экспортера». Абсолютно странная позиция. В 2014 году до введения санкций, 39% потребляемой продукции в стране было импортной. Эта цифра немножко уменьшилась, но мы не превратились в экспортера. Были удачные погодные условия, и была тотальная распродажа по аффилированным с бизнес траекториями одного из вице-премьеров Правительства зерна на экспорт. Государственные запасы зерна пораспродали. И это называется «Мы теперь — экспортеры»?
Удивительные пассажи о том, что нужно ввести в хозяйственный оборот миллионы гектар пашни. А кто и когда был против? И сколько введено хотя бы не миллионов, а сотен новых гектар? Кто за это отвечает? Президентом предложен механизм: есть кто-то владеет землей, но не пользуется — изымать и продавать. Фантастика! Изымать? Это называется экспроприацией и национализацией. И при этом тут же продавать — это уже приватизация. Шило на мыло? И на каком основании изымать? Президент говорит: «К 1 июня 2016 года подготовьте предложения…». К 1 июня? Это даже не полгода, а 7 месяцев Правительство будет готовить предложения? Что за темпы работы, при таком революционном предложении? Объявить национализацию земли, а потом ее продажу с молотка? Поразительная вещь.
СНИЗИМ КУПОННЫЙ НАЛОГ ДЛЯ ОЛИГАРХОВ
Теперь вещь очень милая, убедительная, искренняя, очень последовательная. Тут верю на 100%. Снизить или даже убрать купонный налог, т. е. налог на ценные бумаги в виде облигаций. Дело в том, что Президент — давний поборник и политический источник плоской ставки подоходного налога: нищие платят 13%, и все его друзья — 110 олигархов и долларовых миллиардеров — тоже платят 13%. Но реально не 13% они платят. Дело в том, что доходы у нищих — это оплата труда, а доходы олигархов — это доходы на капитал и ценные бумаги, а там ставка налогообложения меньше, чем 13%. А сейчас Президент говорит: «Еще она великовата. Еще надо уменьшить ставку налогообложения в части ценных бумаг, которые облагаются, так называемым, купонным налогом». Трогательная забота о богатых и сверхбогатых, олигархах и всех членах «кооператива». Тут надо верить. Да. Но овновь написано и сказано: «От Правительства жду предложений…».
СОЗНАТЕЛЬНО ПОДРЫВАЕМ ЕВРОАЗИАТСКУЮ ИНТЕГРАЦИЮ?
Тема евроазиатской кооперации — важнейшая тема. Тема ШОСа, БРИКСа… Но почему-то ничего не сказано о том, что товарооборот с нашими ближайшими соседями — Казахстаном, Китаем — падает. С Китаем — на 39%. Почему-то ничего не сказано, что причуды и абсолютно подрывная экономически необоснованная деятельность Центрального банка России по девальвации рубля привела к торговым войнам, подрыву авторитета и индекса надежности России в отношениях в рамках ЕврАзЭСа. Президент не знает об этом? Ему об этом не рассказывают? Он не интересуется? Или, если он знает, так и должно быть? Значит это сознательная подрывная линия евроазиатской интеграции?
СБЕРЕЖЕНИЕ НАЦИИ
Гуманитарная часть. Демографическая повестка — сбережение нации. Мы двумя руками поддерживаем эту часть Послания по постановке темы. Но что говорит Президент? Опять какие-то не те данные дали, что ли? Оказывается у нас третий год — прирост населения России. Нет. Это не естественный прирост. Мы вышли на нулевые темпы и вышли за счет притока мигрантов. А что касается русских — слова, которого я ждал-ждал и не дождался — 80% населения России — у них продолжается естественное сокращение, а не естественный прирост. Потому что вся культурная, информационная, образовательная политика в стране игнорирует русскую цивилизационную идентичность и вообще «русскую тему», «русский вопрос». Ровно так же и на Востоке Украины Президент, мягко говоря, проигнорировал «Русскую весну», а точнее предал русских людей, которых там терзали и бомбили после того, как ему показалось важным остановить эту русскую тему.
Президент почему-то считает, что демографическая политика успешна, потому что есть рост ожидаемой продолжительности жизни. Президенту, наверное, тоже не объяснили, что это расчетный показатель. А смертность — это показатель фактический. И синхронизм между реформой здравоохранения, в котором «Мы много сделали», и ростом смертности очевиден. Более того, эту «реформу» не корректировали и не останавливали, и об этом Президент не сказал. Может быть, ему не написали? И действительно, много неожиданного человек нашел в документе, который зачитывал.
Выделили федеральные средства в развитие скорой помощи в России и регионах, а регионы не подхватили, не поддержали, не обновляют этот парк — вот какие нехорошие регионы. За десять лет количество субъектов Федерации с дефицитом бюджета увеличилось на 10–12 пунктов. Вся эта либеральная политика, которую проводят под руководством Президента В. В. Путина, ведет к тому, что скоро обанкротятся в смысле бюджетного баланса все российские регионы. Как и чего они там будут подхватывать и поддерживать?
Если 15 лет назад соотношение доходов в центре и в субъектах Российской Федерации составляло 50 на 50, то сейчас это соотношение — 65 на 30. А Президент удивляется: «Как же так? Опять регионам надо выделять деньги?». Так вы забрали деньги у регионов, вы забрали доходную базу, вы забрали механизм воспроизводства и стимулирования инвестиций в регионе. Что тут удивляться? Ваша политика, Господин Президент, дает свои результаты. Они таковы. Вы удивляетесь этим результатам? Значит, вы не имеете картины, вы введены в заблуждение, вам надо разобраться с Росстатом, вашими друзьями, помощниками и с теми бумагами, которые вам приносят. Вам надо создать дублирующую систему, чтобы ФСБ, ФАПСИ и другие специальные структуры давали вам независимую информацию. Посадите, выгоните с работы тех, кто вас дезинформирует.
10% БЮДЖЕТА — НКО
Еще больше средств будет уходить по Президентским грантам некоммерческим организациям — НКО. Предложен специальный титул для НКО. Мне он напомнил старинный титул «Поставщик Двора Его Императорского Величества». Именно они будут получать гранты. Я уже не буду говорить о том, насколько эта система коррумпирована. Президент тоже видимо об этом ничего не знает. Но объявлена еще одна очень опасная и важная штука — что примерно 10% бюджетных средств на социальные расходы страны из бюджетной государственной системы реализации будут переправлены на гранты этим самым НКО. Можно себе представить, какое количество (я думаю 5% бюджета) будет возвращаться в виде откатов? Сейчас ведь это примерно так. Шило из мешка — торчит. Для этого видимо и изобретена схема. А уже давным-давно разработанные идеи, предложения, проекты, так называемого, государственного социального заказа, так и не реализованы. С конкурсом, как положено. Зато придумывается специальная схема приватизации государственного бюджета в среде лояльных, отобранных, особых НКО. А если учесть, что сам бюджет сокращается, да еще и 10% от него отправляют на сомнительные схемы, то можно представить, что по социальным статьям в нашей стране будет происходить уже в следующем году.
Странно было услышать от Президента, что в школах требуются дополнительные места. А зачем вы школы сокращали и закрывали? Вы что теперь будете строить новые? Что это такое? Сократили и удивились, что мест не хватает? Это что за политика такая и что будет впереди?
СЛОВА ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ
Конечно, замечательные слова в заключение говорятся о Крыме и Севастополе, о тысячелетней истории нашей страны, о том, что у нас есть народ, что у нас есть общие ценности и задачи, что мы — часть глобального мира. Но это чистый пиар. Абсолютная техника. Единственное, что испортило общую картину — это странная оговорка. Президент говорит: «Читаю-читаю Послание и сам удивляюсь, что тут для меня нового и неожиданного написано…»
Я бы оценил Послание 2015 года как «Послание беспомощности, безответственности, бессмысленности и безнадежности». Причем хочу заверить, что это совершенно не эмоциональное заявление. Это заявление, которое я в своих комментариях и разборе обосновывал. Разбор и комментарии еще будут и более детальны и развиты. Спасибо за откровение Владимиру Владимировичу Путину. Это Послание помогает многое понять, осознать и спрогнозировать. В этом смысле оно очень полезно. Аплодирую этому Посланию.
Степан Сулакшин — генеральный директор Центра научной политической мысли и идеологии, д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор
05-12-2015 | Просмотры: (468)