Курс валют ЦБРФ


Курсы валют на 02.05.2024


1USD=91,78 руб.
1EUR=98,03 руб.
Показать еще

Лучшие компании


» » Губернатор и мутная вода приисков

Губернатор и мутная вода приисков

"Экономика Камчатского края должна активно развиваться в нескольких направлениях, уходя от зависимости от рыбохозяйственного комплекса", - такое заявление сделал губернатор Камчатки В.И. Илюхин в дни его пребывания на Асачинском ГОКе. Было ли предопределено это посещение желанием господина губернатора "поддержать своих", поскольку был причастен к освоению Асачинского месторождения, являясь одним из руководителей ООО "Мечта", которому принадлежал солидный пакет акций месторождения в 90-е годы, либо это был плановый, "рабочий" визит - Бог весть. Но в сентябре от института КамчатНИРО в СВТУ Росрыболовства пришло обращение о необходимости проведения инспекторской проверки АсачГОКа. Обращение вначале на 2 недели задержалось в институте, затем с 09 сентября перемещалось по городу. Что так долго держали и отправляли - вопрос к руководству КамчатНИРО. В дальнейшем - вопросы к руководителю СВТУ г-ну Христенко. Его предупреждали, что кандидат на должность начальника отдела согласования размещения хозяйственных объектов, организации воспроизводства и акклиматизации ВБР СВТУ Леонова Е.А. питает стойкую симпатию к горной промышленности, не позволяющую ей обнаруживать сбросы промстоков и промотходов горных предприятий в лососевые речки. Новый руководитель СВТУ, очевидно, по причине избыточной озабоченности за суверенность и твердость своего статуса, проигнорировал предоставленную ему информацию, и креатура (протеже) горнопромышленного истеблишмента опустилась в кресло руководителя инспекционной службы СВТУ.
Далее ситуация развивалась вполне предсказуемо. Сотрудники лаборатории оценки антропогенного воздействия на ВБР КамчатНИРО готовились принять участие в инспекции АсачГОКа, но вот беда: их "забыли" предупредить о дате вылета вертолета (предоставленного СВТУ, кстати, проверяемым предприятием, - что Прокуратура КК должна категорически пресекать). Естественно, г-жа Леонова, со свойственной ей способностью не видеть нарушений природоохранного законодательства на горных предприятиях (ранее - в 2006 году - не увидела мутный водный поток в реке Вывенке от устья руч. Ольховый до устья самой Вывенки), опять ничего не обнаружила! Это при том, что в обращении КамчатНИРО были указаны координаты точек сброса однородного мелкофракционного материала в реку Вичаевскую. Материал по консистенции, цвету и др. характеристикам очень напоминает шлам АсачГОКа, отложения его обнаружены в 200-300 м ниже шламохранилища - от конца водоотводной канавы и прослеживается на расстоянии более 4 км вниз по реке. Этот материал за природный принять никак нельзя хотя бы в силу его однородного фракционного состава, отвечающего фракционному составу шлама. И отложения его очень мощные, местами этот материал завис на ветках деревьев и кустах в пойме, обнаружить его не было никакой проблемы. И молоди лососей в реке - ноль, при том, что в 2013-м и молодь кижуча и гольца, и производители там наблюдались в изобилии!
Не был выявлен и сброс откачиваемых штольных вод в ручей Семейный (Левый Асачинский, согласно интерпретации УГМС). Остановить его не могли, поскольку отказ от откачки явился бы, де-факто, остановкой предприятия. Об этом также писалось в обращении, да и явка на контрольный створ при инспектировании является обязательной. Естественно, обнаружилась бы замутненность водного потока в Левом Асачинском, прослеживаемая до самого его впадения в реку Асача. Объяснимо было бы только невыявление факта монтажа противофильтрационного экрана на реконструируемом шламохранилище поверх валунов и крупной гальки. Впрочем, толку с такого экрана, даже смонтированного с соблюдением всех технологических требований - почти ноль. Шламохранилище создано на площадке с заметным уклоном в сторону реки и, естественно, вскоре после рекультивации/ликвидации предприятия, будет разрушено, и шлам окончательно похоронит лососевую экосистему Вичаевской. А поскольку действующее шламохранилище располагается на водораздельной линии бассейнов рек Мутная и Асача, часть захороненного шлама может вылететь и в Асачу.
И как быть тогда с выводами губернатора:
"Сегодня на месторождении используются эффективные методики, которые позволяют свести к минимуму ущерб, наносимый природе".
Почему тогда исчезла рыба из Вичаевской, имеет место запредельно высокая мутность ручья Семейный (он же Левый Асачинский)? Разве это не следствия просчетов, допущенных на этапе проектирования предприятия, игнорирования проектировщиками природных особенностей района реализации Асачинского проекта? Прежде всего, аномально высокой влажности, едва ли не самой высокой на полуострове, высокой ветровой нагрузке, особенно опасной в зимнее время. Здесь же - все экологические риски, связанные с расположением месторождения в пределах современного вулканического пояса, в условиях альпинотипного рельефа, на фланге молодой вулканотектонической структуры. Следовало предполагать и высокую влагонасыщенность горных пород, и как следствие, необходимость водоотлива штольневых вод, их обязательная очистка с соблюдением качественных характеристик воды в водотоке-водоприемнике (Лев. Асаче ниже сброса) на уровне требований к качеству вод рыбохозяйственных водных объектов. Та же Левая Асача на фоновом створе, выше штольни - речка чистейшая! И уже на этапе проектирования изучить возможность экологически приемлемой эксплуатации Асачинского золоторудного месторождения с использованием НДТ (наилучших доступных технологий). Замечу: наилучших с экологических позиций. Такую экспертную оценку должно дать независимое экспертное сообщество, а не нанятые на деньги оффшорных фирм коммерческие конторы по обоснованию пожеланий заказчика, как нынче принято в Отечестве. И после чего дать ответ на вопрос: сколь существенны будут экологические потери, в т.ч. базы воспроизводства лососевых, в обмен на Асачинское золото. Металл будет изъят только сегодня, а реки кормили человека и всех других обитателей полуострова сотни, тысячи лет. И далее кормить будут. Если не сгубит человека "пламенная страсть" к кольцам, перстням, золотым унитазам и другим "предметам культа" современного обывателя (до 75% всего добываемого сегодня в мире золота потребляет ювелирная промышленность).
Без такой оценки вся иная аргументация немногого стоит. Например, факт, приведенный в упоминаемом материале на сайте краевого правительства, что оператор Асачинского ГОКа ЗАО "Тревожное зарево" перечислило в краевой бюджет больше 300 миллионов рублей за 9 месяцев этого года. Много это или мало соотносительно с объемом потерь, нанесенным экосистемам, биоресурсному, рекреационному потенциалам? Денежка, полученная за 9 месяцев, обменена на ущерб, который будет проявляться на протяжении десятилетий. А где-то - на весь исторически обозримый период, с безвозвратной потерей экосистем.
"Будет проработан вопрос организации туров на комбинат, поскольку добыча рудного золота - это для нашего региона достаточно новое производство. Думаю, туристам будет интересно увидеть, как этот процесс организован, подержать в руках слиток камчатского золота".
Призыв к организации таких туров не нов. Но… а каково на этот счет мнение сменного горного мастера на штольне по поводу вероятности такой экскурсии? В штольне-то идут буро-взрывные работы. И за безопасность экскурсантов отвечать не подателям этой "конгениальной" идеи, а горному мастеру, взрывнику, другим ответственным лицам. Причем по статье УК. То же - и по экскурсионному маршруту на золотоизвлекательную фабрику. Сменного технолога отделения сорбции спросили? У него на участке весь персонал - в химзащитном облачении, в масках, в респираторах. И все равно гибнут люди (последний несчастный случай на производстве произошел 22 февраля 2014 г., когда один работник АсачГОКа погиб, второго едва откачали). На других участках (отделениях) - ситуация идентичная либо схожая. В том числе и на участке плавки Доре, там, где слитки получают. Горнорудные предприятия, применяющие буро-взрывные работы, использующие в процессе извлечения полезного ископаемого цианирование больших масс руды и иные, сходные методы с применением сильно действующих ядовитых веществ, опасны прежде всего для работающего на предприятии персонала. И остаются туристам только гараж, склад (только не там, где сотни тонн цианида натрия лежат!), очистные бытовых стоков ("биодиски"), жилой поселок, ДЭС, столовая… . То есть, те достопримечательности, которые можно обозревать и без посещения АсачГОКа.
Нет, лукавлю… А контрольные створы на Левой Асаче и Вичаевской? Живописные отложения шлама далеко от шламохранилища, вниз по речке Вичаевской, в которой когда-то была рыба… Левая Асача, замутненная сбросом штольных вод… Рыбы от того больше не станет. Да по мнению господ горнопромышленников, замутненность вод не оказывает негативного воздействия на ихтиофауну. Как сие соотносится с наукой? Никак. С точки зрения горнопромышленников, всё, что мешает им золото гресть, причем по дешевке, не заморачиваясь природоохранной проблематикой и экологией - лженаука.
Еще больший интерес для туристов представит собой золоторудный ГОК на Камчатке после его ликвидации, где взору туриста предстанет результат реализации выше означенного тезиса "Уход от зависимости от рыбохозяйственного комплекса":
…"Посмотрите налево - мы с Вами объезжаем хранилища отходов горного производства (так называемых хвостов цианирования) рекультивированных в строгом соответствии с планом рекультивации нарушенных земель: заброшены каменюками, засеяны овсами. Объект представим как геологическое тело, сложенное миллионами тонн размолотой "в пыль" горной породы, прошедшей обработку раствором сильно действующего ядовитого вещества. То есть, представим искусственной геохимической аномалией. Как следствие этих работ, в совокупности с условиями расположения объекта на площади развития мерзлотно-солифлюкционных, склоновых процессов, мы наблюдаем разрушение этой аномалии с выносом мелкофракционного материала в русло нерестовой реки. Река перестала быть нерестовой еще в период работы комбината, а идущий в настоящее время процесс заиливания русла отходами горного производства обеспечивает чаемую краевым руководством независимость региональной экономики от любой водной живности на сотни лет вперед… Посмотрите направо - пред Вашим взором карьеры и штольни отработанного месторождения. Отвалы вскрышных пород, омываемые метеорными водами, подмываемые грунтовыми водами, разрушаемые экзогенными процессами. Мутные стоки, обогащенные всем, чем Бог послал разработанной площади развития гидротермально измененных пород (Hg, Cd, Cu, Zn, S, As и прочая из таблицы Менделеева), уходят в те же лососевые реки, также успешно гарантируя независимость нашей экономики от напасти вражьей - рыбопромышленного комплекса".
И таких объектов, находящихся в режиме эксплуатации, на территории губернии нашей через 10-15 лет ожидается десятка полтора в бассейнах 20-ти высокопродуктивных лососевых нерестовых рек полуострова. Плюс отработавших запасы, рекультивированных/ликвидированных несколько штук. По оценке специалистов КамчатНИРО, при осуществлении "базового" варианта "Стратегии развития и освоения минерально-сырьевой базы (МСБ) Камчатского края", с учетом дополнений, внесенных последней "Стратегией социально-экономического развития Камчатского края на период до 2030 года", в зоне вероятного техногенного воздействия предполагаемых к реализации в этот период проектов освоения МСБ окажутся бассейны лососевых рек, в которых сконцентрировано до четверти всей базы воспроизводства лососевых в крае. С учетом укоренившейся у нас к настоящему времени практики освоения МСБ горной промышленности, с высокой степенью вероятности следует предполагать утрату к 2035-му году не менее половины лососевого ресурса этих бассейнов. Причем значительная часть потерь - невосстановимые (безвозвратно утраченные) в силу утраты экосистемных функций среды обитания лососей. Что недостижимо никакими усилиями браконьеров, но горной промышленности такого рода "подвиги" не просто по плечу, а в "порядке вещей", "норма". Эти потери, по причинам вполне понятным, со временем будут расти.
А горнопромышленный туризм можно развертывать уже сейчас. И есть достойнейший объект: Сейнав-Гальмоэнанский платиноносный узел в бассейне реки Вывенки. По экологической ситуации на Вывенке также ушло из института обращение в СВТУ Росрыболовства, но с инспекторской проверкой затянули до морозов, когда имеющие место факты деградации экосистем, ущерба лососевому ресурсу не выявляются с достаточной достоверностью. В период подхода лосося на нерест "есть на что посмотреть": и лосося того в верховьях левых притоков Ветвея, верховьях Левтыриннываяма нет совсем, а ниже по течению - единичные особи на сотни метров русла. Заиленность нерестилищ, замутненность водотоков, размыв отложений илов, отсутствие рекультивации на участках, добыча на которых остановлена 5-10 лет тому назад… И что настораживает: техногенное воздействие на водотоки "рекультивированных" участков, где остановлены горные работы, многократно интенсивней, чем действующего добычного участка. Пусть взглянет турист на искусственные горные сооружения, не поддающиеся рекультивации (ее биологическому этапу, по мотивировке из ОВОС по участкам Ледяной и Левтыриннываям). Пусть оценит достойный вклад "Корякгеолдобычи" в дело спасения Камчатки от рыбопромышленного комплекса!
И пусть турист, наш, камчатский, и с материка, своими глазами убедится, что курс на освобождение экономики и социальной сферы Камчатки "от зависимости от рыбопромышленного комплекса", успешно реализуется усилиями горнопромышленных компаний, при полной поддержке его нынешней краевой администрацией. Если дело по уничтожению окружающей среды Камчатки действительно зашло так далеко, то можно считать, что над покровителями безобразий уже замаячило небо в клеточку.
Василевский Ю. А.

P.S.Если дело по уничтожению окружающей среды Камчатки действительно зашло так далеко, то можно считать, что над покровителями безобразий уже замаячило небо в клеточку.
20-01-2016 | Просмотры: (324)
Комментарии: