А рыба-то будет?
Война. Кажется, сегодня это слово не вызывает особого трепета. Изо дня в день мы наблюдаем различные формы ее проявления в политике, экономике, культуре и межнациональных отношениях. Сегодня из уст ученых мужей мы слышим даже и о таком явлении, как обострение борьбы за биологические ресурсы океанов.
По мнению экспертов, в настоящее время объекты морского промысла мировыми державами используются практически полностью и глобальные "рыбные войны" уже не за горами. По словам директора Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии Михаила Глубоковского, "конкурирующие страны начнут использовать всевозможные политические и экономические рычаги для ограничения уловов друг друга". Однако россияне могут спать спокойно - эти войны не затронут Дальний Восток. "Здесь у России всегда было столько квот, что рыбы хватает с избытком. Какой-то острой конкуренции за ресурсы у нас ни с кем нет. Насколько мне известно, напряжённые отношения есть у наших соседей - Китай и Корея делят участки вылова в южной части Японского моря", - такого мнения придерживается заместитель директора ТИНРО-Центра Игорь Мельников ("Эксперты: Дальний Восток окажется в стороне от "рыбных войн"").
Действительно, рыбы здесь вылавливается с избытком. Лососевая путина прошлого года это доказала. Все мы слышали об этих рекордных количествах рыбы. Однако, не смотря на хорошие уловы, ценники на российскую рыбу у самих россиян вызывали, скорее, шок (если не ужас). О том, что потребление рыбных ресурсов гражданами нашей страны упало говорит и статистика: "Потребление рыбы в России в 2015 году, несмотря на рост добычи, снизилось до 14 кг на человека. Это на 6 кг меньше минимума, рекомендуемого Минздравом для здорового потребления. Как сообщил "Интерфаксу" руководитель информационного агентства по рыболовству Александр Савельев, эксперты, прогнозировавшие в конце прошлого года падение потребления до 15 кг, пересмотрели свои оценки после обновленных данных за прошлый год.
Российские рыбаки в минувшем году выловили рекордные 4,4 млн тонн рыбы, этот показатель учитывает объемы, добытые в пресноводных водоемах страны, а также рыбу, выловленную крымскими рыбаками, что прежде не учитывалось в показателях" ("Потребление рыбы в России упало до 14 кг на человека").
Заинтересовал руководителя Информационного агентства по рыболовству Александра Савельева и другой момент, связанный с объемами общего вылова ВБР в Дальневосточном бассейне и их дальнейшей судьбой: "Нас, безусловно, волнуют взлетевшие по итогам прошлого года цены на рыбу в среднем более чем на 20% и катастрофическое падение потребления рыбы гражданами страны ниже 14 кг среднедушевого потребления в год, что на 6 кг ниже рекомендуемой Минздравом нормы здорового питания. Поэтому проблемы насыщения внутреннего рынка отечественной рыбопродукцией по доступным ценам, на наш взгляд, являются приоритетными для отраслевых регуляторов. Однако данные ведомств по выловам рыбы, поставкам на экспорт и на внутренний рынок вызывают недоумение. Так согласно опубликованным Росрыболовством итогам в 2015 году в Дальневосточном бассейне добыто 2,79 млн. тонн рыбы (по данным Ассоциации добытчиков минтая, общий вылов в том же бассейне составил 2,88 млн. тонн). Через дальневосточные таможни, по данным ДВТУ, вывезено за границу 1,21 млн тонн продукции из водных биоресурсов. По сообщению РЖД, лишь 0,65 млн. тонн тихоокеанской рыбы поставлено во внутренние регионы России. Даже если иметь ввиду, что по Северному морскому пути доставлено порядка 8 тысяч тонн рыбы в европейскую часть страны и немного через Панамский и Суэцкий каналы, а также незначительные перевозки автомобильным и авиационным транспортом, то всё равно остаётся не ясной судьба более чем 1 миллиона тонн рыбы? Куда делась она?" ("Где миллион тонн рыбы?")
Куда уходит дальневосточная рыба, прокомментировал начальник Дальневосточного таможенного управления Юрий Ладыгин. По его словам, Приморский край в 2015 году стал больше поставлять рыбу и морепродукты азиатским странам - объем вывозимой рыбы увеличился на 4,4 процента: "Житницей по водным биоресурсам является Дальний Восток. В прошлом 2015 году было экспортировано 1,206 миллиона тонн рыбы и морепродуктов, общая стоимость которых составила боле 2,2 млрд. долларов США. Если сравнивать эти цифры с 2014 годом, то объемы продажи рыбы и морепродуктов были увеличены на 4,4 процента. В основном товар экспортируется в Китай и Корею, реже в Японию", - отметил он. Помимо увеличения экспорта рыбы, увеличилось количество преступлений, связанных с незаконным вывозом и контрабандой морепродукции" ("Азиаты массово скупают дальневосточную рыбу").
Тем временем, во Всероссийском научно-исследовательском институте рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО) на заседании Отраслевого совета по промысловому прогнозированию при Федеральном агентстве по рыболовству озвучили прогнозы будущей лососевой рыбалки. "Согласно общему докладу, возможный вылов тихоокеанских лососей в 2016 г. обоснован в объеме около 330 тыс. тонн. "Это очень осторожный прогноз, с учетом серьезных климатических перестроек в северном полушарии, к которым горбуша особенно чувствительна", - уточнила Наталия Кловач [заведующая лабораторией тихоокеанских лососей - прим.]. По прогнозам ученых, в 2016 г. на Дальнем Востоке ожидается снижение вылова горбуши, кижуча и чавычи. Рекомендуемый вылов горбуши на 2016 г. составляет около 145 тыс. тонн, кижуча - 9,1 тыс.тонн, чавычи - 0,9 тыс. тонн. Запасы нерки и кеты находятся на высоком уровне. Вылов кеты рекомендуется в объеме 126 тыс.тонн, нерки - 49,9 тыс. тонн" ("Во ВНИРО обсудили прогноз возможного вылова тихоокеанских лососей в 2016 г.").
Что ж, при таких прогнозах россиянам обольщаться не стоит - ценник на рыбу вряд ли окажется ниже показателей прошлого года, не смотря на те рычаги регулирования стоимости не грозились бы применить "сверху". Не спасет, видимо, ситуацию на рыбном рынке и выращиваемый в Мурманской области лосось - в прошлом году с ним как-то не заладилось. Если одну из фирм - ООО "Русское море-Аквакультура" (в садках которой в прошлом году в огромных масштабах гибла семга) - поддержали на государственном уровне, выделив 300 млн рублей ("В Мурманской области фирма, где гибнет семга, получила 300 млн"), то руководители второй фирмы ПАО "Русский лосось" все еще ищут финансирование, чтобы перезапустить проект заново ("На фермах "Русского лосося" не осталось рыбы"). К слову, руководитель пресс-службы Росрыболовства Ксения Тимакова дала свой комментарий по поводу произошедшей в прошлом году ситуации: "На самом деле, внимание в этот раз, во-первых, очень высокое к аквакультуре, потому что на фоне активных замещений норвежской семги семгой российского производства внимание пристальное к этому сегменту. Но вообще, конечно, это повод задуматься, почему именно в тот период, когда у компаний был очень хороший рынок для реализации продукции, в этом районе произошли инфекции. На самом деле, в регионе уже с прошлого года работает специальная ветеринарная комиссия, которая держит ситуацию на контроле и расследует причины. Я думаю, что через какое-то время мы от ветеринаров получим уже заключения о причинах. Это может быть нарушение, с одной стороны, технологического цикла - где-то меры ветеринарные были не проведены, либо это привнесенный вирус или бактериальное заболевание, причины могут быть разные" ("Российские компании полностью зависят от поставок малька лосося из Норвегии").
Мария Беседина
07-02-2016 | Просмотры: (392)