Впереди России всей
Мало кого сегодня можно удивить аббревиатурой ТОР. Столь часто мелькает она в масс-медиа, что кажется: останови на улице первоклашку, спроси его, что это такое, – и он тут же отчеканит тебе: «Территория опережающего развития!» Однако глубже простому обывателю в суть этого явления вникнуть трудно – а между тем его воплощение в жизнь касается не только лично каждого жителя Камчатки, но и ее гостей – и в будущем, благодаря все тому же ТОРу, их должно стать значительно больше.
Лучшим из возможных экспертов в этом вопросе стал глава министерства экономического развития, предпринимательства и торговли Камчатского края Дмитрий Коростелёв. Будучи человеком неравнодушным – ни к своему делу, ни к выбранной нами теме, – министр любезно нашел в своем плотном графике время для беседы.
– Дмитрий Анатольевич, верно ли такое понимание сути ТОРа: рассматривается часть какого-то региона, исследуются ее плюсы и минусы, а затем принимается решение вложить в эти плюсы финансовые средства, новые технологии и человеческие ресурсы?
– Да, идеология закона о ТОРах именно такова. Когда Министерство по развитию Дальнего Востока готовило его проект, специалисты изучали лучшие практики США и Азиатско-Тихоокеанского региона: опыт Японии, Южной Кореи, Китая и других стран. В основе брались, в частности, такие мировые аналоги: налоги на прибыль или на имущество, страховые взносы, получение разрешения на строительство, подключение к системе электроснабжения, предоставление земельных участков, контрольно-надзорная деятельность и так далее. Исходя из этих лучших практик, была создана концепция закона о ТОР. Если Южная Корея, к примеру, минимизирует контрольно-надзорную деятельность – значит мы будем этот опыт внедрять у себя. Насколько это хорошо – покажет время, потому что мы сегодня любое явление пытаемся сразу же подвести под какой-то особый правовой режим.
ТОР – это действительно не новая идея. Были и свободные экономические зоны, и зоны территориального развития. Меняются и сроки, в течение которых территории будут действовать, – сегодня, согласно закону о ТОР, это 70 лет. В этой цифре кроются определенные гарантии инвесторам.
Я думаю, что идея ТОР – правильная. В том смысле, что повсеместно, как при социализме, развивать экономику Дальнего Востока равными темпами и с одинаковым качеством жизни – нереально. Природные условия очень тяжелые, населения немного – нужна концентрация ресурсов, людей, финансов, усилий. Но хорошая идея должна лечь на благодатную почву. Управленческое искусство заключается в том, чтобы найти эту основу, понять, на самом ли деле место, где собираются разместить ТОР, является благоприятным для интенсивного роста. И потом надо понимать, что ТОР должна не только развиваться сама в себе, но и давать импульсы сопредельным районам, с которыми должны выстраиваться интеграционные и кооперационные связи.
Летом 2015 года в закон были внесены изменения, и сейчас эти особые правовые режимы в рамках ТОРов распространяются на закрытые административные территориальные образования страны. Завершает же этот документ мысль о том, что по прошествии 3 лет данный закон распространится на всю Российскую Федерацию. Дальний Восток в данном случае выступает «пилотником».
Повторюсь, любой закон – это форма. Очень важно, чтобы он работал, был наполнен политическим волевым содержанием. И такое наполнение происходит на самом высоком уровне. Тот факт, что полпред президента в Дальневосточном округе Юрий Петрович Трутнев лично встречается с каждым инвестором, бывает на каждой площадке, – гарантирует, что все должно получиться. Ведь есть запрос на реализацию столь масштабного проекта со стороны власти, а бизнес видит ее интерес – и подключается к реализации.
– Говоря о прецедентной практике со стороны Камчатки, можем ли мы подразумевать региональное новаторство во внедрении идеи в жизнь?
– Здесь необходимо остановиться на концепции создания ТОРа на Камчатке. На мой взгляд, в соседних регионах – Хабаровском, Приморском краях – наши коллеги со стартовыми условиями особо себя не утруждали. Находили земельный участок, подводили к нему коммуникации и говорили: вот наш ТОР! Приходите, бизнесмены, инвестируйте, стройте в рамках общей концепции что угодно. Получайте налоговые льготы, квоты на привлечение иностранной рабочей силы, иммунитет в контрольно-надзорной сфере. То есть в целом – никакой очевидной специализации. Мы изначально были против этого подхода: Камчатке рояли в кустах не нужны. Мы исходили из потребностей нашего региона, из приоритетов, необходимых для реализации стратегии его развития. Оттого и строили свой собственный комплексный проект, и именно поэтому фундамент его покоится на трех краеугольных камнях: портово-логистической, агропромышленной и туристско-рекреационной составляющих.
У региона есть очевидная потребность в реконструкции морского порта и аэропорта – наших буквальных ворот на полуостров, значимых и исторически, и экономически, поэтому решили начать с них. В обоих случаях это федеральная собственность, так что понадобилось согласование на федеральном уровне. Однако продвигалось это дело не особо успешно, для воплощения проекта в жизнь нужен был катализатор – и тут родилась идея создания ТОРа. Москва спрашивает нас: а зачем? Мы отвечаем: туристы приедут. Они: куда? Тут мы начинаем развивать второе направление – туристическое. Возникает вопрос: чем их кормить? Здесь появляется потребность выйти на продовольственную самостоятельность. Таким образом, наш треугольник и сросся, образно говоря.
Но нам есть куда двигаться. Мы готовы предметно обсуждать те предложения, которые бизнесом основательно проработаны, имеют хорошую экономическую перспективу. Это забота самого бизнеса, не мы создаем инвестпроекты, мы их только поддерживаем. В ином случае нам надо было бы вмешиваться в бизнес.
– Расскажите чуть подробнее об этих проектах.
– В агропромышленном секторе особенно важно с целью продовольственной безопасности строительство собственных производственных мощностей. Мы уже продвинулись по молоку и сельскому хозяйству открытого грунта, и сейчас очень важно достичь положительных показателей в тепличном хозяйстве. Хотя агропромышленную специализацию у нас можно назвать факультативной: мы решаем вопросы этого направления и в рамках ТОРа, и в рамках особо значимых инвестиционных проектов. Например, один из потенциальных резидентов ТОРа – компания «Зеленая ферма» планирует строительство масштабного тепличного комплекса для выращивания огурцов и помидоров. Интересный проект в этом же направлении и у компании «Агродар». Проект компании «Агротек» поможет полуострову закрыть вопрос по свинине – обеспечить вплоть до 70 процентов от общей потребности.
Что же касается портово-логистического направления – сегодня расставляются точки над «и» в вопросе вложения федеральных средств в объекты инфраструктуры транспорта Камчатки – в порт и аэропорт. По ним у нас есть целый ряд программ, и позиция края однозначна: средства следует сконцентрировать на приоритетах, а не размазывать по региону тонким слоем, в том числе – по только начатым объектам в виде заложенного фундамента, будущее которых далеко не ясно. Возведение морвокзала, как сегодня любой может видеть, мы уже завершаем. Самая основная нагрузка сейчас – на реконструкцию причальных сооружений, донно-углубительные работы. В течение этого года по аэровокзалу и порту планируется завершить проектные работы, чтобы мы представили эти проекты потенциальным инвесторам, которые у нас уже есть: известен интерес Сбербанка и Фонда развития Дальнего Востока.
– Хотелось бы услышать добрые вести и о будущем камчатского туризма.
– 380 га паратунской земли на сегодняшний день отмежевано и поставлено на учет, проведены предпроектные работы. Есть интересные предложения от китайской стороны, планирует направлять к нам своих туристов Южная Корея, и даже итальянцы к строительству отелей на Камчатке проявили интерес. Сейчас пока все эти планы находятся в стадии обсуждения. Самое главное – в туристическом кластере «Паратунка» власть решает сейчас вопрос с инфраструктурой, подключением к сетям, с очистными сооружениями, подводит дополнительно термальную воду, площадки обустраивает, дороги… В «Алых парусах» планируется построить аквапарк с пляжной зоной, гостиницы на 120 и 40 мест, 3 детских оздоровительных комплекса на 100 мест каждый, лечебно-оздоровительный комплекс и коттеджи для отдыха. Не отстают от них и два ООО – «Тулуач» и «Русский двор»: первые задумали гостиницу на 300 мест и рекреационный центр, вторые – спортивно-оздоровительный гостиничный комплекс. Аквапарком с пляжной зоной, мини-гостиницами и оздоровительным комплексом собирается встретить своих гостей «Лесная».
Особо стоит отметить площадку «Зеленовские озерки»: там, наряду с тепличными комплексами, ОАО «Гостиница «Авача»» планирует строительство административно-лечебного корпуса гостиничного типа на 150 номеров от бизнес- до экономкласса. Там же расположатся оздоровительный центр, бассейн с термальной водой и спа-комплексы. Уже разработан бизнес-план, имеется земля в аренде. Сегодня он требует решения первичных технологических задач – строительства линий электропередач и реконструкции автомобильных дорог.
Все дорожные карты согласованы, все площадки должны быть готовы под ключ к 2018 году.
– Дмитрий Анатольевич, чего в камчатском ТОРе больше: инновационного эксперимента или целенаправленного укрепления экономики региона?
– Не скрою, мы часто спорим о ТОРе с коллегами – и вместе приходим к выводу, что он не должен быть «идеей в самой себе», витающей в верхах, на правительственном уровне. Постоянно обсуждаем его на различных площадках, круглых столах. Кстати, активным и конструктивным оппонентом выступает Федерация профсоюзов Камчатки. Мы вместе буквально вычитываем каждый пункт закона в поисках возможного риска, и их действия наряду с другими общественными организациями, с которыми мы тесно сотрудничаем, можно смело назвать внешним аудитом. Кроме того, ФПК вошла в наблюдательный совет ТОРа. Мы делаем нашу работу максимально открытой и самое главное – погружаем ТОР в стратегию развития «Камчатка-2030», над актуализацией которой сейчас активно работаем. В текущем 2016 году мы обязаны эту работу завершить.
Герман ГОРШКОВ
23-03-2016 | Просмотры: (340)