Отгремели фанфары Первого рыбацкого Форума и Выставки в Санкт-Петербурге, которые организовало Росрыболовство и лично ее руководитель Илья Шестаков. Пресса активно и в основном положительно освещало это мероприятие, особенно в период пребывания и участия в нем заместителя Председателя Правительства России Аркадия Дворковича. Главный сигнал, который дан рыбацкому сообществу на Форуме это то, что с 2019 года и далее на ближайшие 12 лет пахарям моря придется работать по представленной на нем И. Шестаковым и одобренной А.Дворковичем новой Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации до 2030 года. Сердцевиной ее составляют обновление рыболовного флота, береговой рыбопереработки посредством «инвестквот», развитие аквакультуры, выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью, поддержка правительством экспорта и многое, многое другое.
Насколько удался Форум и Выставка и каково мое личное, не бесспорное, восприятие Стратегии 2030 года позволю поделиться с читателями сайта, как присутствующий на этом важном мероприятии по приглашению руководства Росрыболовства наряду с другими ветеранами рыбной отрасли.
Прежде всего, хочу отметить, что возвращение крупного рыбацкого мероприятия, а именно таким и являются Форум и Выставка в Санкт-Петербург, это разумное решение, как и приглашение на него ветеранов отрасли.
Сами Форум и Выставка отличается от тех мероприятий, которые ранее проходили по рыбацкой тематике здесь же в Ленинграде на том же Крестовом острове в Гавани и которые многие помнят их, как «Инрыбпром». Впервые такая выставка в Советском Союзе была организована в 1968 года, а начиная с 1970 года, проводились они каждые пять лет. Да и в новой России рыбацкие выставки под брендом «Инрыбпром» были проведены Росрыболовством в 1995 и 2000 годах. Их цель была - определить каково состояние рыбного хозяйства нашей страны по отношению к аналогичным показателям зарубежных ведущих рыболовных стран. А с другой стороны - показать свои достижения, посмотреть, что есть у иностранных компаний, фирм и производителей, и внедрить все лучшее у себя. Я, как участник этих мероприятий, начиная с самого первого «Инрыбпром» в 1968 году (тогда я был в составе мурманской делегации), а в последствии работая в Минрыбхозе СССР и отвечая за направление международного сотрудничества на этой престижной выставке, хочу подчеркнуть, что эти мероприятия были весьма информативными, с очень большим количеством участников, как с советской, российской стороны, так и из-за рубежа. Они давали огромный эффект для развития рыбного хозяйства на пять лет вперед. Особенно в морском рыболовстве, в рыбопереработки, в средствах поиска и обнаружения, добычи рыбных скоплений, да и в судостроении. Это были продуманные, масштабные мероприятия, с многомиллионными заключаемыми контрактами, с престижными участниками – ведущими рыболовными державами во главе с их министрами рыболовства из десятков стран мира. На ней были представлены и ведущие предприятия, организации, институты рыбного хозяйства нашей страны во главе с их руководителями и авторитетными и заслуженными работниками и учеными отрасли . Подчеркну, что на этих выставках, начиная с 1970 и затем в 1975, 1980 и 1985 гг., демонстрировались даже действующие современные как наши, так и зарубежные рыбопромысловые, научные и учебные суда, которые были здесь же у причалов выставки в Гавани. На самой же выставке предприятия, фирмы, научно исследовательские институты и конструкторские организации демонстрировали свою продукцию в области рыбопереработки, средств поиска, орудий лова и т. д. посредством действующих машин и оборудования. Это давало возможность не только увидеть, но как говорится, и пощупать своими руками. Реализовывалась для посетителей выставки, правда в небольших масштабах, рыбная продукция, производимая нашими предприятиями. Такие выставки привлекали внимание не только специалистов, но жителей Ленинграда. Ее посещало сотни тысяч человек.
Сегодняшнему мероприятию ее организаторы дали другую направленность. Они поставили новую цель и в соответствии с этим дали другое наименование - Форум и Выставка.
Сама экспозиция Выставки уместилась в одном павильоне, где фирмы предприятия демонстрировали свою конечную рыбную продукцию, которую можно было продегустировать и договорится о соответствующих поставках. Привлекательны были павильон Спасательной службы Северного бассейна, фирмы «Баадер», научных учреждений и ряда рыбодобывающих компаний. Оценку выставки дал, осмотрев ее зампред правительства Аркадий Дворкович, который сказал прессе, что она «…хотя и компактна, но показывает весь спектр того, что делается в России». Точнее и не скажешь.
В пределах же Форума, на ее пленарных заседаниях решалось две задачи.
Первая - привлечь внимание наших зарубежных партнеров и разобраться, что происходит в ресурсной базе Мирового океана и как идет сотрудничество? То-есть, к чему мы идем: - к конкуренции или сотрудничеству? Задавший тон этой дискуссии И. Шестаков высказался за сотрудничество в исследованиях сырьевой базы рыболовства и неизбежную конкуренцию на рынке рыбного сырья и продукции. Выступающий министр рыболовства Королевства Норвегии Пер Сандберг, министр сельского хозяйства и рыболовства Королевств Марокко Азиз Аханнуш, руководитель Государственного субсекретариата по рыболовству и аквакультуре Республики Чили Пабло Матурано, а также генеральный секретарь Ассоциации океанического рыболовства Китая Хуан Баошань и президент Всеяпонской рыбопромышленной ассоциации Тосиро Сирасу и остальные участники пленарного заседания поддержали такой подход. Было достигнуто общее понимание, что надо сотрудничать в области исследований Мирового океана, рациональной эксплуатации его биоресурсов. А вот что касается торговли рыбой и рыбопродукцией и других направлений, то поскольку все мы оказались в едином экономическом пространстве, которой нынче любовно называется - рыночные отношения, а говоря прямо - капиталистическая система, то здесь, конечно, у нас конкуренция. Причем, по моему мнению, весьма жесткая: если я вас опережаю в технических вопросах, а также себестоимость у меня ниже, а затраты меньше, то я своими достижениями с вами поделюсь, но лишь тогда, когда у меня в кармане будет уже что-то новое и гораздо более современное.
В этой части дискуссии на Форуме прозвучал и такой тезис: возможности Мирового океана по изъятию в последние годы колеблется около отметки 90-100 миллионов тонн рыбы в год. Но еще в конце XX века такой крупнейший отечественный специалист, как профессор Петр Алексеевич Моисеев, своими расчетами и исследованиями показал, что возможности Мирового океана составляют 200-250 миллионов тонн, если мы вовлечем в промысел криль, мезопелагические рыбы, водоросли и другие объекты. К этой оценке присоединяются и некоторые видные зарубежные ученые. А сейчас почему-то ФАО и целый ряд международных организаций, да и ряд прибрежных государств, постоянно считают нужным занизить возможности по оптимальному вылову в своих 200-мильных зонах, да и в открытых районах Мирового океана. Делается это с единственной целью помешать тому, кто имеет флот, работать в их зоне и в открытых районах океана. Одновременно преследуется и другая цель - удерживать ту цену на мировом рынке и на внутреннем рынке, которая бы давала хорошую прибыль тем, кто продает, и меньше всего давала бы прибыль самим рыбакам-добытчикам. Выступающие, а только они имели, к сожалению, право излагать свою позицию (вопросы и мнения участников, присутствующих в зале были исключены), по моему мнению, сознательно или по другим причинам «упустили, не заметили», конкуренцию, которая все же имеется и в таком направлении как оценка состояния сырьевых ресурсов и возможных объемах их изъятия. Последнее во многом определяется качеством научно-исследовательского флота и финансированием этого направления со стороны государства. В этом важнейшем вопросе Россия находится на несколько порядков ниже в отличие от своих ближайших соседей-конкурентов, таких как Норвегия, ЕС, Исландия, Япония, Южная Корея и других. Наше отставание по этому направлению достигло критической отметки и если государство не примет срочных мер по обновлению научно-исследовательского флота и оптимального финансирования рыбохозяйственной науки, то мы можем оказаться в точке не возврата. В этом случае уже нам будут «диктовать» международные организации, да и соседи с которыми мы совместно владеем общими и ассимилированными запасами, возможные объемы вылова даже в российской 200-мильной зоне, не говоря уже об открытых районах Мирового океана.
Вторая часть пленарного заседания Форума была посвящена сугубо внутреннему, хотя и важному вопросу - анонсировалась новая «Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации до 2030 года». Именно на ее презентации руководителем Росрыболовста Ильей Шестаковым присутствовал заместитель Председателя Правительства РФ Аркадий Дворкович, который и курирует рыбную отрасль в правительстве. В своем вступительном слове он отметил успехи отрасли и что рассматриваемая долгосрочная Стратегия до 2030 года это выполнение указания руководства страны, обязывающее ведомства разработать такой долгосрочный документ. При этом зампред, видимо чувствуя «температуру зала» относительно долгосрочности Стратегии, подчеркнул шутливо, что, дескать, он сам не знает, где будет через год, что там уж говорить о 2030 годе. Зал понимающе загудел. Ведь не за горами выборы Президента страны, а там и смена правительства. Не факт, что снова оставят А.Дворковича курировать рыбную отрасль.
Представляя Стратегию до 2030 года Илья Шестаков на хорошо иллюстрированном материале убеждал аудиторию и зампреда, что новая Стратегия, основываясь на «инвестквотах», обновлении добывающего флота и строительства рыбоперерабатывающих береговых мощностей, развитии аквакультуры, позволит рыбохозяйственному комплексу к 2030 году удвоить все показатели по сравнению с существующими! И даже обеспечит создание в отрасли не менее 20 тыс. рабочих мест! Правда, в середине своего выступления И.Шестаков, видимо понимая сомнения аудитории в точности таких детальных долгосрочных расчетах, аж до 2030 года, и с тем, что бы поддержать своего начальника так же невольно упомянул, что и он тоже не знает, где будет через год - два. Словом Стратегию 2030 г. надо принимать с тем, чтобы в декабре этого года ее утвердило Правительство России.
Слушая все это ловлю себя на мысли, что я вот точно знаю, в силу ряда неоспоримых обстоятельств, где я буду в 2030 году. Но не это главное, что не удалось услышать от докладчика. Более существенно другое: а почему Стратегия именно до 2030, а не, скажем, до 2050 или 2100года? Так обычно делается, чтобы уйти от ответственности за ее практическую реализацию. Напомню, что еще в 2004 году пришедший к руководству Росрыболовства новый специалист, далекий от рыбных дел, наскоро набросал программу развития отрасли по которой в 2010 году будет достигнут вылов в 6,5 мил.т. Где эти 6,5 мил. т и где этот руководитель? Да и как быть с ранее принятой и действующей в настоящее время «Концепцией развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года»? Что она уже полностью досрочно реализована? Думаю, что это не факт. Чем то « мешает» Концепция 2020 года инициаторам новой Стратегии 2030 года. Хотя они, судя по длительности сроков ее реализации совершенно точно никакой ответственности нести за ее практические результаты не будут, так как далече будут от нее. А вот рыбаки, рыбацкое дело останется, и именно они окажутся, под жерновами Стратегии 2030 года. Справедливости ради следует отметить, что эта не уверенность в правильности выбора Стратегии 2030 года в отношении прибрежного рыболовства прозвучала в выступлении губернатора Архангельской области Игоря Орлова и генерального директора «Южно-Курильского рыбокомбината» Константина Коробкова. Они подчеркнули важность прибрежного рыболовства как социальному фактору, которому в Стратегии отводиться скромная роль. Прозвучали и ряд робких сомнений по отдельным направлениям Стратегии и в выступлении «записанных» выступающих.
Несколько странным прозвучало предложение Президента ВАРПЭ Германа Зверева, который бы в числе основных выступающих, о необходимости введения такого ОДУ, которое бы учитывало конъюнктуру рынка, социально экономические критерии и т. д. Замечу, что это все не является задачей ученых - прогнозистов ОДУ, которые определяют последнее исходя из биолого-экологической ситуации. А вот, сколько брать от ОДУ, исходя из складывающихся рыночных условий это уже, как говорят на флоте, ваша вахта - капитаны рыночной рыбы. И здесь опасно «навешивать» на науку не свойственные ей функции. Прятаться за науку в рыночных условиях, уверяю, бесперспективное занятие. Не исключаю, что выступающий имел ввиду система разных критериев ОДУ, применяемой в США. Замечу - там другие цели ставятся.
И все же хочу привлечь внимание читателей, прежде всего к срокам Стратегии – до 2030 года и к не менее важному вопросу, а кто ее на федеральном уровне будит осуществлять, мониторить и при необходимости вносить соответствующие коррективы. Полагаю, что такой длительный цикл Стратегии это в корне ошибочное решение. Да еще и в рыночных условиях и с учетом особенностях нашего законодательного избирательного цикла. Напомню, ведь не случайно, ведущие капиталистические страны, такие, как Норвегия, страны ЕС, Япония, США и другие, которые занимаются все же прогнозами и плановой работой, планируют стратегию развития той или иной отрасли на пять, ну максимум, на семь лет. То-есть на период, пока президент занимает свой пост и правительство действует. Чтобы кто-то конкретный нес ответственность. Что же касается федерального органа, который должен «вести» такую сложную Стратегию 2030 года, то уровня Росрыболовства здесь явно недостаточно. Здесь нужен другой орган на федеральном уровне и не ниже министерства, как это имеется во всех странах с развитым рыбным хозяйством, даже в условиях рыночных отношений. Правда Илья Васильевич Шестаков сказал, что до конца года у нас есть возможность что-то в новой стратегии подправить и прийти к приемлемому консенсусу с промышленниками. Очень жаль, что представителям рыбного бизнеса, специалистам, присутствующим на презентации Стратеги не была представлена возможность хотя бы задать вопросы из зала. Это - весомый минус организаторам, что не было обратной связи с теми, кому предлагается Стратегия развития.
И еще. На мой взгляд, в докладе не был дан главный ответ на важнейший вопрос: а как с сырьевой базой? Это же - фундамент рыбной отрасли! Уточним: сегодняшняя сырьевая база морей России: на Западе, Дальнем Востоке, Севере, Юге - оценивается учеными в 5,5 - 6 миллионов тонн в год. Напомню: сейчас мы вылавливаем 4,5 - 4,7 миллионов. То-есть сырьевая база недоиспользуется примерно на треть. А не используется потому, что есть объекты промысла, которые не дают пока той прибыли, чтобы заинтересовать частный капитал. Вторая сторона дела - есть целый ряд объектов, которые сейчас на слуху, это иваси, сайра, макрурус, водоросли и другие - они тоже не востребованы. Хотя и могут стать эффективной добычей, но отсутствует надлежащее научное обоснование, отсутствует промысловая разведка. Её сейчас нет нигде в стране. В результате – рыбак: сам себе добытчик и сам себе поисковик. Однако в такой отрасли, как горнорудная, газовая и нефтяная добыча имеется государственная геологоразведка. Пора и в рыбной отрасли восстанавливать институт рыбопромысловых бассейновых промразведок. Кстати, в ходе форума, директор ВНИРО к.э.н. Кирилл Колончин в своем выступлении поднял и этот вопрос.
Что же касается конечных показателей, которые были схематично представлены Ильей Шестаковым в различных иллюстрациях и которые отрасль достигнет в случае реализации Стратегии 2030 года, то здесь требуется дополнительный анализ. К тому же из доклада не ясно, как рассчитывались все базовые показатели: снизу-вверх или сверху – вниз? Другими словами от компаний, фирм, предприятий, бассейнов и свод в Росрыболовстве. Или от Росрыболовства к бассейнам, компаниям, фирмам, предприятиям. Если последнее лежит в основе Стратегии, то как здесь укладываются рыночные отношения.
В своем коротком заключении А. Дворкович отметил, что время имеется, что бы уточнить и внести некоторые коррективы в Стратегию 2030 года с тем, что бы принять ее правительством в декабре. Он так же подчеркнул, что правительство будет поощрять экспортную направленность рыбной отрасли. В этой связи возникает новый вопрос: «А прежняя установка о насыщении внутреннего рынка рыбной продукцией отечественного производства, что снимается с повестки дня?». Полагаю и здесь что- то не то в нашем рыбном верхнем царстве.
В.Зиланов,
председатель КС «Севрыба»,
член Научно- Экспертного Совета при Морской коллегии Правительства РФ