Наш опрос

 

Чего не хватает предпринимателям для полного счастья?

Денег
Понимания налоговиков
Любви близких людей
Семьи, детей
Здоровья
Всего вместе
Я счастлив
Иной вариант



Курс валют ЦБРФ


Курсы валют на 05.12.2024


1USD=106,19 руб.
1EUR=112,02 руб.
Показать еще

Лучшие компании


» » Почему бюджетный маневр вместо экономической реформы?

Почему бюджетный маневр вместо экономической реформы?

Для того, чтобы понять, что мы строим в России - империю или социальное государство, достаточно обратиться к следующему событию.7 мая, в день инаугурации, Владимир Путин подпишет указ об увеличении бюджетных расходов на образование, здравоохранение и инфраструктуру сразу на 10 трлн. рублей.Предполагается, что план развития этих трех сфер будет рассчитан на шесть лет, причем усиленное финансирование должно гарантировать «решительный прорыв» в улучшении качества жизни россиян.Этот маневр, вроде бы, говорит в пользу социального государства.

Некоторые сведущие СМИ отмечают, что частично новые расходы будут компенсированы серьезным урезанием других статей бюджета (в частности, расходов на оборону), а также увеличения налогов. В качестве одного из вариантов, по словам источников, рассматривается введение четырехпроцентного налога с продаж.

Подчеркивается, что информация об источниках и суммах финансирования вряд ли будет фигурировать в указе. Однако увеличение расходов станет крупнейшим с 2012 года.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков не смог оперативно прокомментировать информацию о новом правительственном плане, отмечает Bloomberg.

Напомним: в январе газета «Ведомости» сообщила, что четвертый президентский срок Путина может начаться с так называемого бюджетного маневра: увеличения расходов на человеческий капитал и инфраструктуру за счет сокращение части расходов, увеличения налогов, либо смягчения бюджетной политики. Как рассказали изданию несколько федеральных чиновников, в администрации президента просчитывают варианты маневра. Газета отмечала, что идею поддерживают помощник президента Андрей Белоусов, а также председатель ЦБ Эльвира Набиуллина — но только при условии структурной реформы.

На деле, бюджетный маневр предлагался Путину еще накануне предыдущих президентских выборов, в 2011 году. Но Кремль посчитал тогда, что в условиях высоких цен на нефть маневр неактуален. А затем последовали события на Украине и санкции со стороны Запада. И руководству РФ стало вовсе не до реформ. А сегодня?

И сегодня не до реформ, но идея с маневром не забыта. Маневр и шестилетний план развития страны - это начальные элементы большой реформы. Все это время ее последовательно отстаивает глава Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин. По его оценке, если бы шестью годами ранее маневр все-таки провели, в 2017 году ВВП России рос бы на 0,4% быстрее.

Не исключено, что в основе шестилетнего плана, который Путин представит 7 мая, лежат как раз наработки ЦСР. Кудрин, напомним, предлагает к 2024 году постепенно увеличить расходы государства: на образование — на 0,8% ВВП, на здравоохранение — на 0,7% и на инфраструктуру — на 0,8% по сравнению с 2017 годом. Сокращать расходы на оборону по сравнению с действующим бюджетом глава ЦСР не предлагает. Зато предполагает сократить расходы на правоохранительные органы и контрольно-ревизионный аппарат — суммарно примерно на 1% ВВП. Маневр, считает Кудрин, следует начать уже в 2018 году.

Кроме перераспределения денег в бюджете обсуждаются и другие источники финансирования. Так, Кудрин предлагает смягчить бюджетное правило и увеличить цену отсечения до $ 45. По мнению экспертов, это обеспечит дополнительные средства в пределах 1% ВВП. Со своей стороны, Минфин предлагает увеличить внутренние заимствования — в 2018 году на 200 млрд. рублей, доведя их до 1 триллиона. Хотя раньше речь шла наоборот — о сокращении внутреннего долга.

Как будет выглядеть бюджетный маневр на практике? Удастся ли, инвестировав 10 трлн. в человеческий капитал, обеспечить России «решительный прорыв»? И можно ли это вообще назвать экономической реформой в пользу построения того же социального государства?

— Указ Путина будет носить рамочный характер, — считает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. — И в нем, на мой взгляд, будут сформулированы все основные национальные цели до 2024 года. Это доведение до 25−27% доли инвестиций в ВВП, рост производительности труда на 5% в год, снижение до 10 млн. и ниже численности граждан, живущих за чертой бедности, адресная социальная поддержка, повышение продолжительности жизни. В начале марта Владимир Путин в своем послании к Федеральному собранию анонсировал эти задачи. И там же фигурировала цифра в 10 трлн. рублей — в контексте изменения структуры бюджетных расходов. Но тогда предполагалось, что большая часть этих средств пойдет на инфраструктурное строительство. Прежде всего — на дороги. И траты будут не одномоментными, а растянутыми на шестилетнем треке.

Позже, на одном из заседаний расширенной коллегии Минфина, Счетная палата назвала немного другую цифру — 8 трлн. на инфраструктурное строительство, здравоохранение и образование.

На мой взгляд, конечная сумма еще может быть пересмотрена. И 10 трлн. — цифра достаточно условная.

Корр: — Можно ли сказать, что в основе бюджетного маневра лежат предложения ЦСР?

— Судя по недавним заявлениям Путина, он предложения Алексея Кудрина в целом поддерживает. Вопрос в траектории — как и куда двигаться? Сколько и в какие годы тратить?

Замечу: чтобы повысить за шесть лет расходы на образование до 4,4% ВВП, необходимо в год тратить 750 млрд. рублей. Это огромная цифра. Поэтому главный вопрос бюджетного маневра — это источники финансирования.

Корр: — Что дадут России инвестиции в человеческий капитал?

— Здоровье, хорошее образование и комфортная среда обитания (инфраструктура) — это не только основные условия для нормальной жизнедеятельности человека. Главное, это основные условия для конкурентоспособности России на долгие годы вперед. Те же природные ресурсы с каждым годом становится все труднее добывать — для этого нужны мозги и руки. Кроме того, к вложениям в человеческий капитал нас подталкивает тяжелая демографическая ситуация.

Напомню, по неблагоприятному сценарию к 2035−2040 году население России может сократиться до 129 млн. человек. Что до сокращения трудоспособного населения, то уже в 2018 году мы сталкиваемся с ситуацией, когда по ряду профессий возникает дефицит на рынке труда. По самым минимальным оценкам, с рынка труда в текущем году уйдут 300 тысяч человек. В целом, в ближайшие шесть лет ежегодное выбытие будет держаться в интервале 300−500 тысяч человек.

Естественно, в такой ситуации — сокращения рабочей силы — необходимо вкладывать в тот человеческий капитал, который остается. С тем, чтобы повысить его отдачу. В этом и заключается экономический смысл бюджетного маневра. И надо понимать: маневр неизбежен и безальтернативен. Вопросов, повторюсь, всего два: как осуществлять этот маневр на практике, и какие под него задействовать источники?

Корр: — Какие реально расходы можно сократить, чтобы получить искомые 10 трлн?

— 23 апреля в программе «Поздняков» на канале НТВ Кудрин сказал, что у правительства сейчас «тяжелая пора размышлений». Есть вариант повышать налоги. Это путь, который дает краткосрочный эффект, но уже на среднесрочном треке совершенно тупиковый. Повышение налогов неизбежно влечет риск разгона инфляции. А тогда за что правительство все эти годы боролось?

Есть возможность существенно экономить на расходах и продолжать бюджетную консолидацию. Вот на этом направлении резервов много. Показательно, например, расследование Генпрокуратурой ситуации с Минсельхозом: в 2017 году министерству было выделено на льготное кредитование аграриев около 25 млрд. рублей, из них целевым образом потрачено только четверть средств. Остальные «зависли». Но это не помешало тому же министерству в 2018 году попытаться получить на те же цели уже 30 млрд.

Резервы, повторюсь, огромные. Но доступ к ним требует решительных шагов в изменении системы государственного управления. И все-таки нужны не полумеры, а настоящая реформа.

Наконец, есть третий источник: займы на внутреннем рынке и финансирование за счет наращивания госдолга. Но здесь надо иметь в виду: у нас темпы роста в 2018 году планируются на уровне 1,5% ВВП. Наращивание долговой нагрузки означает, что деньги будут изъяты из экономики. Это неминуемо отразится на ресурсе, который мог бы пойти на инвестиции и развитие. Именно поэтому в бюджетном маневре чрезвычайно важен баланс и учет всех вариантов. Именно поэтому указ главы государства будет, повторюсь, только рамочным. Конкретные параметры бюджетного маневра станут известны не раньше середины августа.


Если подвести краткий итог, все же предпочтении в ближайшее время будет отдано полумерам, то есть бюджетному маневру вместо масштабной реформы экономики в пользу построения социального государства. Эти полумеры лишь слегка реставрируют нынешнюю экономическую систему. Это и понятно, на маневр нужны деньги сегодня и сейчас, а реформы дело длительное. Но если рассуждать, какое государство мы получим в ходе бюджетных маневров и прочих полумер, то стрелка больше склоняется к тому, что мы делаем из страны нечто похожее на империю. В данном случае мы анализируем только финансовую составляющую, без учета многих негативных факторов внутреннего устройства страны. Что такое империя, объяснять не приходится, в таком государстве не было и не может быть достойной социальной защищенности людей и всеобщей справедливости. Потому и идут в обиход некие бюджетные маневры, чтобы создать хотя бы видимость благополучия. За неимением лучшего, их надо приветствовать. Это лучше, чем ничего не делать.

Нам пытаются напомнить, что все империи почему-то само разрушались изнутри, а социальные государства держатся на плаву и по сей день. Это так, но с некоторыми поправками. Если помните, Римская империя разрушалась триста лет. Швейцария, как социальное государство, существует себе и никому до нее нет дела. Во-первых, от этой страны ничего в мире не зависит, ее голос ничего не значит.И еще, если сильные мира сего захотят с этим государством что-то сделать, они раздавят его как муху. Что и произошло с Ираком, Сирией, Югославией. Другое дело такие страны как Россия, Китай. Это крупные государства, которые имеют свой голос и никому не позволят над ними глумиться. Они тоже хотели бы быть социальными, хотели бы жить в мире с соседями, и чтобы им никто не угрожал распадом. Но, к несчастью, такого не бывает.
Если продолжать размышлять на эту тему, в современном мире вероятность любой крупной державы скатиться в сторону построения имперского государства очень велика, если она хочет что-то значить. Это один из способов сохранения свой идентичности в современном мире. К примеру, США мечтают превратиться в империю для того, чтобы управлять миром, удерживать гегемонизм и доминировать над другими странами. Россия не хочет следовать такому курсу, но вынуждена строить грозное государство в целях самозащиты, чтобы не потерять свой сувернитет и не дать себя разрушить извне и изнутри. А это дорого стоит и требует больших затрат. Вместо того, чтобы потратить деньги на социалку, приходится заботиться о собственной обороне и не только. С этой точки зрения бюджетный маневр Путина вполне понятен. Надо достоинство и авторитет страны не уронить на международном уровне и заставить себя уважать, защищаясь от разных нападок. И для своих людей что-то хорошее сделать: найти 10 миллиардов рублей на улучшение качества жизни своих граждан, поднять вдвое ВВП, заставить регионы зарабатывать средства и т. д. Это тяжелая задача, чтобы овцы были целы и волки сыты. И дай бог, чтобы у Путина на нынешнем непростом этапе это получилось. Не будет внешних угроз, начнут люди жить лучше, тогда отпадет надобность в империи и можно будут браться за реформы уже всерьез.
Наш корр.
25-04-2018 | Просмотры: (354)
Комментарии: