Сенаторы встали на защиту рыбаков Камчатки
Рассмотрение закона об электронных торгах на рыболовные участки в Госдуме приостановили по требованию сенаторов Совета Федерации. По сути, они поддержали в этой борьбе не только рыбаков Камчатки, но и практически всех регионов страны.
Глава Совета Федерации Валентина Матвиенко рассказала, что к ней поступило огромное количество обращений – рыбацкая общественность в шоке от предлагаемых норм, которые могут лишить инвесторов всех вложений, которые они сделали в отрасль в последние годы.
Смысл в том, что уже утвержденные Госдумой во втором чтении закона поправки предполагают возможность выставления рыболовных участков после окончания срока договора с пользователем на торги, а не на конкурс. Это означает, что его может получить в итоге кто угодно, а инвестор вложивший миллиарды в строительство заводов «пролететь» и остаться в итоге ни с чем.
«Государство не должно быть рейдером. Инвестор вложил деньги Разработал. Выполнил все условия. Платит налоги… Но ему на определённом этапе говорят: «Свободен! Вставай в очередь как все»… Надо условия понятные и стабильные делать. Сейчас притормозили этот закон и не допустили принятия в третьем чтении.. У меня огромное количество обращений с регионов и от специалистов. Почему вы такую пассивную позицию занимаете?», - спросила Валентина Матвиенко у главы Росрыболовства Ильи Шестакова на одном из заседаний Совета Федерации.
Но он не смог толком объяснить спикеру Совета Федерации, что происходит. Чиновник утверждает, что законопроект об электронных торгах не повлияет на принципы распределения рыболовных участков. Однако Валентину Ивановну эти слова явно не убедили.
«Все сейчас встревожены. Но соберите отрасль (обращается к Шестакову – прим. ред.). Вы же за отрасль и отвечаете. Пригласите специалистов и узнайте, что их тревожит. Надо прописать в законе так, чтобы все понимали одинаково, а не можно было трактовать, кто как захочет. Зачем вы создаете напряжение в отрасли?», - сказала Валентина Матвиенко.
Отметим, что изначальная редакция законопроекта, предполагавшая введение механизма электронных торгов на новые участки, обсуждалась со всеми заинтересованными сторонами и устраивала отрасль. Однако в середине марта накануне второго чтения комитетом ГосДумы по аграрным вопросам без обсуждения с рыбаками была внесена радикальная поправка, которая в корне меняет суть закона. Её внесли экстренно, и несмотря на обращения сенаторов и рыбаков в профильный комитет, Госдума единогласно проголосовала «за» антирыбацкий закон. Когда об этом узнали в Совете Федерации, то мягко говоря, возмутились.
«Наше правовое управление подготовило заключение… Пишут, что это совершенно безграмотная поправка, которая ведет к двум толкованиям… Весь Дальний Восток и Север возмущен. Надо понимать, чем аукцион отличается от конкурса. Аукцион – это просто деньги, а конкурс учитывает, сколько рабочих мест предприятием создано, наличие береговой инфраструктуры и т.д. Отмечу, что только Камчатка 70 млрд рублей вложила в заводы. Это просто сейчас идет передел собственности и больше ничего», - отметил сенатор от Камчатки Борис Невзоров.
Он также указал, что судьбой рыболовных участков обеспокоен и губернатор Камчатки Владимир Солодов, от которого в Совете Федерации также получили письмо. Глава края указал, что в регионе промышленное рыболовство на рыболовных участках осуществляют 92 предприятия, что обеспечивает необходимый уровень конкуренции на рынке добычи тихоокеанских лососей. Кроме того, участки для промышленного рыболовства являются способом институциональной защиты от браконьерского промысла. Так, на 20 % рыболовных участках для промышленного рыболовства ежегодный вылов не превышает 10 тонн, однако существование этих участков на нерестовых реках и осуществляемый на них саморегулируемый промысел не позволяют использовать эти участки для браконьерского промысла.
«Выставление таких участков на аукционы не оставит для их новых владельцев иного выбора, кроме бездумного наращивания промыслового пресса», - подчеркнул губернатор.
Предлагаемые сейчас поправки внесли возможность двойного толкования закона, считают сенаторы. По сути, чтобы выиграть торги, нужны только большие деньги, а для конкурса есть много других условий – наличие базы, рабочих мест, платежи по налогам и т.д. И в этом разница. Только на Камчатке за последние несколько лет было построено множество заводов и создано более 5 тыс. рабочих мест. И если закон дойдет до принятия – все участники рыбной отрасли Камчатки рискуют потерять всё, во что вкладывали миллиарды. А учитывая, что эта сфера остается основной для региона, под угрозой экономического краха может оказаться и весь край.
«Регионы предлагают внести в законопроект норму прямого действия - что те участники, которые исполняли все требования договора – платили налоги, инвестировали в инфраструктуру, просьба включить в проект, что данные все условия будут приравнены к 50 процентам баллов при подведении итогов конкурса. И нужно, чтобы все условия конкурса были четко прописаны в этом законе», - такое мнение высказал сенатор от Камчатки Валерий Пономарев.
Глава верхней палаты парламента уже не в первый раз выступает в защиту рыбаков. В 2015 году был принят и подписан Президентом внесенный ею закон о запрете варварского дрифтерного промысла, благодаря которому к берегам Камчатки стало приходить в разы больше рыбы, а в 2018 году зафиксирован исторический рекорд улова в 500 тысяч тонн лосося. Вот и теперь после многочисленных обращений из регионов Валентина Матвиенко добилась приостановления антирыбацкого законопроекта в третьем чтении, которое было намечено на конец марта.
«Все дело в деталях. Надо разобраться, в чем суть возражений, чтобы не навредить отрасли. Надо принимать закон в согласованном виде, сейчас мы не можем его принять. В законе нужно ряд положений забетонировать, чтобы инвесторы понимали, что сюда можно вкладывать, что «нас никто не кинет», что они могут спокойно работать и развивать отрасль», - заключила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.
Добавим, сейчас сенаторы добились того, что скандальный законопроект теперь обсудят с рыбаками. Причем, Валентина Матвиенко прямо указала на то, что в законе не должно быть двойных толкований, допускающих рейдерский захват в отрасли.
БК
03-04-2021 | Просмотры: (533)