Наш опрос

 

Что вы будете делать с гектаром земли?

Да, с гектаром я стану богатым
Лично мне гектар не нужен
Не знаю, что буду с гектаром делать
Я бы его продал, а деньги бы пропил
Копаться в земле - это не по мне



Курс валют ЦБРФ


Курсы валют на 24.11.2024


1USD=102,58 руб.
1EUR=107,43 руб.
Показать еще

Лучшие компании


» » Долина гейзеров Камчатки, прощай навсегда?

Долина гейзеров Камчатки, прощай навсегда?

Попытаемся понятьь, можно ли развивать туризм в заповедных регионах без вреда для экологии. На этот счет проводятся целые дискуссии с различными мнениями. Но государственным мужам нужны конкретные дела, а не обмен мнениями, хотя без него никак не обойдешься. Особенно в таком деликатном деле, как развитие экологического туризма.

Вот почему премьер-министр Михаил Мишустин поручил вице-премьеру Дмитрию Чернышенко вылететь на Дальний Восток, чтобы на месте «разобраться с вопросом развития туристического потенциала Долины гейзеров и Камчатского края» на следующий день после того, как президент Владимир Путин поручил наладить массовый туризм в регионе.

Тема туризма на Камчатке была поднята на совещании президента по реализации его послания Федеральному собранию. Вице-премьер Дмитрий Чернышенко заявил, что массовый туризм повредит природе гейзерного поля, потому что народ «там вытопчет все». Однако президент с этим не согласился и заявил, что «если как следует организовать там работу, в Долине гейзеров, то ничего не вытопчут».

«В некоторых других странах в аналогичных ситуациях, в аналогичных парках — там же не вытаптывают ничего. А количество людей, посещающих подобные объекты природы, гораздо выше», — сказал президент. Он добавил, что власти должны лучше организовывать отдых гостей региона и не жалеть на это ресурсов.

После этого диалога Мишустин и отправил вице-премьера Чернышнко срочно развивать туризм в крае. В дальнейшем необходимо разработать концепцию развития туризма в Кроноцком государственном биосферном заповеднике в соответствии с экологическим законодательством, а затем масштабировать этот опыт на другие подобные территории.

В связи с таким рвением чиновников, которые бросились выполнять указание президента, невольно возникает опасение за судьбу Долины гейзеров. Например, что ее в мгновение ока застроят отелями и ресторанами, что приведет к уничтожению одного из наиболее крупных гейзерных полей в мире. Однако опрошенные нами эксперты считают, что сделать это при всем желании будет проблематично, слишком уж непростые условия в этом уголке природы.

Эколог, директор природоохранных программ общественной организации «Зелёный патруль» Роман Пукалов считает, что туризм в таких местах Камчатского края физически не может быть массовым. Однако в целом развивать это направление в регионе можно и нужно, но с умом и без шапкозакидательства.

— Еще в 1989—1991 годах я участвовал экспедициях по организации экологического туризма на Камчатке. Собственно, тогда это понятие только-только зарождалось. Мы как молодые специалисты-географы рассчитывали и обосновывали допустимые нагрузки на Долину гейзеров, долину вулкана Узон и на три вулкана в окрестностях Петропавловска-Камчатского.

Могу сказать, что туристическая нагрузка на Долину гейзеров в любом случае не будет высокой. В первую очередь из-за удаленности в 200 км от аэропорта Елизово в Петропавловске-Камчатском. Там нет дорог, и единственный вариант, позволяющий туда добраться, это вертолет. Вертолетный туризм сразу резко ограничивает число посетителей, потому что это не просто дорого, а очень дорого. Одно только топливо, не говоря уже об аренде вертолета и услугах гида, обойдется в очень круглую сумму.

Проживать в Долине гейзеров нельзя, там просто нет места для строительства. Поэтому приходится ограничиваться однодневными экскурсиями, но это далеко, дорого и утомительно. Это шесть часов на вертолете туда и обратно, человек потом выходит на подкосившихся ногах, но зато видел Долину гейзеров.

Кроме того, это территория заповедника. Пешеходные маршруты допустимы в пределах только самой Долины. Мы во время исследования поняли, что нагрузки там допустимы, только когда люди ходят по дощатым мосткам. Почва настолько каменистая, что вытаптывается очень быстро. Более того, если ступить на дно вулкана, кальдеру, нога может провалиться под землю, где все бурлит, температура воды — 100 градусов. Если не быть осторожным, можно потерять конечность, а то и жизнь.

Поэтому просто так запускать туда толпы туристов, чтобы они сидели в палатках и варили сгущенку на костре, конечно, нельзя. Там можно находиться только под контролем сотрудников заповедника и в ограниченном количестве.

Хотя это количество в любом случае будет ограниченным. Приземлиться там может от силы 5−7 вертолетов в день, в каждом не больше 20 человек. Значит это 100−140 человек в день, а если учесть, что теплый период года очень ограничен, десятки тысяч людей в Долину гейзеров в любом случае не попадут. Это слишком дорого и далеко. Но у Долины гейзеров есть альтернатива в районе Петропавловска-Камчатского.

Корр: — Какая?

— Сейчас группа «Интеррос» Владимира Потанина разрабатывает планы по развитию туристического кластера в районе трех вулканов. Если все грамотно спланировать и организовать, это может стать очень интересным и не таким затратным туристическим объектом.

Но, повторю, нужна грамотная организация. Природа очень ранима, поэтому туристов нужно пускать по тем же деревянным мосткам. Если выпустить туда толпы туристов, последствия для экологии будут очень печальными. А здесь, в отличие от Долины гейзеров, толпы возможны, потому что удаленность от Петропавловска-Камчатского совсем небольшая и добраться туда можно на автомобиле.

Такого рода туристический проект имеет большой потенциал, потому что, во-первых, Долина трех вулканов не менее красива, чем Долина гейзеров. Тем более что последняя сильно пострадала во время селя, когда основные и самые красивые гейзеры засыпало землей. Даже располагающаяся в 12 км от нее долина вулкана Узон гораздо красивее и притягательней. Но Узон — это тоже заповедник, место с очень деликатной природой, и, слава богу, что оно так далеко.

Камчатка — сложный край, со своими причудами, ураганами и тайфунами. Его обязательно нужно показывать людям, он очень красивый и самобытный, но показывать и развивать туризм нужно с умом. Грамотно подходить к допустимым нагрузкам и планированию маршрутов, чтобы медведи не ушли, птицы не снялись с насиженных мест обитания и так далее.

Вице-президент Ассоциации туроператоров России, председатель совета директоров холдинга «Випсервис» Дмитрий Горин считает, что у Камчатки есть большой туристический потенциал, и его можно реализовать без ущерба для экологии, если использовать зарубежный опыт.

— Во всем мире осуществляются путешествия в национальные парки и особо охраняемые природные территории, но они должны быть логистически очень выверены. Это и планирование туристических потоков, и доступная транспортная инфраструктура, которая не нарушала бы экологию. В Камчатском крае развитие туризма могло бы осуществляться за счет строительства небольших гостиниц люксового плана в приграничных с заповедником территориях, которые органически вписывались бы в окружающую природу.

Для развития туризма в регионе не хватало финансирования, транспортной доступности и информированности туристов о возможностях. Теперь в рамках нацпроекта «Туризм» для решения этих вопросов появляется больше возможностей. Никогда еще туризму у нас не уделялось такое внимание.

Корр: — Может ли туризм на Камчатке стать массовым или это останется прерогативой обеспеченных единиц?

— Не соглашусь с тем, что туризм на Камчатский край обязательно должен быть очень дорогостоящим. Если смотреть на проекты, уже реализованные федеральными туроператорами в таких регионах, как Байкал, Хакасия, Алтай, Калининград, они бывают вполне доступными. Например, на Байкале цены на турпакеты начинаются от 22 тысяч рублей зимой, включая перелет и проживание, и от 30−35 тысяч рублей на человека на неделю летом.

Программа поддержки туристических чартерных рейсов по России может стать серьезным подспорьем для внутреннего туризма. Перелет в стоимости турпакета занимает до 70%, поэтому субсидируемые чартерные рейсы — это существенная экономия.

Еще один важный момент — туристический кэшбек, который становится системным. До 2024 года государство планирует выделять каждый год не менее 5 миллиардов рублей на эту программу. В этом году она, скорее всего, будет продлена, и это тоже экономия для туристов.

Третий путь — это инвесторы и управление объектами. Мало построить гостиницу, нужно еще и составить интересную программу.

Камчатка и Дальний Восток — это уникальные регионы, и у них колоссальный потенциал. Сегодня на каждого жителя России в среднем приходится 0,4 турпоездки в год по стране. В Китае это 4 поездки в год, в США — 7 поездок. Наша задача в том, чтобы организованный туризм помог россиянам путешествовать хотя бы два раза в год.

Корр: — Не приведет ли развитие туризма к ущербу для экологии, к тому, что какие-то заповедные уголки просто исчезнут с лица земли?

— Президент не случайно сослался на зарубежный опыт, который реализован во многих странах мира. У нас должен быть серьезный мастер-план. Без денег и без профессионалов развивать туризм на Камчатке невозможно.

Мы знаем, как организован туризм в нацпарках США и других стран, и нужно у них учиться тому, как это можно сделать. Такой туризм востребован во всем мире, и это факт. Причем такие путешественники очень платежеспособные, потому что это и вертолеты, и вездеходы, то есть достаточно дорогие услуги. Можно строить и «глэмпинги» — улучшенные кемпинги, которые не нарушают экологию природных объектов и внешнему глазу не заметны. Такой опыт есть, а теперь, с нацпроектом, есть желание, деньги и инвесторы. Нужно просто запускать этот нацпроект и работать.
Мария Безчастная
22-05-2021 | Просмотры: (299)
Комментарии: