Наш опрос

 

Какие ниши предпринимательства вы считаете самыми перспективными

Здоровый образ жизни
Путешествие и туризм в России
Развивающиеся программы и центры для детей
Мобильные приложения для бизнеса
Производство продуктов питания



Курс валют ЦБРФ


Курсы валют на 24.12.2024


1USD=101,61 руб.
1EUR=105,25 руб.
Показать еще

Лучшие компании


» » Кто ставит крест на Камчатке?

Кто ставит крест на Камчатке?

Вопрос задан не ради красного словца. Он – на самом деле, красной -- чертой прошел через все совместное заседание двух Общественных Советов Камчатского края – экологии и сохранения водных биологических ресурсов (председатели Советов – Александр Турушев и Владимир Галицын).

И вот, что выяснилось, что стало открытием для многих камчатцев – в течение 27 лет (с 1994 года) частная коммерческая компания «Корякгеологодобыча», добывающая платину на территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Камчатки – коряков и чукчей в Корякском национальном округе, не затратила ни рубля на восстановления сотен гектаров уничтоженной тундры, восстановления сотен километров русел высохших нерестовых рек, воспроизводства миллионов особей лососей, погибших в результате активной деятельности этой частной компании по разрушению экосистем и уничтожению нерестилищ.

Одна из богатейших рек северной Камчатки – река Вывенка – водоем высшей рыбохозяйственной деятельности – на добрую четверть уже выведена из рыбохозяйственной деятельности в связи с прямым уничтожением нерестовых рек и нерестилищ, а также в связи с той «производственной мутью», что на сорок километров от места производственной деятельности добытчиков платины сделала невозможным существование лососей – ПДК по взвесям превышен здесь в сотни раз...

Вы только вдумайтесь в то, что вот здесь сообщается: «В реальности объем сброса неочищенных сточных вод в 134 раза превосходил официальные, а концентрации взвешенных веществ в сточных водах достигала 2000 мг/л, в реках -- 800-1000 мг/л (при фоновых в межень менее 1 мг/л». При этом, как говорят специалисты, 15 мг/л – это смертельная доза для лососей.

И вот результат:

«По данным ведущихся с 1957 года авианаблюдений, на нерест в реку Вывенку ежегодно заходило до 16-20 тысяч особей чавычи, 150—180 тыс. особей нерки, 12 млн особей горбуши, 360—400 тысяч особей кеты и 10-15 тысяч особей кижуча. Однако к середине 2000-х годов запасы чавычи в реке уменьшилась в 5 раз, нерки и кеты — в 10 раз…».

Страшно становится от этих фактов? И мне тоже…

Но главный вопрос, который прозвучал на этих совместных заседаниях двух Советов, касался все же не всего того ужаса, что было УЖЕ СОТВОРЕНО И УНИЧТОЖЕНО добытчиками платины -- ни двадцатиметровых огромнейших котлованов, ни гигантских терриконов из производственных отвалов, ни искусственных десятиметровых водопадов, во что превратилась исчезнувшая навсегда со всеми своими богатыми нерестилищами река Левтыринываям – правый приток реки Вывенки, ни сотни гектаров выведенных из воспроизводственной деятельности нерестилищ рек Вывенки и Ветвей…

Все это УЖЕ СЛУЧИЛОСЬ. Все это УЖЕ ПРОИЗОШЛО. Все это уже состоявшийся ФАКТ.
Впрочем, как оказалось -- вовсе даже и НЕ ФАКТ.Оказывается, ОФИЦИАЛЬНО никакого ФАКТА вовсе даже и нет, и не было за все эти прошедшие 27 лет беспощадной и безнаказанной эксплуатации месторождений платины.

Все эти терриконы, котлованы, мертвые пересохшие реки, исчезнувшие с лица земли богатейшие некогда нерестилища лососей, изуродованная тундра – это явление НОРМАЛЬНОЕ с точки зрения и позиции органов ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, осуществляющих контроль и надзор в области сохранения природы и ее живых ресурсов.

НОРМАЛЬНОЕ – ибо никаких нарушений природоохранного законодательство и закона «О рыболовстве» за все эти 27 лет зафиксировано НЕ БЫЛО.

И хотя в российском законодательстве, в уголовном праве, и существует статья 358 – Экоцид («массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу») в отношении добытчиков платины не было вынесено ни одного даже административного постановления о нарушении каких-либо законов или правил, касающихся сохранения природы и живых ресурсов.

Нет, протоколы составлялись – но потом они выбрасывались за ненадобностью. Публиковались многочисленные разоблачительные статьи в местных изданиях – но их просто не замечали в высоких инстанциях. Писались разоблачительные письма в те же высокие инстанции – но на них приходили равнодушные бюрократические отписки.

Добытчики платины осмелели до такой степени в безропотной и послушной их воле Корякии, что даже усадили на губернаторский «трон» своего генерального директора, который, правда, уже вскоре вылетел из губернаторского кресла по личному требованию Президента России – «по недоверию»…

Но компания осталась. Ей в высоком доверии отказано не было.И она продолжала свое разрушительное дело.

Вот и сейчас бодрой походкой на сцену поднялся очередной генеральный директор компании, насмешливо оглядев зал, сказал о том, чтобы мы, сидящие в зале, сильно не волновались: уже принято вверху соответствующее решение, что во всех этих безобразных отвалах и мертвых полях находится еще энное количество платины, которое будет, в соответствии с новой технологией, добыто из этих отвалов, которые мы сначала снова перелопатим, а уж потом (лет этак через сто или двести – слова эти остались «за кадром», то есть в мыслях выступающего) мы приведем здесь все в абсолютный порядок. Так что можете, жители Камчатки и граждане России, НЕ ВОЛНОВАТЬСЯ.

И вот это и был главный вопрос сегодняшнего заседания Общественных Советов: можем или не можем мы ВОЛНОВАТЬСЯ? Или поздно уже волноваться, и нужно переселять с Вывенки ее коренное население, закрывать поселки, останавливать производство рыбопромышленных предприятий… А там и до нас всех остальных, коренных жителей и старожилов Камчатки, дойдет очередь собирать чемоданы, когда эти добытчики драгметаллов развернутся во всю свою мощь…

И нам, по сути, предлагают не просто уже перестать волноваться, а признать государственной НОРМОЙ (ведь оно выдает лицензии на добычу драгоценных металлов, определяет правила ведения промышленной деятельности и контролирует их исполнение) то, что на наших глазах превращается в мертвую пустыню то, что нам не просто дорого, а то без чего наша жизнь немыслима, – наша Малая Родина.

И при этом практически ни один государственный чиновник ни малого, ни высшего ранга, ни природоохранных, ни правоохранительных органов, ни прокуратуры, даже пальцем не пошевелил, чтобы воспрепятствовать тому экологическому разбою в Корякии, которое учинили там лицензиаты.

И, собственно, вопрос не в самой «Корякгеологодобыче». Она одна из множества подобных. Мы помним цитату, которую приводит в своем «Капитале» Карл Маркс о жажде капиталистической наживы, которое характерно для всех, кто «закусывает удила» при извлечении сверхприбыли:

«Капитал … избегает шума и брани и отличается боязливой натурой. Это правда, но это ещё не вся правда. Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживлённым, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы».

Сегодня, как нам известно, выписаны десятки лицензий на поиски золота в верховьях и поймах нерестовых рек Камчатки.

При этом Камчатка является сегодня единственным регионом в мире, где полностью доминирует дикий лосось, в отличие от лосося, который воспроизводится искусственно на рыбоводных заводах Аляски (США), Хоккайдо (Японии), Сахалина (Россия). Максимальные объемы вылова камчатского лосося достигают уже 500 тысяч тонн. При этом весьма значительную часть этого вылова дают реки северо-восточного побережья Камчатки, на которые, в первую очередь, и нацелены далеко идущие планы золотопромышленников, уже получивших лицензии.

Мертвые платиновые полигоны реки Вывенки – это сегодня просто кричащий пример тому, во что превратятся живородящие реки Камчатки в самое ближайшее время.

И самое страшное в этой ситуации – это слепое государственное око, точнее око с бельмом на глазу, которое НЕ СПОСОБНО видеть то, что происходит на дальней окраине нашей общей Родины.

Именно эту причину – ОТДАЛЕННОСТЬ и НЕДОСТУПНОСТЬ для государственного контроля – приводили в качестве доказательства своей невиновности представители следственных, правоохранительных, природоохранных организаций и рыбохозяйственной науки…

Но недоступной для них являлась на самом деле не территория далекого Корякского округа и бассейн реки Вывенка.

Недоступной и неприступной была и пока еще остается для них сама компания.

Но всему когда-то наступает конец.

Еще недавно так же вольготно вел себя «Норникель». Сегодня он должен выплатить государству 146 миллиардов за нанесенный природе России экологический ущерб.

Еще недавно столь же вольготно вели себя «золотари» на Амуре – сегодня ими нанесен государству ущерб более чем на 370 миллионов рублей – а это более 120 нарушений в сфере золотодобычи, которые выявили в 2021 году природоохранные органы Приамурья. Конечно, это только капля в море – ведь на Амуре получили лицензии на добычу золота более тысячи различных компаний.

Министерством природных ресурсов России введен мораторий на добычу золота на нерестовых реках Камчатки. Посмотрите, какой огромный список рек, имеющих исключительно важное рыбохозяйственное значение, может быть выведено из рыбохозяйственной и туристической деятельности в случае, если эти реки не будут защищены законодательно:

«Так, министерство ввело ограничения на освоение участков россыпного золота в южной и центральной части Камчатского края. После введения моратория на участки в указанных районах не будут выдаваться новые лицензии, проводиться аукционы. В защитную зону попали русла и террасы долин водотоков в бассейнах рек Озерная, Кошегочек, Опала, Большая, Утка, Кихчик (Усть-Большерецкий район); Пымта, Коль, Брюмка, Воровская, Колпакова, Крутогорова, Облуковина, Ича (Соболевскай район); Сопочная, Хайрюзова, Тигиль, Палана (Тигильский район); Авача, Паратунка, бухта Авачинская губа, Жупанова (Елизовский район); Камчатка, Озерная (Усть-Камчатский район); Ука-Начика, Хайлюля, Ивашка, Дранка, Макаровка, Карага, Оссора, Тымлат, Кичига-Белая, Валоваям (Карагинский район); Вывенка, Пахача, Апука (Олюторский район)».

Заместитель Председателя Правительства России, полномочный представитель Президента России в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев высказал свою позицию и в отношении технологии добычи драгоценных металлов на полуострове:

«Здесь должно быть гораздо более жесткое требование по добыче, и технологии должны применяться только самые бережные в отношении природы. На территории, где уже выделены месторождения, лучше не заниматься дальнейшим развитием с точки зрения сохранения природы, я бы приостановил геологоразведку. И, наконец, вопрос рекультивации. Люди зарабатывают на золоте немало. Поэтому в соответствии с законодательством они должны создавать резервные фонды на ликвидацию месторождений и полную рекультивацию ландшафта природы. Надо это контролировать, надо, чтобы это так и происходило. Более того, еще раз говорю, в части Камчатки вполне возможно, что эти нормы должны быть ужесточены. Позиция очень простая: мы должны прежде всего Камчатку сохранить».

Что мы этим хотим сказать – только то, что у Камчатки тоже появилась надежда, как и у других регионов, на то, что государство начнет, наконец, наводить порядок на нашей родной земле.

И поэтому, подведя итог этого совместно заседания двух Общественных Советов, скажем и о другом -- наступила пора и получить честный, открытый, объективный ответ от ГОСУДАРСТВА по поводу деятельности на полуострове Камчатка золото- и платинодобывающих компаний, которые уже изрядно «наследили» на нашей земле, поставив под угрозу существования две другие важнейшие отрасли Камчатского края – рыбную промышленность и индустрию туризма, тесно связанных друг с другом экологическим благосостоянием полуострова.

Именно поэтому решение совместного заседания двух Общественных Советов Камчатки – по экологии и сохранению водных биологических ресурсов – было весьма жестким:

РЕЗОЛЮЦИЯ

Общественный экспертный совет Камчатского края по экологической безопасности, сохранению окружающей среды и воспроизводству биологических ресурсов и Общественный экспертный совет по рыбному хозяйству, водным биологическим ресурсам и аквакультуре

В целях реализации задач и осуществления функций общественного контроля, а также в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» решили обратиться:

-- в Северо-Восточное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству и Дальневосточное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования с запросом о предоставлении необходимых для работы Советов информации и материалов проверок, проводимых по фактам, связанным с деятельностью лиц по разработке месторождений россыпной платины в бассейне р. Вывенка;

-- в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с просьбой провести проверку деятельности лиц, осуществляющих работу по разработке месторождений россыпной платины в бассейне р. Вывенка на предмет исполнения указанными лицами при осуществлении данной деятельности требований природоохранного законодательства и действующих лицензий на пользование недрами.

Сергей Вахрин,
президент Камчатского регионального
общественного фонда «Сохраним лососей ВМЕСТЕ!»
26-12-2021 | Просмотры: (450)
Комментарии: