Для российской валюты наступают тяжелые времена
Однажды директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин сказал интересную фразу, которая может служить ключом к разгадке многих проблем российской действительности:
-Нас должно волновать — почему наше собственное руководство бездействует и во внешней, и во внутренней политике: внутри страны продолжая воровать и заниматься разного рода имитациями развития чего-либо, а во внешней политике делать вид, что противостоит Западу, на самом деле подыгрывая ему и беспомощно глотая любые его гнойные выделения.
Из этих слов ученого можно понять, почему в последнее время на страницах различных СМИ мелькают заголовки статей о том, "что рубль уходит в пике — катастрофа нацвалюты не близко, а очень близко, кто не успел перевести последние деньги в доллары, ещё имеет шанс их просто потратить". Подобного рода публикации затрагивают самые болевые точки нашего нищающего населения и сеют панику. С финансами в нашей стране действительно неразбериха, и простой народ находится от этого в полной прострации, так как нужда и бедность стучится в его двери. А вот что делать бизнесу, у которого в "кармане" сосредоточено огромное количество денежных средств? Как они переживут катастрофу нацвалюты, о приближении которой предупреждают газетные статьи?
Давайте разбираться вместе. Курс доллара растёт. К гадалке не ходи, что в дальнейшем американская валюта — так и продолжит себя вести. Она всегда так делает, чего нельзя сказать про наш рубль. Как прогнозирует инвесткомпания «Ренессанс капитал», рубль может упасть на 20% - с текущего курса 76 рублей за доллар до 91 рубля. Это вполне ожидаемо в нынешней сложной международной обстановке, когда часто приходится слышать с различных трибун, что отключат от SWIFT, объявят санкции против должностных лиц России, включая президента, что равносильно разрыву межгосударственных отношений.
Деловой климат чувствителен к всякого рода высказываниям политиков — такое бывает в периоды опасного состояния в международных отношениях. Здесь ничего удивительного нет — обычное явление в пору неопределенности. Когда международные отношения стабильны, никакие высказывания политиков особенно не влияют на курс валют. А вот в эпоху напряженности — всякое неосторожное высказывание, или наоборот умышленное — находит свое отражение на этих валютных индикаторах. В такой обстановке каждый волен поступить со своими сбережениями по собственному усмотрению.
Вообще же рубль связан с ценами на нефть. Раньше говорили «деревянный рубль», это догматическое представление, сейчас у нас уже давно рубль нефтяной. Золотовалютные запасы в стране очень серьезные, почти семьсот миллиардов долларов. Правда, периодически звучат высказывания, что мы «освобождаемся от долларов». На самом деле они кажутся смехотворными, ведь мы — как никогда зависим от доллара, так же как и от нефти. Мы как ни одна другая страна тесно связаны с мировой экономикой, переплетены с ней, задействованы в финансово-экономические процессы. Утверждения некоторых экспертов про «отказ от доллара» — только вводят в заблуждение.
Как в остальном мире будут обстоять дела — от этого зависит и состояние нашей экономики. За двадцать лет мы так и не сумели сделать свою, относительно независимую экономику. Да и не старались сделать, только одни слова, а дел не было В результате и рубль, и российские фондовые индексы менее чем за неделю дважды рухнули. Поговаривают, что риск дефолта России вырос до максимума с начала пандемии. Поневоле вспомнишь, как в 1998 году девальвация рубля закончилась дефолтом. После распада СССР в 1991 году государство искало и не всегда находило способы справиться с дефицитом бюджета.
А в 2014 году рубль упал по отношению к доллару более чем на сорок процентов. Российская валюта тогда ослабла из-за войны на Украине, западных санкций и падения цен на нефть. Снижение уровня жизни с тех пор не прекращалось, этот уровень сократился более чем на десять процентов. А сейчас у нас непрекращающаяся пандемия и всё дорожает.
Как помочь нуждающимся, у которых нет свободных денег, и в первую очередь детям, причем самым срочным образом? Как считают специалисты, замороженная в правительстве программа продовольственных субсидий на приобретение отечественных продуктов с помощью специальных социальных карт, предложенная Минпромторгом еще в 2014 году, должна быть немедленно реанимирована. Необходимые для неё средства — по моей оценке, около 200 млрд руб. в расчете на год — должны быть изысканы в федеральном бюджете и выделены, в первую очередь, получателям жилищных субсидий и пособий по безработице. То есть тем, чья нужда уже признана государством. Это предельно сократит время на подготовку и затраты на администрирование федеральной программы продовольственных субсидий…
Однако вариант реализации упоминаемой выше программы маловероятен. Скорее всего бедные слои населения останутся наедине со своими проблемами, связанными с перекосами финансовой политики государства и колебанием рубля. Им остается одно - терпеть и надеяться на лучшие времена.
С точки зрения населения падение курса валюты — это довольно неприятный процесс. Снижаются реальные доходы людей, уровень жизни. Мы попали в болото стагнации, из которого некоторые не хотят, а некоторые не могут вылезти. Хорошо говорить: «Не кладите яйца в одну корзину», в том смысле, что надо прикупить долларов с евро, а что-то в недвижимость вложить или в акции. Наверное, состоятельные граждане, представители бизнеса так и поступят. Тогда изменения курсов валют — не смогут их сильно напрягать.
РИА "Интеркам"
21-01-2022 | Просмотры: (390)