Курс валют ЦБРФ


Курсы валют на 28.04.2024


1USD=92,01 руб.
1EUR=98,72 руб.
Показать еще

Лучшие компании


» » Обзор промысла в масштабах страны

Обзор промысла в масштабах страны

Новые условия

ВАЖНЫЕ для рыбохозяйственной отрасли изменения внесены в постановление Правительства Российской Федерации об ограничениях на вывоз за границу отдельных видов товаров, сообщает пресс-служба Росрыболовства. Поправки, вступившие в силу с 17 марта, должны обеспечить возможность для беспрепятственного выхода судов в районы промысла. Ранее рыбопромышленники столкнулись с вопросами выхода в море с запчастями для ремонта судов. В условиях ограничений на вывоз товаров возникли и другие неясности по работе промыслового флота. Правительство Российской Федерации уточнило список случаев, на которые не распространяются временные ограничения на вывоз за рубеж отдельных видов товаров. Изменения, в том числе, должны обеспечить работу рыбопромыслового флота. Напомним, что Правительство ввело до конца года запрет на вывоз определенных видов товаров. Теперь в постановление от 9 марта 2022 г. № 311 внесены изменения. Предусматривается, в частности, что ограничения не распространяются на товары, вывозимые с территории РФ для обеспечения деятельности водных судов, сооружений и установок, в отношении которых Россия обладает исключительной юрисдикцией; на товары, вывозимые с территории РФ в качестве припасов; на запчасти и спецоборудование, временно вывозимые с территории РФ, предназначенные для обработки, защиты грузов, техобслуживания или эксплуатации транспортных средств международной перевозки.

В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ России поддержали законодательные изменения, направленные на борьбу с незаконным промыслом морских ресурсов, пишут Известия, ссылаясь на сообщение пресс-служба вице-премьера России Виктории Абрамченко. «На заседании правительства поддержан проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», - отмечается в сообщении. Зампред кабмина подчеркнула, что, согласно проекту, судам, связанным с незаконным промыслом, запретят заходить в российские порты. Изменения принимаются в законодательство в связи с тем, что в декабре 2020 года Россия ратифицировала ФЗ «Соглашение о мерах государства порта по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла». Документ устанавливает возможность для российской стороны отказывать иностранным судам в заходе в морской порт, если установлено, что они занимались незаконным промыслом. По словам Абрамченко, поддержанные кабмином изменения ликвидируют серые зоны и защитят рынок от незаконного промысла. Так, капитан морского порта сможет отказывать заграничным судам в заходе в порт в случае, если они включены в список судов, которые занимались незаконным рыболовством. Исключение допускается, если на судне сложилась чрезвычайная ситуация или на нем должна быть проведена проверка безопасности федеральным органом исполнительной власти. Также морским портам запрещается оказывать услуги таким судам. Законопроект направлен на противодействие незаконному несообщаемому и неконтролируемому промыслу, который наносит большой ущерб природным ресурсам и экономике. Вице-премьер указала, что данные меры будут препятствовать поступлению незаконно добытых водных биологических ресурсов на международные и национальные рынки. Это поможет сохранить морское биоразнообразие.

НА ОПЕРАТИВНОМ штабе у руководителя Росрыболовства Ильи Шестакова обсудили ход промысла и работу отечественного флота за пределами экономической зоны РФ, а также другие вопросы, которые требуют быстрого решения. Отмечено, что сохраняется положительная динамика вылова по сравнению с прошлым годом: добыто более 1,14 млн тонн - на 3% выше. Росрыболовство продолжает мониторинг работы флота в зонах действия международных договоров, на данный момент никаких сбоев нет. На промысле и в переходах в открытой части Мирового океана, зонах иностранных государств и конвенционных районах находятся 122 российских судна, в иностранных портах - 91 судно. Бункеровка, выгрузка, обслуживание российских судов происходит в штатном режиме. Как отмечено на совещании, после окончания промысла мойвы, который сейчас успешно ведут российские рыбаки, передислокация флота и переход на другие объекты добычи положительно отразится на промысловых показателях Северного бассейна. Росрыболовство внимательно отслеживает ситуацию на внутреннем рынке по обеспечению населения доступной рыбной продукцией. На совещании представлены данные по поставкам рыбы на экспорт и в регионы России, а также ассортименту продукции, хранящейся на холодильниках в портах. Отмечено, что большая часть продукции поступает на территорию России. Цена на перевозку рыбы с Дальнего Востока в западную часть страны с прошлой недели пошла на уменьшение и остается на этом уровне. Потребительские цены на рыбу на Дальнем Востоке стабилизировались и по ряду продукции даже снизились. В то же время внимание требует ситуация со стоимостью рыбы на Севере России. По поручению главы Росрыболовства на следующей неделе состоится координационное совещание с основными отраслевыми ассоциациями по вопросу создания условий стабилизации цен на рыбную продукцию.

РОССИЙСКИЕ рыбопромышленники продолжают успешный промысел минтая и сельди на Дальнем Востоке. Почти 693 тыс. тонн минтая добыто в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне. Как сообщает главное рыбное ведомство страны, это на 10 % больше уровня прошлого года. В Охотском море добыто 626 тыс. тонн минтая (110% от уровня 2021 года). В основном промысел проходил в Северо-Охотоморской и Западно-Камчатской подзонах. Флот при необходимости переходил на поисковый режим работы, благодаря чему промысловые районы увеличились по площади. В Западно-Камчатской и Камчатско-Курильской подзонах суммарный вылов составил 440 тыс. тонн минтая, в Северо-Охотоморской подзоне – 184,7 тыс. тонн, что на 15% больше уровня прошлого года. Заметно улучшилась ситуация на промысле тихоокеанской сельди: объем добычи превысил уровень этого периода прошлого года на 7% – до 94, 5 тыс. тонн. Вылов трески составил 37,6 тыс. тонн, в том числе в Западно-Беринговоморской зоне – 6,7 тыс. тонн, в Восточно-Камчатской зоне – 11,0 тыс. тонн, в Охотском море – 10,9 тыс. тонн. Ожидается, что объем добычи вырастет по мере увеличения количества судов. Сейчас промысел минтая в Охотском море ведут 100 судов, 10 судов работают на сельди, 7 – на треске.

Рыба и сахар

ГОСРЕГУЛИРОВАНИЕ цен может затронуть рыбную отрасль. По данным Коммерсанта, Росрыболовство, опасаясь резкого подорожания, обсуждает возможность фиксации стоимости рыбы в рознице. Такой контроль за ценообразованием власти ранее применили к сахару и подсолнечному маслу, но в кризис это только повлекло спекулятивную скупку для дальнейшей перепродажи. Участники рынка не видят смысла в жестком давлении на рыбодобытчиков, так как после введенного США эмбарго на российскую рыбу ее экспорт может сократиться, а внутренние цены стабилизируются из-за повышенного предложения. Как стало известно изданию, 23 марта на совещании у полпреда по Дальневосточному федеральному округу Юрия Трутнева глава Росрыболовства Илья Шестаков сообщил, что агентство прорабатывает с Минпромторгом и отраслевыми ассоциациями фиксацию цен на рыбную продукцию на внутреннем рынке. Об этом рассказали три источника из числа участников встречи. По их словам, конкретные виды рыбной продукции, по которым будут ограничены цены, и предельная стоимость на совещании обозначены не были. В Росрыболовстве подтвердили проработку этой идеи. В Минпромторге и аппарате Юрия Трутнева на вопросы журналистов не ответили. Также поступили отраслевые организации - Всероссийская ассоциация рыбопромышленников, Рыбный союз и Ассоциация компаний розничной торговли. По данным участников рынка, сейчас оптовая стоимость, например, минтая составляет 120–130 руб. за 1 кг, в то время как две недели назад - 90 руб. На стоимость рыбы на внутреннем рынке влияют экспортные цены. За последний месяц цены на российскую рыбу на внешних рынках выросли на 40%, поэтому рыбодобытчикам выгоднее продавать ее на внешние рынки, поясняет управляющий ГК «Доброфлот» Александр Ефремов. По словам Ефремова, переработчики не могут повысить внутри страны цены соразмерно экспортным: «Иначе рыба не будет пользоваться спросом на фоне увеличения трат на другие товары из-за роста инфляции». По данным Росрыболовства, экспорт только за январь увеличился на 65%, до $116,4 млн. При этом, по данным на 16 марта, выросла добычи рыбы - на 5%, до 930 тыс. тонн, и поставки рыбы с Дальнего Востока в центр России - на 50%, до 115,2 тыс. тонн. Замдиректора УК «Норебо» Сергей Сенников говорит, что если и фиксировать цену, то только по социальным позициям - на сельдь и скумбрию. При этом он не понимает, как будет функционировать механизм фиксации цен: «Рыба - не продукт первой необходимости». Управляющий партнер Agro and Food Communications Илья Березнюк напоминает, что минтай тоже ориентирован на экспорт, но его достаточно и на внутреннем рынке. Александр Ефремов допускает, что решением проблемы могло быть квотирование экспорта с установкой обязательства по поставкам на внутренний рынок 20–30% от добываемой рыбы.

НЕ УСПЕЛА новость из «Коммерсанта» про фиксацию цен на рыбном рынке закрепиться в головах россиян, как поступило противоположное сообщение от ТАСС о том, что Росрыболовство не рассматривает госрегулирование цен на рыбную продукцию, поскольку считает оптимальным вариантом для стабилизации цен механизм саморегулирования. Об этом журналистам сообщил руководитель объединенной пресс-службы Росрыболовства Дмитрий Клоков. «Росрыболовство внимательно отслеживает ситуацию на внутреннем рынке по обеспечению потребителей доступной рыбной продукцией. В качестве оптимального варианта для стабилизации цен мы видим механизм саморегулирования и диалога между добытчиками, производителями продукции и торговыми сетями без применения административных рычагов. Речь о госрегулировании не идет», - сказал он. Клоков добавил, что Росрыболовство выступает как координатор по разработке соглашений между ними, суть которых - обеспечение необходимого объема продукции по доступным ценам на внутреннем рынке. «В текущих условиях стабилизация цен и обеспечение населения доступной рыбной продукцией - безусловный приоритет Росрыболовства», - заключил он. В Минпромторге также отметили, что министерство не прорабатывает вопрос о соглашениях по фиксации розничных цен на рыбную продукцию.

Далеко от Москвы

ПОСЛЕДНИЕ 10 лет Дальний Восток является приоритетом в региональной политике Кремля. Под него создали особое министерство и щедрую программу развития – предполагается вложить 11, 5 трлн рублей за 5 лет (с 2020 по 2025 г.). Но, как пишут Аргументы недели, толку совсем немного. А ответственные чиновники боятся признать очевидную вещь: командно-административными методами Дальний Восток не поднять. Ни показухой, ни мегапроектами не удается перебороть очевидные экономические истины: людям должно быть выгодно здесь жить, работать и инвестировать. Вроде бы жить на Дальнем Востоке одно удовольствие: переселенцу в возрасте до 35 лет выдают 200 тыс. рублей плюс по 120 тыс. на жену и каждого ребенка. Вчерашний студент, получив диплом и устроившись на работу где-нибудь под Хабаровском, получает подъемные 800 тыс. рублей. Профессионалу, которому исполнилось 35 лет, положен бонус 400 тысяч. Плюс пресловутый дальневосточный гектар, который бесплатно положен жителю самого удаленного от Москвы федерального округа. Тем не менее премьер-министр Михаил Мишустин недавно отметил, что на Дальний Восток переехали 20 тыс. человек за три года. Но 100 тыс. свалили в обратном направлении за тот же период. И главную задачу стратегии по развитию этого макрорегиона пока решить не удается. Простой обзор деловой жизни Дальнего Востока в 2021 г. создает впечатление, что здесь все шиворот-навыворот. Например, много лет вкладывали деньги в развитие БАМа и Транссиба, надеясь, что возить товары из Китая в Европу станет дешевле именно через Россию. И вот свершилось: на фоне удорожания морских перевозок через Суэцкий канал российский транзит оказался на 30–40% дешевле. Во Владивосток и Находку пошел беспрецедентный вал контейнеров из Поднебесной, и наши порты захлебнулись, оставляя суда на рейде или сокращая квоты по заходам в порт. Хотя сколько было сказано речей, что возможности старых и новых портов Дальнего Востока практически безграничны.

Рыбопромышленникам обещали льготы на перевозку рыбы с Дальнего Востока в европейскую часть страны. Власти рассчитывали за год поставить в Нечерноземье 20 тыс. тонн минтая, а бизнес подал заявки только на 4 тыс., потому что субсидия покрывала только 6 рублей на кило рыбы. А вся перевозка в итоге обходится под 30 рублей на кило – сущее разорение. На тысячу детей, несмотря на все вливания денег, приходилось 667 мест в детских садах. Плотность автомобильных дорог в пять раз ниже среднероссийской. Уровень благоустройства городов таков, что проехать по тротуару с коляской большая проблема. Вместе с тем власти потратят около 7 млрд рублей на «приведение в порядок» тысячи дворов на Дальнем Востоке. Получается по 7 млн на двор, хотя хорошая баскетбольная площадка стоит в районе миллиона, скамейка – 10–12 тысяч, а выложить плиткой 100 «квадратов» – не более 70 тысяч рублей. Вроде бы денег навалом, но нынешняя попытка облагородить дворы далеко не первая: средства осваиваются, а обещанного уюта почему-то не возникает. В 2022 г., чтобы снизить тарифы на электроэнергию для бизнеса на Дальнем Востоке, остальные российские регионы заплатят на 34 млрд рублей больше. Помогает это бизнесу? Да вроде не очень. До сих пор не достроены две пятизвездочные гостиницы Hyatt во Владивостоке, которые планировалось открыть к саммиту АТЭС в 2012 году. В СМИ упоминалось, что некоторые зарубежные гости, уже бывавшие на Восточном форуме, первым делом спрашивали, достроены ли отели. Нет? Тогда всего наилучшего! Менее притязательных гостей с понтом размещали в плавучей гостинице («почувствуйте себя жителем Венеции»), которой поначалу очень стеснялись и считали вынужденной мерой.

Как отметил заместитель главы Минвостокразвития Александр Крутиков, фактически провалились проекты международных транспортных коридоров в Приморье и освоения острова Большой Уссурийский. А президент Института корейской экономической политики Ли Чжэ Ен отметил на Дальнем Востоке «факторы структурной слабости региона» и приукрашенную статистику: «Учитывая структурные проблемы и демографические показатели, Дальний Восток по-прежнему непривлекателен как рынок». Другими словами, корейцы могли бы построить во Владивостоке новые заводы, но кто будет покупать их продукцию, если население тает на глазах? Больше всего иностранных инвесторов в регионе – из Китая. В Поднебесной очень рассчитывают на российскую экологически чистую немодифицированную сою. Рынок огромный – около 100 млн тонн, из которых на Россию приходится менее 4%. Из всего китайского сельскохозяйственного импорта на Россию приходится всего лишь 2, 5%. Аналитики отмечают в целом ухудшение качества российского экспорта в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), в котором выросла доля продукции низких переделов. Получается замкнутый круг: без роста населения наш Дальний Восток вряд ли всерьез заинтересует азиатских партнеров как перспективный рынок. А заманить людей из европейской части России пока нечем.

Министерство развития Дальнего Востока и Арктики, де-факто существующее с 2012 г., пока говорит лишь о сокращении «темпов отъезда». Согласно исследованию ВЦИОМ, 28% жителей Дальнего Востока хотели бы сменить место жительства и навсегда покинуть регион. Это при том, что за последние 20 лет народу и так стало меньше на 23%. Сегодня на Дальнем Востоке детей в возрасте 5–15 лет почти в два раза меньше, чем молодежи 20–29 лет. Откуда тогда возьмется демографический бум? Но на конференциях приходится слышать от чиновников: «Как так? Раз президент поставил задачу, мы должны обеспечить». И в 2019 г. население ДФО действительно выросло сразу на 2 млн человек – за счет присоединения к Дальнему Востоку Бурятии и Забайкалья. Еще в октябре 2018 г. аудитор Счетной палаты России Юрий Росляк заявил, что программа «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период с 2019 до 2021 г.» не отвечает целям стратегического развития и не решает проблему миграционного оттока. Никак не обеспечивается и главная цель финансирования: создание комфортных условий проживания населения. В некоторых школах Владивостока, например, по 40 человек в классе. На что же тогда уходят бюджетные триллионы? Львиная доля – на инфраструктурные мегапроекты. По сути, дальневосточникам, которым нужны нормальные образование и здравоохранение, отсутствие бюрократических барьеров, адекватные суды и верховенство права, говорят: мы вам построили новую железную дорогу, мост и стадион – что вам, гадам, еще от нас надо? И при всех бюджетных сложностях собираются строить мост на Сахалин длиной 5, 9 км. Вместе с 452-километровой железнодорожной веткой из Комсомольска-на-Амуре в Ильинское он обойдется в более чем 600 млрд рублей.

Хотя доля экономики Дальнего Востока в суммарном валовом региональном продукте страны почти не изменилась с начала 2000-х: 5, 4–5, 7%. А доля в промышленном производстве и того меньше, хотя формально к индустрии относят добычу нефти и газа на Сахалине или добычу алмазов в Якутии. Развитие машиностроения, например, упирается в малочисленность и дороговизну рабочей силы, высокую стоимость электроэнергии, транспортных расходов. Оживить инвестиционную активность пытаются при помощи «особых экономических зон» и «территорий опережающего развития». Создаем, к примеру, в Находке специальную территорию пять на пять километров, подтягиваем коммуникации и предлагаем инвестору: добро пожаловать. Если строите здесь завод, то будет вам счастье: льготы по налогам, льготы по таможенным платежам, особое внимание со стороны чиновников, минимальные издержки на запуск проекта. Идея неплоха сама по себе: в Китае, например, в особых зонах создается половина гигантского ВВП Поднебесной. А в России – менее 1%, хотя за 10 лет государство вложило в зоны 186 млрд рублей. Создание одного рабочего места в ОЭЗ обошлось бюджету более 10 млн рублей – неприлично дорого. Иностранные инвесторы в один голос говорят, что в России главный критерий эффективности предприятия – отношение местных властей. Фискальные льготы, отмена налога на имущества – все это прекрасно и ценно. Но оно не будет работать, если губернатор испугается, что с крупным инвестором в его вотчину придут «чужие» силовики. На Камчатке, например, бизнесмен Олег Тиньков вел переговоры о строительстве отеля премиум-класса для горнолыжников. Свободной земли там завались, но местные чиновники обломали варяга с местом под строительство. Как рассказывал сам инвестор, он принес им частные деньги, «А наши где интересы?» – спрашивают. Зато планов – громадье. По словам председателя Общественного совета (есть и такой!) Минвостокразвития Сергея Габестро, можно научить дальневосточников обслуживать роботизированные производства – и нет проблемы нехватки рабочих рук. Дефицитным учителям необязательно приезжать на край России, поскольку «сегодня мир цифры, общаться с суперпреподавателем вы можете в режиме онлайн». Дороги – тоже не проблема, поскольку через 10 лет для передвижения будут использоваться малая авиация и «семейные квадрокоптеры». Инфраструктура? Министерский общественник рекомендует посмотреть на проекты Илона Маска: «Там не нужны ни электросети, ни очистные. Там новые технологии – солнечные батареи, тепло земли, лишь бы вода была. Есть вода и участок – и ты можешь быть полностью обеспечен всем необходимым для жизни».

Но пока чинуши в Москве грезят «семейными квадрокоптерами», в дальневосточных городах кило помидоров стоит тысячу рублей, картофеля – 300 рублей. Уровень нетрудоустроенных граждан в регионах ДФО доходит до 8, 1%. Они также аутсайдеры среди регионов по продолжительности жизни, лидеры по продажам алкоголя и преступности. Ничего удивительного: власти модернизируют Дальний Восток по своим собственным планам, не слишком спрашивая людей, что им нужно на самом деле.

Ловись, рыбка!

ЗАПАХ свежего огурца, традиционно сопровождающий весенние дни в Петербурге, снова распространился у точек торговли местным деликатесом. Маленькая рыбка, вкус которой знаком многим горожанам, вновь начала появляться на уличных прилавках. Корреспонденты Фонтанки рассмотрели ассортимент корюшки в нескольких районах города: днем 22 марта они зашли на Мальцевский и Кузнечный рынки, а также побывали у станции метро «Гражданский проспект» и «Удельная». По словам продавца из Центрального района, весеннюю петербургскую рыбу начали продавать еще 2–3 недели назад. Сначала за килограмм товара просили 1900 рублей, теперь предложение выросло - стоимость снизилась до 1650 рублей. В Калининском районе за килограмм свежей ладожской корюшки торговцы просят еще меньше - в зависимости от размера, приобрести ее можно по цене от 299 до 499 рублей. На Кузнечном рынке в Центральном районе города замороженная корюшка обойдется покупателям в 900 рублей. Для сравнения: в Петропавловске-Камчатском на улице «огурца» торгуют по 350-400 рублей за кг, а в фирменных точках колхоза имени В.И. Ленина килограмм охлажденной зубатки стоит 240 рублей.

АМЕРИКАНКА Рейчел Харрисон поставила новый рекорд штата Джорджия по ловле длиннорылых панцирников. Как сообщает WTOC, женщина поймала огромную рыбу в субботу, 19 марта, когда рыбачила на реке Куса недалеко от города Ром. Вес улова составил 14,2 кг. Это на 220 г больше, чем прежний рекорд штата, державшийся с 2013 года. Достижение официально признал Департамент природных ресурсов Джорджии. Длиннорылый панцирник - разновидность панцирной щуки, считающейся одной из древнейших рыб в мире. Он обитает в водоемах Северной Америки, вырастая до длины от 77 до 122 см. Самые крупные особи, известные ученым, весили 25 кг и достигали 1,8 м в длину. Как пишет Lenta.ru, ранее сообщалось, что департамент природных ресурсов американского штата Миннесота объявил о новом рекорде по ловле щук. Длина рыбы составила 117,48 см и превзошла прежний рекорд штата.

И вам не хворать!

Борис Максимов
06-04-2022 | Просмотры: (242)
Комментарии: