Как на малый бизнес повлияла частичная мобилизация
Представители отраслей малого бизнеса говорят об экономическом спаде в последние две недели и о том, что реальная ситуация во многих отраслях малого бизнеса хуже, чем в пандемию. Кто-то закрывает бизнес, а кто-то наливает клиентам шампанское. Но все отмечают, что платежеспособное население уезжает, и клиентов становится меньше, обороты падают — от 30% до 60%.
Парикмахерские эконом-класса Mitch ощущают спад спроса на свои услуги и наливают клиентам шампанское.
Так Дмитрий Лавров, владелец сети салонов красоты, и представитель международного бренда Paul Mitchell, а также салонов красоты эконом-сегмента Mitch, рассказал «СДП» о том, что последние две недели — колоссальный спад, как в секторе «эконом», так и в дорогих салонах.
«В экономе, где больше посетителей-мужчин, прямо 50%-ый отток, и мы видим, что эти люди никуда не уехали, у них нет денег уезжать, они сидят дома по квартирам, никуда не выходят, и в выходные — сумасшедший наплыв. В выходные они позволяют себе погулять, постричься. Это прямо тенденция последних двух недель: на буднях никого, затишье, в выходные — много посетителей. В дорогих салонах падение 30-40%, много тех, кто уехал, кто-то в отпуск на 2-3 месяца, кто-то поехал вывозить сына. Девчонки деньги на салоны красоты придерживают. Сейчас немного отпускает всех, понятно, что в этом состоянии нам жить долго. Мы наливаем своим клиентам шампанское — каждый день, всем подряд. В 12.00 выпила клиентка шампанского и все — это большая психологическая поддержка. Падение оборотов в парикмахерском бизнесе — от 30 до 60%».
В Ассоциации индустрии красоты отмечают, что падение в отрасли около 30% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Основной отток в премиум-сегменте. Многие барбершопы просто остались без персонала — сотрудники ставили в известность руководителей, что «релоцировались» просто в течение дня.
Что касается настроений в общепите, там просто исчезли платежеспособные клиенты и наблюдается дефицит шеф-поваров и обычных поваров, многие попали под частичную мобилизацию, кто-то уехал из страны, взяв отпуск. Обороты ресторанов упали на 30-60%, говорит известный петербургский ресторатор Леонид Гарбар.
Общепит: сейчас трудно быть креативным
Дмитрий Дикман, основатель ресторанов «Ятъ» и «Петруша», в начале сентября запустил ресторанный проект в Кронштадте, у парка «Патриот». Ресторатор рассчитывал, что Кронштадт будет новым активно развивающимся туристическим направлением, но уже в конце сентября вынужден был закрыть проект — 47-летнего шеф-повара ресторана мобилизовали, а команда сильно поредела. «Непонятно, каким будет будущий туристический сезон и будет ли он вообще, — говорит Дмитрий Дикман, — продажи упали, люди с деньгами — основные посетители ресторанов, уехали из страны. По выходным еще есть посетители, но предел наших мечтаний — это туристы из Азербайджана».
Дмитрий Дикман, основатель сети ресторанов Дикman’s Deli
Перспективы занятия предпринимательской деятельностью на разворачивающемся фоне кажутся предпринимателю нереальными. «Развивать бизнес невозможно, инвесторов нет, никто не будет вкладываться неизвестно во что. Продать рестораны также почти невозможно», — говорит Дмитрий Дикман. Предпринимательство — это творчество, а все находятся в состоянии неопределенности, ближе к депрессии, а в депрессии трудно быть креативным, уверен он.
Открыть аналогичный бизнес в европейских странах, где, как в Берлине, коммуналка подорожала в 3-4 раза, или, например, в Израиле, кажутся ресторатору также маловероятным. «Нас там никто не ждет, мы не знаем ни законов, ни языка, ни традиций», — говорит он. Выход один — выходить из бизнеса через банкротство, считает ресторатор и добавляет, что банкротств в общепите будет много. «Но люди все равно будут что-то есть, расцветут опять Фаст-фуд и шавермы», — полагает он.
В то же время шеф-пекарь сети «Хлебник» Александр Васильев рассказал «СДП», что на выручках компании частичная мобилизация не отразилась. «Некоторые сотрудники уехали на неопределенный срок, но мы быстро эти места «залатали». Одно могу сказать — мы продолжаем работать и открывать точки», — сказал Васильев.
Опыт в релокации
Дмитрий Грозный, главный редактор проекта «МаркетМедиа» взял интервью у нескольких рестораторов, которые переехали за последний год из России в другие страны.
Например, ресторатор Михаил Орлов, основатель петербургского бара «Онегин», перебрался из Крыма, где он жил последние несколько лет, на остров Бали, Сергей Фокин, шеф-повар ресторана премиум-класса Eclipse, переехал в марте на Шри-Ланку, и теперь здесь в одиночку строит ресторанный проект, Александр Затуливетров, основатель ресторана «МыЖеНаТы», который в 2021 году перебрался в Кению, и где потерпел неудачу с открытием ресторана, теперь строит проект для релокации в Камбодже, тоже на острове.
Шеф-повар ресторана Gras и один из послов международной организации «Альянс поваров» Антон Абрезов переехал в Португалию в апреле, и некоторое время жил «на две страны», летая туда-сюда каждые две недели, но наконец решил остаться в Лиссабоне, и в планах у него с частью команды открыть там бизнес. Все участники опроса анализируют понятие «тоска по родине» и сходятся во мнении, что родина там, где есть применение твоим способностям и возможность работать.
Дмитрий Грозный считает, что сами шефы и владельцы ресторанного бизнеса не будут рассказывать о своей релокации, чтобы не подставлять бизнес под возможные неприятности. «Если ты молодой, красивый и без семьи, или у тебя есть подушка безопасности, на которую можно опереться, переезжая в другую страну, это одно дело, — рассуждает Дмитрий Грозный, — и совсем другое, если у тебя бизнес, долги, кредиты, не до конца реализованные планы». Рестораны будут закрываться, прогнозирует эксперт, останется фаст-фуд, но вино за 100 тысяч никто там покупать не будет.
БК
23-01-2023 | Просмотры: (301)