«Надо в Север до боли влюбиться…»
Наша Интернет-газета в основном знакомит читателей с новостями и проблемами бизнеса. И статья камчатского писателя Алесандра Смышляева о педагоге и поэтессе Марии Николаевне Тукмачёвой, всю жизнь проработавшей на севере полуострова, казалось бы к нашей тематике не имеет никакого отношения. Но это как посмотреть. Сегодня настоящим и доходным бизнесом на камчатском севере занимаются энтузиасты, влюбленные в этот суровый край люди, такие, как Мария Николаевна. Это их роднит. Об этих предпринимателях мы в дальнейшем будем рассказывать в разделах нашего издания. А сегодня - речь о вечере памяти Марии Николаевны Тукмачёвой, воспитавшей не одно поколение школьников, многие из которых стали хорошими специалистами
- оленеводами, учителями, врачами и, конечно же, деловыми людьми.
В 1930-1940-е годы на севере Камчатки работал известный педагог и северовед Сергей Стебницкий. И сегодня имя его не забыто, на Камчатке до недавнего времени существовала региональная государственная премия имени Стебницкого за просветительскую деятельность, его азбукой долго пользовались корякские школьники, пока не подошли более современные разработки, его методику работы с детьми коренных народов использовали учителя и воспитатели интернатов. Словом, человек он заслуженный и не забытый. Но, увы, забыты его последователи, которые продолжили педагогическую деятельность Стебницкого на севере среди детей тундры, не говорящих по-русски. И одна из таких педагогов – Мария Николаевна Тукмачёва (1938-2019). А она не только педагог, но ещё и поэт. Её называли певцом (певицей) пенжинской тундры. В 1957 году после окончания педагогического учебного заведения на Урале она по зову сердца приехала на Камчатку, на самый её север, сроднилась с этой землёй и прожила на ней до последних своих дней.
12 января 2024 г. в Камчатской краевой научной библиотеке им. С. П. Крашенинникова прошёл вечер памяти Марии Николаевны Тукмачёвой, и тогда открылось, что она северянами не забыта, её помнят, её любят, её благодарят бывшие ученики - коряки и эвены, которые в детстве не знали ни одного русского слова, а сегодня многие из них стали учителями, воспитателями, чиновниками и депутатами, русский язык для них такой же теперь родной, как и корякский, и они рассказывали о том, как Мария Николаевна учила их не только языку, но и обычным бытовым вещам: как спать на подушке, умываться по утрам и чистить зубы, носить европейскую одежду, есть вилкой и ложкой, пользоваться утюгом и веником и т.д. Для них она стала не просто учительницей, а второй матерью, потому что они жили в интернате без родителей, которые кочевали в тундре или находились в дальних посёлках.
Самый север Камчатки, граничащий с Чукоткой, - это и есть Пенжинский район. Сурова, но прекрасна и необычна гористая пенжинская земля, которую населяют коряки: оленеводы-чавчувены и охотники-нымыланы. Живут здесь и эвены. Длинной извилистой лентой вьётся среди каменистых сопок река Пенжина – родная сестра Колымы и Омолона, подруга Анадыря. По травянистым и лесистым берегам Пенжины раскинулись северные посёлки с чудными именами: Манилы, Оклан, Слаутное, Аянка. Эти названия сами по себе настраивают людей на поэтический лад. Добавляет лиризма в души северная природа. Не потому ли именно на пенжинской земле слагались многие корякские сказки и легенды, рождались танцы и песни. Именно здесь жила и Мария Николаевна Тукмачёва, которую по праву называют певцом пенжинской тундры. Эта русская женщина, приехавшая сюда учительствовать в 1957 году и сроднившаяся с северным народом, прикипела душой и сердцем к пенжинским берегам, полюбила и приняла быт, культуру, традиции коряков, пропустила через себя, переосмыслила и стала писать стихи и песни, прославляя романтику и экзотику местной жизни.
Мария Тукмачёва – не только автор стихов, но и многочисленных публикаций в районной газете «Полярная звезда», в которых рассказывала о культуре северного края. Истинно народная поэтесса, деятель культуры, продолжавшая и на склоне лет жить привычной тундровой жизнью, она известна и любима среди пенжинцев. К сожалению, из-за большой удалённости, практически - недосягаемости Пенжинского района, Марию Тукмачёву мало знают даже остальные камчатцы, не говоря уже о россиянах. Чтобы приблизить её к более широкому кругу читателей, я в своё время инициировал издание книги её стихов. Мы с ней были знакомы, я сам некоторое время работал геологом в Пенжинском районе, бывал и в Оклане, и в Слаутном, где попеременно проживала Мария Николаевна, осевшая затем в районном центре – селе Каменском, поэтому встречался с ней. Когда я уже жил в Петропавловске-Камчатском, работал главным редактором книжного издательства, списался с Марией Николаевной, и она прислала мне для издания свои стихи. Они просты, как сама северная жизнь. В них нет изысков словесности, рифмы порой не очень точны, но в них есть душа Севера и любовь к Северу и его жителям. Любовь искренняя, всепоглощающая. Так любил и воспевал Север только, пожалуй, чукотский писатель Юрий Рытхэу. Многое роднит Марию Тукмачёву и с романтиком Джеком Лондоном, с народным корякским писателем Владимиром Коянто. Причем роднит не только любовь к Северу, но и доскональное знание его жизни и его непростой судьбы.
Непростая судьба российского Севера подняла звучание некоторых произведений Марии Тукмачёвой до гражданских высоких нот. Поэтессе больно видеть, как бездумная деятельность человека приводит к истощению природных богатств, как нивелируется, изменяется, опрощается культура коренных северян, как к людям приходят болезни, а в молодежи зарождается апатия к жизни, в которую они не могут, не умеют вписаться в силу определенного северного менталитета, отсутствия предприимчивости, знания сложностей рыночных отношений.
«…Лося доброта не спасла. Лось гордо бежал, в рогах ветер пел. Он жить хотел, умирать не хотел!..»
Или, уж совсем безысходно: «…Не усну, так тревожно на сердце, равнодушные лица кругом. Столько лет мы растили наш Север, чтобы вдруг потерять этот дом…»
Север – дом. Да, это единственный (теперь уж точно!) дом Марии Тукмачёвой. Она любила его и тосковала по тем временам, когда дом был новеньким, свеженьким, целеньким, она застала то время. Теперь он трещал по швам, разваливался, а жители его не придавали этому серьезного значения, живя беспечно, надеясь на некоего доброго дядю, который вдруг объявится и спасёт. Воспевая дом прежний, новый, красивый, поэтесса пыталась привлечь наше внимание и к его нынешним проблемам. А их действительно очень много, Север с 1990-х годов переживал и сейчас переживает не лучшие времена, пытаясь встроиться в современный ритм жизни, да не получается, потому что на Севере он испокон иной, северный, неторопкий, вдумчивый. Что же делать, как быть? Стихи Марии Тукмачёвой не дают прямых ответов, да и не её это дело, зато подсказывают, что надо продолжать любить Север, жалеть его, лелеять его, думать о нём. Любовь поможет всё превозмочь и даст силы строить Дом заново, как не раз бывало на Руси после больших пожаров и бед.
Повторюсь, никто так масштабно, всеохватно не воспел самый север Камчатки – Пенжинский район, как Мария Тукмачёва. Северяне на самодеятельных концертах поют ее песни, любят их, а мы их даже не знаем. Это, как минимум, несправедливо. И книга тогда вышла в издательстве «Новая книга». В итоге у неё четыре прижизненных книги. А не настала ли пора собрать книгу о самой Марии Николаевне? На вечере так много и красочно вспоминали её, рассказывали о ней, читали стихи, песни её пели, что я, послушав, обратился к собравшимся, среди которых преобладали коренные северяне: напишите, положите на бумагу всё то, о чём вы сегодня рассказывали, и передайте мне, я найду применение вашим трудам, как минимум размещу их в нашем ежегоднике «Камчатка», а, возможно, получится издать и отдельную книгу. Люди пообещали мне сделать это. Дай-то Бог.
Александр СМЫШЛЯЕВ
А теперь – подборка из двух стихотворений Марии ТУКМАЧЁВОЙ для примера:
МОРОЗНЫЙ ДЕНЬ
Пусть на дворе –
Под пятьдесят
Январские деньки!
А стайка смуглых дошколят
Играется в снежки!
Вот рядом горка,
Синий лёд,
Саночки у Гриши,
Ну, кто от этого уйдёт.
И маму кто услышит?
Согреет бабушкин наряд:
Кухлянка, малахай,
А ноги в торбасах – горят,
Хоть до утра гуляй!
А щёчки –
Розами цветут,
В глазах – сто бесенят,
И не поймут ведь,
Не поймут,
Что минус пятьдесят…
ОЛЕНЁНОК
Олененок бегал,
Олененок прыгал,
Среди мха в болотце
Солнце увидал.
Глупый оленёнок
Солнца испугался,
Головой безрогой
Солнце забодал.
Болотце помутилось,
Солнышко разбилось….
Олененок бегал,
Олененок прыгал,
Олененок кочки рыжие
Считал,
Заглянул в болотце
В нём - солнышко смеётся,
Он, глупыш, от страха
К маме убежал.
26-01-2024 | Просмотры: (116)