Креативная индустрия России приносит выручку
В Москве первые 20 субъектов представили стратегические планы развития креативной экономики на ближайшие 5 лет. В обсуждении участвовали представители Агентства стратегических инициатив (АСИ), Минэкономразвития, Российского экспортного центра, ВЭБ.РФ, профильных ведомств, депутаты Госдумы, эксперты индустрии.
В докладах регионов были раскрыты ключевые показатели вклада креативных индустрий в экономику, включая их долю в валовом региональном продукте, уровень занятости и объем экспорта. Также проведен анализ факторов, влияющих на развитие отраслей, и представлен портрет предпринимателей, занятых в приоритетных направлениях.
Поставленная Президентом задача – увеличить вклад креативных индустрий в ВВП страны к 2030 году с 3.5% до 6%. В начале года в силу вступает Федеральный закон по развитию креативной экономики.
АСИ совместно с ВШЭ, Росстатом и другими партнерами провели масштабное исследование креативной экономики РФ. Оно легло в основу 12 дорожных карт по развитию 16 креативных индустрий на федеральном уровне.
«В рамках исследования мы очертили границы нового экономического сектора и смогли определить его масштаб. Чтобы достичь цели, нужно понимать, где мы сегодня находимся – сейчас сектор генерирует 14,5 триллиона рублей выручки ежегодно, в нем занято 4 миллиона 600 тысяч россиян. Отмечу, что не менее важно то, чтобы росла конкурентоспособность наших креативных индустрий на глобальном рынке, чтобы наши бренды экспортировали свою продукцию, сервисы на зарубежные рынки», - отметила глава АСИ Светлана Чупшева.
Регионы обозначили целевые ориентиры по увеличению вклада креативных индустрий в ВРП, а также предложили планы мероприятий, направленных на развитие профессиональных сообществ, создание необходимой инфраструктуры, реализацию мер поддержки, продвижение продукции и услуг, наращивание экспортных возможностей и развитие межрегионального сотрудничества.
«Одним из самых важных пунктов нашего регионального стандарта я считаю вовлечение профессионального сообщества в стратегическое развитие регионов и активное сотрудничество администраций с профессионалами из креативных индустрий. Долгое время такое взаимодействие казалось невозможным. Никто даже не предполагал, что «креативщики» и госуправленцы могут объединиться и совместно проделать такую впечатляющую работу», - рассказала директор центра развития креативной экономики АСИ Екатерина Черкес-заде.
Региональный стандарт АСИ разработало и внедряет с прошлого года. Это комплекс лучших практик, которые позволяют формулировать и запускать меры поддержки сферы на рынке. Сейчас стандарт внедряют уже 50 регионов страны. Он предполагает 12 шагов. В топ субъектов по числу внедренных шагов регстандарта вошли: ХМАО-Югра (7), Свердловская область (7), Алтайский край (6), Калининградский край, Тульская, Мурманская области, Приморский край, Новгородская и Липецкая область.
Регионы для себя выбрали 2 стратегии: либо фокус на конкретных индустриях, либо развитие смежных отраслей. Так, например, в числе приоритетных направлений в Свердловской области – мода, в Калининградской - видеоигры, Нижегородской – digital art. Вторая стратегия активно реализуется в Сахалинской области – там работают с геобрендом и имиджем региона через креативные индустрии, в Мурманской – создают условия для съемочных команд, чтобы повышать турпоток и инвестиционную привлекательность субъекта, Республика Карелия – инвестирует в развитие промышленного дизайна, создание продукции из местного камня.
В рамках презентаций прозвучали следующие инициативы, направленные на повышение вклада креативных индустрий в экономику:
Республика Саха (Якутия) объявила о создании кинопавильона. На данный момент акцент делают на 9 творческих индустрий: в первую очередь кино и сериалы, затем мода, ювелирное дело, народные художественные промыслы, музыка, видеоигры, программы обеспечение, дизайн и анимация. До 30 года производство мультфильмов планируют увеличить в 10 раз – до 2500 тысяч серий ежегодно.
Республика Башкортостан выделила для себя 5 стратегических векторов: среда – создание пространств, сообщество – институт территориальных менеджеров, образование, менеджмент и бизнес. Планируют создание большого кинопавильона и центра музыки.
Республика Карелия. Здесь выбрали для себя 5 приоритетных направлений: it, гастрономия, дизайн, event индустрия и архитектура. Планируют построить креативный технопарк.
Тюменская область представила сырьевой рынок (нефть и газ) , как главный партнер креативных индустрий. Он должен стать опорным заказчиком.
Приморский край (Владивосток) заявил о намерении сосредоточиться на развитии индустрии моды и дизайна с целью интеграции региона в азиатский рынок.
Также выступили и представители других регионов: Псковская область, Республика Саха (Якутия), Нижегородская область, Новгородская область, Свердловская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Санкт-Петербург, Мурманская область, Липецкая область, Челябинская область, Ульяновская область, Ставропольский край, Краснодарский край, Красноярский край, Республика Северная Осетия – Алания.
P.S. "БК" уже сообщала, что на Камчатке также реализуются планы развития креативной экономики. На днях в бизнес-центре "Атом" был организован круглый стол во время встречи с предпринимателями, на котором велся обстоятельный разговор об участии бизнеса в заявленных проектах и проблемах их реализации. В рамках подготовки приятия ФЗ о креативной индустрии, предполагается представить на обсуждение дорожных кат и регионального стандарта, разработанных АСИ. В Камчатском крае также ведется работа по составлению плана развития креативной экономики на ближайшие 5 лет.
14-12-2024 | Просмотры: (23)