Как власти угробили зеленое хозяйство города
По современным нормативам площадь
озеленённых территорий общего пользова-
ния – парков, садов, скверов, бульваров, раз-
мещаемых на территории большого города,
к которым относится Петропавловск-Кам-
чатский, должна соответствовать 10 м2,
а в жилых районах – 6 м2 на одного жителя
[Градостроительство..., 2016, п. 9.8], т. е. на
одного жителя краевой столицы должно при-
ходиться 16 м2 зелёных насаждений общего
и ограниченного пользования. Таким обра-
зом, в Петропавловск-Камчатском городском
округе (ПКГО) должно быть не менее 180 га
насаждений общего пользования и 108 га зе-
лёных насаждений в жилых массивах.
В генеральном плане ПКГО (2009 г.) пе-
речислено 14 объектов городских насажде-
ний общего пользования с суммарной пло-
щадью 70 га (Т. 1, с. 138). На сайте городской
администрации (https://pkgo.ru) отмечено
17 объектов общественных территорий без
указания площадей. По архивным данным
МП «Совхоз декоративных культур» терри-
тория общего пользования, состоящая из 30
объектов, в ПКГО составляет 94 га. Таким
образом, можно констатировать, что точные
данные по количеству объектов и их площа-
дям городских насаждений общего пользова-
ния отсутствуют.
Норма озеленения рассчитывается не по
общему количеству гектаров пригородного
и городского леса, а как площадь озеленён-
ных территорий общего пользования, прихо-
дящаяся на одного жителя [ГОСТ 28329-89].
Сомнительно, что в городских лесах, распо-
ложенных на сопках, можно полноценно от-
дыхать, особенно таким категориям населе-
ния, как мамам с детьми или пенсионерам.
Поэтому подобные лесные массивы надо ис-
ключать из учёта озеленённости города.
Согласно генеральному плану, на од-
ного жителя краевой столицы приходится
3,9 м2 насаждений общего пользования, что
в 2,5 раза меньше необходимого.
Косвенным подтверждением данно-
го обстоятельства служит разработанный
в Правительстве РФ [Распоряжение Прави-
тельства РФ от 23.03.2019...] индекс каче-
ства городской среды, включающий в себя
17 % показателей, связанных непосредствен-
но с озеленением населённого пункта. По
индексу качества городской среды г. Пе-
тропавловск-Камчатский по результатам
2020 г. среди аналогичных городов как по
численности населения, так и по климати-
ческим условиям занимает последнее место
со 165 баллами, отставая от лидера г. Ханты-
Мансийска на 67 баллов. Начиная с 2018 г.
ПКГО с 8 места опустился на 11 место. По
этому же индексу Камчатский край, наряду
с Республикой Дагестан, делит 61–62 места
из 85 субъектов РФ и также из года в год де-
монстрирует устойчивое падение [Индекс
качества городской среды...].
Первая и последняя инвентаризация го-
родских зелёных насаждений, документально
подтверждённая, проводилась в 1975–1977 гг.
Сколько гектаров зелёных насаждений име-
ется в городе, в том числе в жилых массивах,
их фитосанитарное состояние, кто является
собственником зелёного объекта – информа-
ции не имеется.
Отсутствие городской научно-информа-
ционной базы данных о состоянии городских
зелёных насаждений и пригородной зоны го-
родских лесов не позволяет принимать гра-
мотные управленческие решения в зелёном
строительстве.
Кроме того, на основании данной инфор-
мации должны сформироваться программы
по текущему содержанию и перспективному
развитию зелёного фонда города, а также
появилась бы возможность наметить, какие
первоочередные задачи необходимо выпол-
нить. В дальнейшем решение этих задач мог-
ло бы позволить перейти к разработке страте-
гии озеленения города.
Отсутствие развитой сети городских на-
саждений в какой-то степени компенсирует-
ся лесами, непосредственно примыкающими
к жилым и производственным застройкам,
а благодаря горному рельефу зрительно соз-
даётся иллюзия озеленённости города. Одна-
ко с ростом городской территории и увеличе-
нием площади застройки роль естественных
лесов уменьшается и увеличивается значение
внутригородских насаждений.
С 2007 г. городские зелёные насаждения
переданы в оперативное управление МКУ
«Служба благоустройства ПКГО». Но всё
оперативное управление заключается толь-
ко в том, что данная Служба «осуществляет
функции заказчика на выполнение работ,
в том числе обеспечивает ремонт и содержа-
ние закреплённых за ним на праве оператив-
ного управления городских зелёных насажде-
ний» [Устав МКУ «Служба благоустройства
ПКГО». 2018]. Хозяйственной деятельности
она (Служба) не ведёт, только заключает до-
говоры и контролирует их исполнение лишь
той части городских зелёных насаждений и в
такой степени, на которые выделяются бюд-
жетные средства.
В зелёном хозяйстве города действуют
два взаимоисключающих друг друга принци-
па: 1) 100 % коммерциализация озеленения
города и 2) принцип остаточного финансиро-
вания. Поэтому из имеющихся в г. Петропав-
ловске-Камчатском 295 улиц активная рабо-
та по содержанию объектов зелёного фонда
проводится на 40–50 улицах, что составляет
16,9 % (≈20 %) от общего числа улиц города.
Остальные 80 % остаются без должного вни-
мания.
В советское время оперативное управле-
ние городским зелёным фондом принадле-
жало МП «Совхоз декоративных культур».
На 2002 г. по оперативным данным соглас-
но инвентаризационной ведомости город-
ских зелёных насаждений (в отсутствии пол-
ноценной инвентаризации), составленной
специалистами МП «Совхоз декоративных
культур», на балансе числилось: газоны –
402 251 м², цветники – 5 778 м², деревья –
30 212 шт., кустарники – 2 626 шт. [Служеб-
ная записка... от 05.07.2002]. Но уже в 2013–
2014 гг., т. е. спустя 7 лет, в муниципальных
контрактах на содержании находилось: га-
зоны – 223 406 м² (уменьшение в 2 раза),
цветники – 4 087 м² (уменьшение площа-
ди городских клумб на 1 700 м²), деревья –
9 387 шт. (уменьшение в 3 раза) и кустарни-
ков – 5 614 шт. А к 2021 г. площадь только
одних цветников сократилась до 1 761 м²
[Муниципальные контракты МКУ...], т. е.
за 14 лет оперативного управления МКУ
«Служба благоустройства» площадь цветни-
ков города сократилась в 3,3 раза.
МП «Совхоз декоративных культур» «об-
ладало полной хозяйственной самостоятель-
ностью в осуществлении своей деятельности.
Основной задачей совхоза являлась эксплуа-
тация зелёных насаждений. В том числе ока-
зывало услуги предприятиям, учреждениям,
организациям по эксплуатации зелёных на-
саждений» [Устав МУП «Совхоз декоратив-
ных культур», 1992]. Фактически предприя-
тие, имея людские, материально-технические
и финансовые ресурсы, занималось содержа-
нием зелёных насаждений ограниченного
и специального пользования [ГОСТ 28329-
89. Озеленение городов. Термины и опре-
деления], то есть обслуживало и эксплуати-
ровало озеленённые территории лечебных,
детских, учебных и научных учреждений,
промышленных предприятий, спортивных
комплексов, жилых кварталов города, авто-
магистрали, кладбища и т. д.
В настоящее время в ПКГО такое пред-
приятие отсутствует, и заниматься зелёными
насаждениями ограниченного и специаль-
ного пользования, занимающих большую
площадь городских насаждений, некому.
В последнее время в краевой столице на-
блюдается повышенный спрос на посадку
деревьев и кустарников (стадион «Спартак»,
ФОК «Водник», озеленение придомовых тер-
риторий и т. д.). Посадки требует максимум
внимания и постоянного ухода, в противном
случае через несколько лет все высаженные
зелёные насаждения придут в негодность.
Поэтому в городе должно быть воссоздано
бюджетное предприятие, которое бы занима-
лось эксплуатацией зелёных насаждений на
постоянной основе вне системы аукционов.
Немаловажное значение для озеленения
краевой столицы является наличие высоко-
качественного посадочного материала, обла-
дающего декоративными свойствами в доста-
точном количестве, что подразумевает под
собой существование действующего город-
ского питомника.
Однако в настоящее время сформирован-
ные ранее питомники для выращивания по-
садочного материала для озеленения город-
ского хозяйства утрачены. Так как в городе
отсутствует питомник древесных и кустар-
никовых пород, то для озеленения городских
объектов обычной является практика заим-
ствования саженцев деревьев и кустарников
из леса. Используется низкокачественный
посадочный материал, который плохо пере-
носит смену освещения и поэтому с трудом
и долго приживается в городских условиях
и не даёт должного декоративного эффекта.
Усугубляется положение тем, что посадки
выполняются саженцами без кома, с сильно
обрубленной корневой системой, в непод-
готовленную почву, с несоблюдением агро-
технических правил. Как пример, посадки
лиственниц и елей напротив Управления
Федерального Казначейства по Камчатскому
краю, расположенного по адресу: ул. Ленин-
градская, 89/1.
Не лишним будет напомнить, что совре-
менный Лесной кодекс РФ запрещает напря-
мую заготавливать сеянцы и саженцы деревь-
ев и кустарников в лесу (КоАП РФ ст. 8.28),
вплоть до уголовной ответственности (ст. 260
УК РФ).
В бывшем МП «Совхоз декоративных
культур» существовало два питомника на
8 и 20 км объездной трассы г. Петропав-
ловск-Камчатский – г. Елизово. Их общая
площадь составляла 121 га. Однако в настоя-
щее время эти площади изъяты, взамен ниче-
го другого не предложено.
При норме зелёных насаждений общего
пользования 10 м² на человека в краевой сто-
лице необходимо иметь питомник древесных
и кустарниковых пород общей площадью до
200–250 га.
В этой связи необходимо рассмотреть
вопрос о создании в пригородной зоне г. Пе-
тропавловска-Камчатского питомника для
озеленения краевой столицы, а также снаб-
жения организаций, учреждений, населения
полуострова качественным посадочным ма-
териалом древесно-кустарниковых пород.
В стратегии социально-кономического
развития Петропавловск-Камчатского го-
родского округа уровень обеспеченности на-
селения озеленёнными территориями обще-
го пользования должен составить к 2030 г.
0,4 км² на 1000 человек.
Если перевести эти гектары непосредственно в количество де-
ревьев, то получается, что к 2030 г. необходи-
мо высадить в городской черте 720 тыс. шт. де-
ревьев (это минимальная цифра – 100 шт./га)
или 80 тыс. шт. в год (начиная с 2022 г.). Дан-
ное количество саженцев просто невозможно
высадить: 1) саженцев нет физически; 2) нет
производственных мощностей, кто бы мог
это выполнить.
Поставленные задачи и заявленный объ-
ём работ по озеленению города может выпол-
нить только специализированное предприя-
тие. Отсутствие такого предприятия затруд-
няет процесс озеленения нашего города.
Высокое качество работ по созданию но-
вых зелёных объектов, особенно таких как
инженерная подготовка территории, созда-
ние газонов, посадка крупномерных деревь-
ев, а также по содержанию существующих
объектов, может быть осуществлено только
специализированной организацией, облада-
ющей специальной техникой, высокой ква-
лификацией и достаточным количеством
специалистов.
Индивидуальные предприниматели, не
имея ни производственных мощностей, ни
соответствующей квалификации, не в состоя-
нии провести масштабные работы – высадить
в городе десятки тысяч саженцев и тысячи м²
цветников и в дальнейшем профессионально
их эксплуатировать. Это наглядно продемон-
стрировал сезон 2021 г., когда частные лица
занимались посадкой и содержанием цветни-
ков в краевой столице.
Отделение цветоводства в составе МУП
«Спецдорремстрой» – это жалкие остатки
бывшего «Совхоза декоративных культур»,
ликвидированного путём присоединения
к МУП «Спецдорремстрой» в 2012 г. Для
сравнения: в совхозе в предыдущие годы ра-
ботало от 60 до 80 человек, сейчас 5–6 чело-
век, средний возраст работающих – 59 лет.
Общая площадь цветочно-оранжерейного
хозяйства 0,27 га (при норме 0,4 м² на од-
ного человека [Градостроительство..., 2016,
п. 9.17], т. е. в ПКГО необходимо иметь теплич-
ный комплекс не менее 7,2 га). Площадь за-
крытого грунта – 0,27 га – соответствует уров-
ню 1975 г. Теплицы построены в далёких 80-х
годах прошлого столетия, уже давно исчер-
пали свой ресурс, морально устарели. Нужда-
ются в кардинальной модернизации и рекон-
струкции. Это всё, что осталось от созданной в со-
ветский период системы зелёного хозяйства
города.
В.В.Лебедев
15-03-2023 | Просмотры: (272)