Тормоза в развитии экономики России
У мадам Набиуллиной больше тормозов для развития экономики. Так член экспертного совета Института фондового рынка и управления, кандидат экономических наук Михаил Беляев отозвался на недавнее выступление главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной, которая озвучила шесть шагов для борьбы с бедностью. В этот список вошли: снижение инфляции, защита граждан от закредитованности, борьба с мошенничеством, меры поддержки в виде кредитных каникул и комплексного урегулирования задолженности, развитие социальных финансовых продуктов и повышение финансовой грамотности населения. Образно говоря, это шесть шагов вверх по ступеням лестницы, ведущей вниз.
Как считает Беляев, к этим пунктам надо добавить еще один, самый главный и единственно эффективный — создание рабочих мест с высокой зарплатой, но основным препятствием на пути к реализации этой меры встает именно политика Центробанка.
«Действительно, у нас есть инфляция, но причина этой инфляции вовсе не такая, какой её представляет Набиуллина. Инфляция не всегда зависит от избыточного предложения денег (money supply). Инфляция — это любой рост цен, и она может быть обусловлена несколькими факторами. И основная причина — не только у нас, так устроены современные рынки — это то, что крупные компании-монополии диктуют свои цены, и вовсе это не какое-то соотношение спроса и предложения, не превышение спроса над предложением и так далее. Все это только поводы для монополий, чтобы безудержно повышать свои цены, что мы и наблюдаем», — пояснил эксперт в беседе с ОСН.
По его словам, регулировать рост цен должны антимонопольные службы, однако российская ФАС «беспомощна» и не обладает тем набором полномочий, который бы позволил ей бороться с инфляцией, как это делают аналогичные ведомства в других странах.
«Набиуллина, да и правительство, взяв на себя миссию борьбы с инфляцией, применяет совершенно не тот метод из-за неверного понимания ее причин. Вместо того, чтобы активизировать Федеральную антимонопольную службу и дать ей соответствующие полномочия для обуздания цен, они идут по пути сдерживания денежного предложения, повышая ключевую ставку. А ключевая ставка, в свою очередь, первейшим образом влияет на сдерживание развития и прогресса экономики с вытекающими отсюда последствиями: меньше возможностей для создания рабочих мест, увеличения валового внутреннего продукта и повышения заработных плат. А это самый основной метод борьбы с бедностью», — сказал собеседник издания.
Беляев назвал «второстепенными приемчиками» озвученные Набиуллиной шесть шагов по борьбе с бедностью. По его мнению, эти шаги могут помочь малоимущим в моменте, но не позволят им реально улучшить свое финансовое благосостояние.
Например, по словам эксперта, социальные вклады для людей с маленькой зарплатой окажутся практически бесполезны каким бы высоким ни был процент, так как человек не сможет откладывать столько денег, чтобы иметь хоть какой-то ощутимый доход. А повышение финансовой грамотности может лишь защитить людей от разного рода финансовых пирамид и мошенников.
«Эффективным для улучшения положения бедных россиян могли бы стать программы льготного кредитования и микрокредитования, с помощью которых малоимущие могли бы покупать средства для заработка, например, автомобиль или рабочие инструменты, «и таким образом выкарабкиваться из бедности», — считает Беляев.
Однако, по-настоящему действенным средством для борьбы с бедностью и улучшения благосостояния страны все равно остается только стимулирование внутреннего производства, грамотное, а не бездумное, как это произошло в отечественной медицине, повышение производительности труда и создание рабочих мест с высокой заработной платой, убежден Беляев, а все остальное — «это финтифлюшки», рассуждает эксперт.
Повышение эффективности труда в стране и доходов работающего населения, помимо прочего, позволило бы гражданам «взять на себя обузу» по содержанию людей, которые не могут или не хотят работать, их можно было бы обеспечить пособиями или безусловным базовым доходом, который будет поддерживать их на приемлемом уровне существования, а не в условиях «беспробудной бедности», отметил эксперт. Тут, однако, большое значение имеет то, на каком уровне будет определяться искомый порог бедности.
Как подчеркнул Беляев, при текущей ключевой ставке ЦБ (16%) российская экономика не имеет реальных возможностей для развития. Кредиты большинству граждан недоступны, а компании кредитуются себе в убыток в надежде дожить «до лучших времен». Что касается экономического роста, который открыто декларируется, то он происходит в основном за счет военно-промышленного комплекса, который подпитывается из бюджета. ВПК, безусловно, оказывает стимулирующее воздействие на гражданские отрасли производства и дает рабочие места, но в конечном итоге он не имеет экономической отдачи, поскольку его продукция не участвует в обороте. В то же время остальные отрасли экономики «вязнут» в высокой ключевой ставке и не могут нормально развиваться за пределами заказов от ВПК.
«Так что у мадам Набиуллиной больше тормозов для развития экономики, причем она все это пытается закамуфлировать какими-то псевдо-теоретическими рассуждениями о плодотворной и благотворной денежно-кредитной политике и изобретением методов по борьбе с бедностью, причем второстепенного и третьестепенного свойства», — заключил эксперт.
Ранее Набиуллина объяснила, за счет чего нужно добиваться роста экономики.
12-04-2024 | Просмотры: (212)