1) Контролировать 12 критериев, которые используются налоговыми органами для отбора претендентов на глубокий предпроверочный анализ с целью назначения выездной проверки (Приказ ФНС от 30.05.2007№ ММ-3-06/333@). Особенно надо быть осторожными, если у вашей компании низкая налоговая нагрузка (в сравнении с хозяйствующими субъектами в конкретной отрасли (по виду экономической деятельности); убытки в течение 2-х и более календарных лет; среднемесячная заработная плата работников ниже среднего уровня заработной платы (по виду экономической деятельности в соответствующем субъекте РФ); финансово-хозяйственная деятельность с контрагентами-перекупщиками или посредниками без деловой цели, ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском (например, сюда попадают сделки с привлечением проблемных контрагентов («технических компаний»), формальное дробление бизнеса для незаконного применения «спецрежимов» и др.).
Если ваша компания будет «проходить» по одному или нескольким критериям, то последствия могут наступить неблагоприятными. Как минимум нужно быть готовым к вопросам со стороны налоговой. И вопросы эти, как правило, «прицельные», ориентированные на то, чтобы побудить вас заплатить больше налогов, в т.ч. за недобросовестного контрагента.
Иногда самостоятельно подготовиться к «беседе» с инспекторами затруднительно — нужно учитывать не только вашу ситуацию, но и судебную практику, а также знать «внутреннюю кухню» инспекции. Если есть сомнения в выбранной позиции — лучше проконсультироваться с налоговыми юристами. Они помогут составить грамотный ответ (обоснование ваших действий), а также пресечь незаконные попытки инспекции получить излишнюю информацию, документы и, конечно же, доначисления.
2) Грамотно взаимодействовать с инспекцией на стадии предпроверочного анализа и камеральных проверок.
Инспекция по-прежнему будет требовать представить документы и информацию безосновательно, поэтому важно анализировать каждое требование на предмет его законности. Например, замечены такие «уловки налоговиков»,,как стремление истребовать документы и информацию для предпроверочного анализа за несколько налоговых периодов (1-3 года), прикрываясь п. 2 ст. 93.1 НК РФ (постановление АС Северо-Западного округа от 28.03.2023 по делу № А56-116223/2021), добыть информацию незаконно — в нарушении норм ст. 88 НК РФ. Например, суд пришел к выводу о неправомерности истребования инспекцией документов, относящихся к реализации, в процессе камеральной проверки декларации с возмещением НДС (Постановление АС Северо-Кавказского округа от 03.04.2023 по делу №А53-20394/2022).
3) Серьезно готовиться к «разговору» с инспекцией.
Получив «приглашение», не избегайте посещения инспекции. Заранее определите, кто поедет в инспекцию вместе с руководителем или лицом, которое указано налоговым органом. Это может быть финансовый директор, бухгалтер, иные работники, которые компетентны в вопросах, которые могут быть заданы.
Важно присутствие юриста, который сможет пресечь незаконные действия, вопросы со стороны инспекторов. Ведь нужно понимать, что под психологическим «напором» руководитель может неоднозначно ответить на задаваемый вопрос, растеряться и не ознакомиться с протоколом, в котором его ответ будет «искажен», интерпретирован не в его пользу или против контрагента. Важно быть «начеку», а вдвоем с профессионалом это сделать проще. В походе в инспекцию есть и польза, т.к. анализ вопросов, задаваемых инспекторами, поможет найти «слабые места» бизнеса, изучить судебную практику для понимания перспектив споров, если они возникнут. И конечно, важно устранить выявленные недостатки и свести риски назначения выездного контроля к минимуму.
4) Умело отбивать претензии о «техническом» характере деятельности контрагентов
О правильности выбора контрагентов мы уже предупреждали выше Теперь надо остерегаться возможной их львиной доли налоговых доначислений Об этом свидетельствует правоприменительная практика (на это же прямо указала ФНС России в письме от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@).
Выявление инспекцией умышленной связи налогоплательщика с «техническими» контрагентами влечет для компании снятие расходов и вычетов по сделкам с ними, доначисление налогов, пени, штрафа в размере 40% от неуплаченных сумм налогов (п.3 ст. 122 НК РФ).
Даже при неосторожных взаимоотношениях с порочным контрагентом налогоплательщику приходится доказывать свою непричастность к налоговой схеме и незнании (невозможности знать) о его «техничности».
Обнаружить «технического контрагента» могут у любого налогоплательщика. Но если ваших контрагентов обвиняют в «техничности», это не всегда означает, что они действительно таковыми являются. На практике было немало случаев голословного обвинения контрагентов, которые удалось успешно опровергнуть, не доходя до суда. Например, на стадии возражений по акту проверки отбили сумму доначислений в 150 млн руб. по трем поставщикам, доказав руководителю инспекции что два контрагента компании реально ведут предпринимательскую деятельность, исполняли обязательства по договорам, а в отношении 3-го были вменены незначительные суммы налогов к доплате в части выявленной наценки «технических компаний». В другом внесудебном кейсе удалось снять на стадии апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган 300 млн руб.доначислений по якобы «техническим» контрагентам.
Как видим, отстаивать свои интересы надо и чем раньше будут привлечены профессионалы, тем быстрее можно разрешить вопрос в пользу компании.
5) Осознавать, что «бумажки» не все покроют.
Бумага все стерпит и «прикроет» даже от пристального взгляда инспекции — считают некоторые компании, пытающиеся сэкономить на налогах, используя притворные сделки. Это заблуждение, поскольку налоговые органы интересуютсяне только наличием верно оформленных документов, подтверждающих факт совершения сделок, права на вычеты и расходы, но и реальными обстоятельствами, в т.ч. через допросы работников проверяемой компании и ее контрагентов.
Налоговые органы не только обращают пристальное внимание на сомнительные сделки, но и успешно доказывают обоснованность их переквалификации в истинные договорные отношения с соответствующим им налоговым бременем.
Многие компании «прокололись» на том, что их договорная и выгодная в налоговом плане имитация явно противоречит обычаям делового оборота, нормам гражданского законодательства и нарушает одну из самых важных статей налогового законодательства — ст. 54.1 НК РФ (например, Постановление АС Уральского округа от 28.12.2021 года по делу № А76-4285/2021). А это неминуемо ведет к разоблачению схемы и налоговым доначислениям, которые вполне могут повлечь уголовную или финансовую ответственность руководителя, бухгалтера компании.
Помните об этих рисках в 2024 году и готовьтесь к ним заранее.