Почему российская рыба не плывет на биржу
Вопрос создания биржевой (оптовой) системы торговли морскими биоресурсами в Российской Федерации в последние годы является особенно актуальным, что подтверждается повышенным вниманием федеральной власти к нему. Большие усилия, предпринятые Президентом и Правительством РФ по сохранению водных биоресурсов страны, привели к принятию решения о создании абсолютно новой системы сбытовых отношений в рыбной отрасли.
Эта тема обсуждается в течение последних пяти лет.Планировалось создание подобных площадок в шести портовых городах России:Санкт-Петербурге, Мурманске, Калининграде, Петропавловске-Комчатском,Южно-Сахалинске и Владивостоке, - а также производилась разработка правовой базы. Однако разработанная концепция нуждается в доработке.В то же время рыбные биржи успешно функционируют в Норвегии, Японии, Южной Корее, Исландии и ряде других государств. Сегодня ведется работа по анализу возможных препятствий к реализации системы биржевой торговли ВБР в Российской Федерации и предложению альтернативного пути ее воплощения на поэтапном вводе программы в действие.
Используя опыт зарубежных стран в создании рыбных бирж Правительство Российской Федерации пытается предотвратить возникновение негативных последствий для рыбодобывающей отрасли, связанное с резким изменением архитектуры рынка и экономических отношений между его субъектами.
Что уходит в негатив
В процессе создания биржевого механизма торговли рыбой и морепродуктами у нас возникают существенные проблемы:
1. Долгосрочные контрактные обязательства, сковывающие действия рыбодобывающих предприятий. Рыбодобывающие компании связанны контрактными обязательствами с отечественными и зарубежными покупателями. Их нельзя срывать, выставляя товар на биржевую площадку, где не договорные, а рыночные цены. В связи с этим невозможно для всех осуществить мгновенный
переход страны на биржевую торговлю.
2. Появление дополнительных затрат, которые увеличивают себестоимость продукции. Рыбные биржи будут брать от сделки 0,1 % (без учета НДС), эти деньги пойдут на содержание самой биржи. Данный тариф невысок, для сравнения на секции товарного рынка МФБ действует более высокий тариф – 0,5% (с учетом НДС). Товарная биржа «Юмекс» взимает по сделкам до 0,25% (без учета НДС).
Несмотря на то, что на первый взгляд комиссионные отчисления сравнительно невысоки, по крупным контрактам сумма оказывается значительной. Более того, не предполагается, что рыбные биржи будут государственными, а будут созданы на
коммерческой основе.
3. Сложность организации введения предварительного допоставочного контроля качества. Во-первых, это возникновение значительных расходов в виде дополнительных временных и трудовых затрат, равно как и наличие специального штата инспекторов биржи, и, во-вторых, возникает вопрос об их финансировании.
4. Сложность в организации системы листинга и привлечения на биржу мелких частных организаций. Данная проблема заключается в том, что эти предприниматели не способны совершать крупные сделки, то есть на биржу в основном допускаются юридические лица с высокой платежеспособностью и с возможностью постоянно участвовать в биржевых торгах.
5. Проблема соблюдения принципа высшей добросовестности. Она заключается в том, что покупателю представляется невозможным проверить качество всего товара, поэтому поставщики должны быть честными в выполнении
заказа.
6. Биржа способна подорвать монопольное положение лишь перекупщиков товара, державших высокие цены на рыбу, но монополизация в сфере розничной торговли всё равно останется. Появление бирж лишь сместит центр максимальной прибыли от посредников к торговле.
Создание биржи выгодно крупным оптовикам. Они будут закупать большие партии, и хранить на своих складах, а потом продавать по более высокой цене. Вместо понижения цен для потребителей и роста настоящей конкуренции может получиться всего лишь имитация последней. Хотя рыбная биржа может стать действительно эффективным инструментом для рыбной отрасли, но она не дает гарантий того, что цены на морепродукцию снизятся. В Российской Федерации высокомонополизированная экономика, поэтому такой инструмент, как биржа, не помогает снизить цены, поскольку существует взаимодействие между поставщиками биоресурсов, при котором они действуют исходя из интересов друг друга.
Организация контроля качества требует большие усилия в ее работе, а также немалые затраты на ее осуществление, так как необходимо привлекать дополнительный орган – инспекцию, которая будет следить за надлежащим качеством биржевого товара. Следовательно, увеличится себестоимость, включаемая в рыночную стоимость продукции. Инспекция, работающая в рамках
биржи, должна проводить проверки рыбопродукции по запросу клиентов, если у последнего возникает желание проверить приобретенный товар.
Возможные пути внедрения биржевой торговли
Дальний Восток России практически с самого момента его освоения являлся и по сей день является регионом-лидером в рыбной отрасли России. Множественные долгосрочные контракты с зарубежными покупателями дают нашим рыболовам большую свободу и уверенность в выполнении своих обязательств, как перед контрагентами, так и перед собственной страной. Долгосрочные поставочные контракты дают доступ к кредитным линиям, сниженным ставкам ценам на ремонт судов и их промвооружения даже в
зарубежных странах, таких, как Республика Корея.
Если представить что в один момент вся экспортная деятельность с водными биоресурсами будет переведена на биржевые рельсы, то рыбодобывающая отрасль, с ее традициями и бизнес-этикой не успеет перестроиться без потерь. А это значит, что российскую рыбопромышленность ждет несколько долгих кризисных лет, во время которых она будет адаптироваться к новым условиям, а федеральная власть будет совершенствовать законодательную базу, устраняя те несовершенства, которые будут выявляться в ходе апробирования новой системы и тем самым создавать все новые и новые внешние условия для предприятий рыбодобывающей
отрасли, а значит, и их зарубежных партнеров.
В качестве первого шага по постепенному применению некоторых элементов биржевой торговли в практике реализации водных биоресурсов создание оптового рыбного рынка во Владивостоке. Пользуясь опытом наших коллег из Японии, Южной Кореи, Исландии, Нидерландов, можно воплотить комплексный проект и создать диверсифицированную сбытовую инфраструктуру на Дальнем Востоке. Проект создания рыбного рынка в г. Владивосток включает в себя:
1. Создание торгового комплекса павильонного типа для ежедневной торговли свежей и охлажденной рыбой (преимущественно – прибрежного лова), обеспечения потребностей местного населения в морепродуктах;
2. Создание развитой сбытовой инфраструктуры по сбыту рыбы и морепродуктов всех видов в сети магазинов и ресторанов, суши-баров (розничная торговля);
3. Создание системы контроля качества потребляемой в пищу продукции;
4. Создание широкой ассортиментной линейки рыбопродукции;
5. Организация доставки не только во Владивостоке, но и по всему Приморскому краю, а также отправка в другие регионы России;
6. Создание складской инфраструктуры, включая сухие и рефрижераторные склады, платформы для погрузки и разгрузки контейнеров и т.д.;
7. Легализация частной торговли рыбой, путем проверки качества улова частных лиц;
8. Создание биржевой площадки по торговле морскими биоресурсами, ориентированной на указанные выше опционные контракты, с дальнейшей переориентацией в полноценную биржевую оптовую торговлю.
Все это позволит соединить биржевую торговлю с имеющейся инфраструктурой оптовой торговли, которая будет обслуживать небольшие предприятия розничной торговли и частично мелкооптовые предприятия на внутреннем рынке страны. Не обязательно ломать существующую систему, ее просто нужно гармонично соединить с биржевой торговлей.
БК
09-04-2023 | Просмотры: (426)