Рыба в черноморской мазутной ловушке
Стоит ли запрещать вылов морепродуктов в Черном море после катастрофы? Стоит ли покупать свежие консервы с черноморской килькой, которыми заставлены прилавки магазинов Камчатки? Это вопросы, которые волнуют не только рыбопромышленников, но и потребителей морепродуктов.
После разлива мазута ученые берут пробы воды, чтобы выяснить, можно ли ловить рыбу в Черном море. Звучат предложения полностью запретить вылов рыбы и разведение моллюсков, чтобы загрязненные морепродукты не попали на стол россиян. Что об этом говорят представители рыбопромышленной отрасли и биологи?
В Краснодарском крае и Крыму продолжают убирать остатки мазута с пляжей. Это уже точечная, деликатная очистка. Волонтеры просеивают песок и собирают маленькие затвердевшие сгустки руками. Основная масса нефтепродуктов, выброшенная в первые недели после крушения танкеров, вывезена с побережья. Еще предстоит огромная работа по подъему затонувших судов и откачиванию топлива из трюмов.
Многих сейчас волнует вопрос, как отразится экологическая катастрофа на морских обитателях и можно ли будет есть рыбу, выловленную в Черном море? Депутат Госдумы Дмитрий Гусев считает, что нужно как можно скорее ограничить вылов в пострадавших от катастрофы районах, а также проверить все аквафермы, связанные с производством рыбы и морепродуктов на Черном и Азовском морях. С таким предложением он обратился в Роспотребнадзор.
"Рыба, загрязненная нефтепродуктами, может попасть на прилавки. Люди будут травиться", - предупреждает Гусев.
Профильные ученые - хемоэкологи Института биологии южных морей (ИнБЮМ) РАН организовали экспедицию вдоль побережья Крыма и Краснодарского края, чтобы взять пробы и оценить степень загрязнения морской воды, грунта, а также живых организмов. Они проводят исследования в Севастополе, Керчи, в районе Тамани и Анапы. На основании полученных данных можно будет сделать выводы.
На днях на побережье Севастополя произошел массовый выброс хамсы, или черноморского анчоуса, который относится к промысловым видам. Участок дикого пляжа был усыпан рыбой. Ее взяли для исследования специалисты ИнБЮМ РАН. Они установят, связано ли это происшествие с загрязнением моря нефтепродуктами.
Ученые пока с осторожностью оценивают последствия разлива мазута.
- Степень экологического ущерба будет более ясна спустя некоторое время, один-два года, - сообщил "РГ" руководитель отдела экологии бентоса ИнБЮМ РАН Алексей Петров. - Во-первых, часть мазутного загрязнения будет собрана в ходе очистных мероприятий, в результате прямые негативные последствия разлива уменьшатся. Во-вторых, сработают самоочистительные природные механизмы: мазутные нефтепродукты откладываются в более глубоких слоях грунта, разрушаются под воздействием света, химических реакций в морской среде, расщепляются нефтеокисляющими бактериями.
Ученые организовали экспедицию вдоль побережья Крыма и Краснодарского края, чтобы взять пробы и оценить степень загрязнения морской воды
По его словам, токсическому воздействию мазута в Черном море могут быть подвержены как донные организмы (черви, моллюски, ракообразные, бычки и придонные рыбы), так и планктон, обитающий в толще воды (микроводоросли, мелкие рачки), а также питающиеся планктоном рыбы. Взрослые промысловые рыбы могут на время уйти из зон у побережья, наиболее пострадавших от разлива нефтепродуктов. А икра и личинки рыб могут пострадать в наибольшей степени.
Впрочем, биологи считают, что запрещать вылов рыбы и закрывать все устричные и мидийные фермы не имеет смысла. Многие хозяйства в Крыму могут вообще не столкнуться с проблемой загрязнения.
- Нельзя утверждать, что все фермы по выращиванию мидий и устриц в Черном море подвергнутся загрязнению мазутом, - говорит ведущий научный сотрудник лаборатории хемоэкологии ИнБЮМ РАН, кандидат биологических наук Сергей Алемов. - Мы уже сейчас видим, что у берегов Крыма загрязнение распространяется не повсеместно. Где-то происходят выбросы, а где-то их совсем нет, это зависит от течения, направления ветра. Конечно, вся пищевая продукция должна контролироваться соответствующими органами. И сейчас надзор нужно усилить. В Севастополе уже всю выловленную рыбу проверяют на наличие нефтепродуктов, и пока не было случаев, чтобы партию отклонили. Это относится и к свежевыпущенным черноморским консервам, содержимое которых проходит лабораторный анализ перед отправкой в торговые сети.
В целом делать прогнозы сложно. Экологическая катастрофа на Черном море приобретает все более страшные очертания. В зоне разлива нефтепродуктов в Черном и Азовском морях фиксируют повторные выбросы мазута из затонувших танкеров. Сгустки топлива наблюдают не только на поверхности моря, на берегу, но и на глубине до 150 м. Их выбрасывает на поверхность, при этом образуются новые очаги загрязнения. Поэтому вопросов больше чем ответов. Каковы масштабы экологической катастрофы на Черном море? Как ведется расчистка береговой зоны? Кто несет ответственность за произошедшее? Возможно ли восстановление пострадавшей флоры и фауны, а также популярных пляжей черноморских курортов?
Не дожидаясь ответов, сегодня приходится признать одно: посадив на мель нарочно или по неслыханной глупости два груженных под жвак топочным мазутом танкера класса "река-море", не приспособленные к плаванию в условиях зимних штормов, на наш взгляд, мы сами себе и стране нанесли не меньший ущерб, чем все вместе взятые вражеские дроны за три года СВО.
Юлия Крымова
18-01-2025 | Просмотры: (27)