Налетай, подешевело!
За последнюю неделю сразу две компании — Renault и Daewoo — объявили о снижении стоимости автомобилей. Есть ли предпосылки к удешевлению машин или это разовые акции? Или, хуже того, затишье перед бурей?
Насколько подешевели автомобили
Daewoo была в числе тех, кто «нагрубил» с ценой особенно сильно: так, после Нового года стоимость Daewoo Matiz в базовой версии подскочила до 396 тысяч рублей, что, фактически, ставило на стареющей микролитражке жирный крест. А ведь когда-то Matiz был не только самой доступной иномаркой, но и одним из самых доступных авто вообще.
Чуда, правда, не произошло, и базовая стоимость Matiz после снижения составила 299 тысяч. Минимальная версия с кондиционером теперь стоит 349 тысяч рублей, а топовая версия – 399 тысяч. Это в любом случае дороже, чем год назад, но все-таки не так безумно, как в начале 2015 года.
Renault поступила более сдержанно, снизив цену на одну модель – кроссовер Duster. Если с января он стоил от 609 тысяч рублей, то теперь базовая версия обойдется в 584 тысячи. И снова: корректировка цен в минус приятна, но она не компенсирует инфляции последних месяцев. Для сравнения, год с небольшим назад базовый Duster стоил от 479 тысяч рублей, то есть даже с учетом последних изменений, подорожание превысило 100 тысяч рублей.
Есть ли предпосылки к удешевлению?
Увы, предпосылок нет. Основным мотиватором подорожания стали невыгодные курсы валют, а на этом фронте без перемен. Несмотря на кратковременную стабилизацию рубля и даже его незначительное удорожание, компенсировать предыдущий скачок оно не в силах.
Формирование цены на автомобили сейчас напоминает рулетку. Почти двукратный рост курса доллара с лета 2014 года формально должен был привести к плюс-минус пропорциональному росту цен на импортируемые модели, и чуть меньшему – на локализованные. Некоторые компании, например, Chevrolet, провели корректировку цен по такому «математическому» сценарию, в результате чего Cruze стал стоить от 913 тыс. рублей (в настоящий момент информация о ценах удалена с официального сайта). Однако такая ценовая политика в России почти равносильна прекращению продаж, что в случае того же Chevrolet повлекло долгосрочную остановку завода под Питером в период с мартовских до майских праздников.
Другой сценарий — умеренное подорожание, когда компания поднимает цены в меньшей степени, чем рост курса доллара и евро. Большинство марок пошли по этому пути, надеясь отыграться за счет большего объема продаж, сохранения доли рынка и, может быть, падения курса валют в годовой перспективе. К примеру, корейские Hyundai и Kia, проводившие политику умеренного роста цен на популярные модели, оказались в лидерах продаж по итогам января 2015 года. Насколько эти продажи были прибыльными для компании — вопрос открытый.
Фактически, удешевление Daewoo Matiz и Renault Duster – это не признак «отскока», а, скорее, лишь переключения маркетологов компаний с экстремального сценария на более умеренный для достижения тактических целей. Renault открыто заявила, что готова поступиться прибыльностью продаж «Дастера» ради сохранения его присутствия на рынке. При этом компании помогает высокая локализация автомобиля (порядка 70%), а дополнительным мотивом стало почти двукратное падение продаж Duster в январе 2015 года.
Локализация не спасает
Подорожание коснулось и машин, производимых в России, причем даже с высокой степенью локализации. Так, представителей компании Datsun рассказали нам о причинах этого явления.
Новый Datsun mi-Do построен на базе Lada Kalina и использует ее компонентную базу. Формально его локализация составляет 80%, но это – значение, рассчитанное исходя из номенклатуры импортируемых деталей (импортная электроника, «автомат» и т.п.). Если же учесть, что некоторые компоненты, произведенные в России, имеют валютную часть себестоимости, то реальная локализация Datsun mi-Do составляет всего 50%. Если упростить расчет, то подорожание доллара в два раза должно приводить к 50-процентному росту цены Datsun. В реальности пока стоимость Datsun on-Do, первой модели компании, повысилась с сентября на 30 тысяч рублей (порядка 7-10% цены).
К курсам валют привязана и стоимость российского металла. Но именно переход на местный прокат и штамповку кузовов был главным пунктом локализации автомобилей последних лет.
Это не значит, что уровень локализации не имеет значение. Как раз-таки, именно в ней многие видят сейчас «ключ» к российскому рынку периода обвала рубля. Так, например, два крупных завода – АвтоВАЗ и калужский Volkswagen – запускают в 2015 производство импортных двигателей, что должно повысить ценовую конкурентоспособность их продукции. Однако даже у российских моделей степень локализации пока не позволяет удержать стоимость на прежнем уровне.
Что дальше?
Автомобильные компании ведут разведку боем, пытаясь определить разумный уровень цен, который, с одной стороны, не приведет к катастрофическому падению продаж, с другой – позволит им остаться в прибыли. Работа ведется методом проб и ошибок, поэтому колебания цен на отдельные модели происходят еженедельно. Так, уже в третий раз за год подорожала Chevrolet Niva, причем наценка за последние два месяца достигла 50 тысяч рублей.
Большие надежды связаны с возвратом доступных автокредитов, тогда как сейчас ставки находятся в диапазоне 25-30% годовых и выше. Некоторую помощь по-прежнему оказывает программа утилизации, однако ее популярность упала в несколько раз с началом года: скидка в 40-50 тысяч рублей перестала иметь решающее значение при покупке автомобиля по новым ценам.
Некоторые компании идут на хитрости, вводя специальные маркетинговые комплектации, например, с маломощными моторами и слабым оснащением. Привлекательная базовая цена должна стать «крючком» для клиента, тогда как реальные машины, особенно в наличии, стоят ощутимо дороже.
Перед традиционным весенним подъемом рынок замер в ожидании новостей с валютного фронта. Но даже если предположить, что курсы валют зафиксируются на нынешнем уровне, подорожание отдельных моделей будет иметь место, поскольку не все компании еще компенсировали «валютную брешь» в стоимости моделей. Дальнейший рост курса валют интенсифицирует процесс удорожания. Наконец, из-за общей инфляции дорожают и «чисто рублевые» компоненты.
Все сказанное означает, что, несмотря на некоторые позитивные признаки, общая тенденция отрицательная: автомобили стали менее доступны для россиян. Между тем, в более длительной перспективе ситуация может нормализоваться, в том числе, за счет выхода на рынок новых российских моделей, в частности, Lada Vesta.
Артем Краснов
04-03-2015 | Просмотры: (270)