Курс валют ЦБРФ


Курсы валют на 07.05.2024


1USD=91,31 руб.
1EUR=98,47 руб.
Показать еще

Лучшие компании


» » Что будет с приоритетами Камчатки

Что будет с приоритетами Камчатки

Руководители акционерного общества "Корпорация развития Камчатского края" Николай Пегин и Михаил Костенец рассказывают о целях создания, об организационных и правовых принципах деятельности Корпорации. Более подробно они остановились на инвестиционных программах, курируемых компанией, которые способны в известной степени изменить социальную и экономическую жизнь современной Камчатки.


Точки роста – туризм, сельское хозяйство и горно-рудный комплекс

Все экономические проекты, находящиеся под «опекой» Корпорации, разделил на несколько групп. К первому блоку он отнес программы, которые акционерное общество реализует в порядке оказания предпринимателям экспертной поддержки. Таких проектов в инвестиционном портфеле Корпорации находится более десятка. Экономический эффект от их реализации в следующем году может составить 1 миллиард рублей.

К следующей группе программ относятся проекты, которые формируются и инициируются самой корпорацией. В неё входит фабрика по производству охлажденного мяса птицы «Камчатский бройлер». В настоящее время на продовольственном рынке региона та продукция, которую намеревается выпускать предприятие, отсутствует. Потребителям предлагается только замороженная птица, завезенная из других регионов страны или поставляемая из-за рубежа. Товарная ниша для продукции «Камчатского бройлера» свободна.

В третью группу проектов вошли программы, которые Корпорации поручили вести правительство и губернатор Камчатского края. К ним относится работа по формированию туристического центра Петропавловска-Камчатского, составной частью которого является международный яхтенный порт, о котором в деталях Николай Пегин рассказал чуть позднее.

К четвертой группе проектов гендиректор отнес программы, реализуемые Корпорацией комплексными способами. Они в основном разрабатываются в минерально-сырьевой сфере.

Подчеркивая, что Корпорация в настоящее время работает во всех отраслях промышленности, транспорта и аграрного сектора, Михаил Костенец, все же выделил четыре направления, которые, по мнению правительства Камчатского края, руководства акционерного общества, уже в ближайшее время станут точками роста экономики полуострова. К ним относятся туризм, сельское хозяйство, горнорудная промышленность и, отчасти, рыбопромышленный комплекс. Оговорка в отношении последней отрасли, пока еще доминантной для экономики полуострова, обусловлена тем, что сегодня регион заинтересован не в простой добыче и реализации на российском и внешнем рынках сырца рыбы и морепродуктов. Требуется их глубокая переработка, необходимо создание предприятий аквакультуры.

И все-таки наиболее актуальна сегодня для региона программа развития туристического бизнеса.


«Все флаги в гости будут к нам…»

Туристические проекты края, которыми в той или иной степени занимается Корпорация, предельно реалистичны и близки к практической реализации. Они способны в ближайшее время дать максимальный экономический эффект. Все объекты отрасли сформированы в рамках реализации программы территории опережающего социально-экономического развития «Камчатка», созданной решением Правительства Российской Федерации в августе уходящего года. И хотя срок с момента учреждения ТОСЭР прошел незначительный, сделано уже немало. Реализация проекта идет по графику.

В день проведения брифинга на Камчатку во главе гендиректором Александром Корнейчуком прилетели представители «Корпорации развития Дальнего Востока». Она определена правительством России как управляющая компания ТОРов, создаваемых на территории ДФО. КРДВ уже получила федеральные средства для реализации инфраструктурных объектов на площадках территорий опережающего развития в регионах. «Корпорация развития Дальнего Востока» готова заключать контракты по тем проектам, которые прошли все необходимые стадии подготовки. Таковых на полуострове несколько.

Возведение объектов туристической отрасли в рамках реализации программы ТОР «Камчатка» позволит к 2025 году принимать в крае ежегодно до 850 тысяч гостей. В том, что эта цифры реальны, сомневаться не приходится. Они обоснованы научно-исследовательскими институтами, которые по заданию Минвостокразвития разрабатывали концепции дальневосточных ТОРов.

Сегодня, подчеркнул Николай Пегин, не является проблемой привлечение на полуостров первой массовой волны отечественных и зарубежных туристов. Уже в уходящем году достигнут существенный их прирост. Китай, Республика Корея готовы организовать регулярные авиарейсы на Камчатку с гарантированной загрузкой воздушных судов. Очевидно, что и отечественные, и зарубежные инвесторы отчетливо осознают туристическую привлекательность полуострова, а потому готовы вкладывать в отрасль средства.

На сегодняшний день главным вопросом является создание качественной туристической инфраструктуры по всему функциональному периметру отрасли.

Наиболее актуально стоят вопросы строительства морского и воздушного вокзалов, а также причальных сооружений в Авачинской бухте, способных принимать океанские круизные лайнеры.

Туристам необходимы гостиницы. Для их строительства в Петропавловске-Камчатском и Елизовском муниципальном районе на земельных участках, входящих в состав ТОРа, подготовлены 15 площадок. Возведение гостиниц предстоит вести по высоким стандартам мирового отельного бизнеса.

Николай Пегин и Михаил Костенец представили два наиболее масштабных туристических проекта – горно-лыжный курорт «Петровская сопка» и международный яхтенный порт. Оба они расположены вблизи исторического центра Петропавловска-Камчатского и составят совместно с причалами круизных судов единый туристско-рекреационный центр.

При формировании этих проектов Корпорация сумела с высокой степенью продуктивности провести все необходимые подготовительные организационные мероприятия, согласовать с заинтересованными сторонами единые параметры застройки, чтобы создать комплексный, с понятными показателями туристический продукт, интересный для отечественных и зарубежных гостей.

В этой работе, разумеется, с высокой отдачей участвовали правительство края, администрация Петропавловска-Камчатского, потому что речь шла не только об экономических обоснованиях объектов. Она касалась непосредственной деятельности на территории: создании будущих транспортных развязок, смены категорий земель, и многих других вопросов, которые требовалось решить до начала реализации проектов.

Концепция создания на Петровской горно-лыжного комплекса возникла еще в конце прошлого десятилетия после обследования одной из канадских компаний плато сопки. Как заявили несколько независимых друг от друга экспертов в области туризма, природа предоставила в наше распоряжение уникальное место, где удобные горнолыжные спуски соседствуют с историческими достопримечательностями, с перспективными сухопутными и морскими экскурсионными маршрутами. С сопки открывается круговая панорама на вулканы, на океанскую гладь… Не случайно, что немецкие специалисты из компании «West-Woods Consulting», уже построившие в Европе два крупных курортных комплекса, посетив плато Петровской, выразили намерение стать инвесторами проекта. На Восточном экономическом форуме они подписали соответствующее соглашение с администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа.

В настоящее время германская фирма ведет переговоры с минвостокразвития. Зарубежные инвесторы готовы приступить к геологическим изысканиям на месте будущего ГЛК. Его концепция смодулирована так, что комплекс окажется востребован туристами и жителями Камчатки почти круглый год. При обслуживании гостей горно-лыжного комплекса найдут применение своим силам представители мелкого и среднего камчатского бизнеса.

Последнее утверждение в полной мере касается и международного яхтенного порта, который расположится во внутреннем ковше Авачинской бухты и на территории бывшего судоремонтного предприятия «Фреза». Его концепция полностью разработана сотрудниками Корпорации. Проект прошел апробацию на общественных слушаниях, положительное заключение по ней высказали представители камчатского бизнеса. Корпорация представляла проект международного яхтенного порта на обсуждение регионального инвестиционного совета и получила по нему положительное заключение.

Главным объектом яхтенного порта являются причалы для маломерных парусных и моторных судов с подведенными на каждую стоянку системами электро- и водоснабжения.

Учитывая, что в крае сегодня зарегистрировано более тысячи маломерных судов, относящихся к классу парусных и моторных яхт, нет сомнений, что причалы окажутся востребованы. Есть необходимость предусмотреть стоянки для гостевых российских и зарубежных яхт, владельцы, которых путешествуют вдоль берегов полуострова.

Отсюда будут начинаться большие и малые морские прогулки для местных жителей и гостей Камчатки.

Инвестиционные площадки яхтенного порта предполагают строительство не только комплексной инфраструктуры для обслуживания и ремонта маломерных судов, но и крупного конгрессно-выставочного центра. Он задуман как точка притяжения основных событий экономической и культурной жизни краевого центра. Кроме красиво обустроенного пирса с каскадом фонтанов, на набережной планируется разместить музей рыболовства, рыбный ресторан, комфортабельную гостиницу.

Корпорация ведет поиск инвестора. Она готова предложить ему не только площадку под будущее строительство, но и готовый бизнес-план, обоснованную финансовую модель. Руководство Корпорации уверено, что у них хорошие перспективы для реализации проекта, входящего в территорию опережающего развития.

Вблизи яхтенного порта расположатся причалы круизных судов. С сопкой Петровской оба объекта свяжут автострада и канатная дорога с пропускной способностью две тысячи пассажиров в час.

Руководство «Корпорации развития Камчатки» в ходе брифинга подчеркнуло, что краевой центр после его превращения в порт-хаб на маршруте Северного морского пути станет для туристов более привлекательным.


Ворота в Арктику

Николай Пегин напомнил, что еще совсем недавно идея превращения Петропавловска-Камчатского в опорный порт Северного морского пути воспринималась её оппонентами как фантастическая и лишенная перспектив мечта. Советовали даже обратить внимание на карту: дескать, СМП заканчивается в двух тысячах миль от Авачинской губы. Гендиректор Корпорации считает, что на карту следовало смотреть внимательнее. И тогда бы открылось, что в 150 – 300 милях от Петропавловска-Камчатского проходят морские пути, по которым грузы от северо-западного побережья Северной Америки везут в азиатские порты, чтобы там их сконсолидировать для дальнейшей отправки в Европу по Суэцкому каналу. Через него на сегодняшний день переправляется почти миллиард тонн грузов ежегодно. Около двадцати процентов этого потока формируется в портах Юго-Восточной Азии. Эти грузы могли гораздо быстрее и за меньшую цену оказаться у получателей, путешествуй они в Европу по Северному морскому пути.

Нет нужды в пространных доказательствах его преимуществ перед южным маршрутом. Достаточно будет сказать, что доставка грузов из Йокогамы до Роттердама по СМП происходит на 13 суток быстрее, чем через Суэцкий канал, что позволяет экономить фонд заработной платы, моторесурс судов и топливо, расходы на которое составляют до 70 процентов издержек рейса.

Мировой бизнес отчетливо понимает выгоды Северного морского пути. Это демонстрируют и переговоры с представителями крупных портов, участником которых являлся Николай Пегин. Одни из последних прошли с администрацией крупнейшего южнокорейского порта Ульсан, который способен одновременно принимать свыше 90 судов. Администрация порта Ульсана, мэрия города стратегическое развитие региона связывают с отправкой грузов в Европу через СМП.

Конечно, для активного использования судовладельцами и грузоотправителями Северного морского пути требуется создать условия. Сегодня руководство страны предпринимает серьезные и целенаправленные усилия для их формирования. Одним из важнейших шагов может стать придание незамерзающим портам Мурманска и Петропавловска статуса базовых на маршруте СМП. Предполагается, что в портах-хабах этих городов будут накапливаться грузы российских и зарубежных отправителей для их дальнейшей транспортировки в контейнерах в восточном и западном направлениях судами ледового класса по Северному морскому пути.

С таким предложением Николай Пегин выступал неоднократно. Его услышали.

Вице-премьер российского правительства Дмитрий Рогозин, 3 декабря поручил «Росатому», федеральным министерствам транспорта, энергетики, финансов, МЧС, ФАС России и Деловому совету Госкомиссии по вопросам развития Арктики «в целях расчета стоимости перевозки грузов по Северному морскому пути» представить совместно с АО «Корпорация развития Камчатского края» предложения «по организации экспериментального рейса атомного лихтёровоза «Севморпуть» по маршруту Мурманск – Петропавловск-Камчатский и в обратном направлении с учетом фактора сезонности». Исполнить поручение требуется к 20 января 2016 года.

Казалось бы, время экспериментов на СМП прошло. Ежегодно объём грузов, перевозимых Северным морским путём, увеличивается вдвое. Каждую навигацию, по крайней мере, одно – два судна совершают рейсы из Петропавловска в Петербург или Мурманск с морепродуктами, грузовая база которых формируется непосредственно на Камчатке. Итак, в чём же суть дополнительных экспериментов?

Рейс «Севморпути» призван одновременно решить несколько задач, помимо указанного в поручении вице-премьера «расчета стоимости перевозки грузов». Требуются испытания для самого судна. Лихтёровоз долгое время находился на консервации, совсем недавно завершились его ремонт и модернизация.

Переход судна планируется провести в нестандартных условиях ледовой обстановки, раньше официального открытия навигации по СМП. Успешное проведение экспериментального рейса даст основания для увеличения сроков судоходства в российских арктических морях.

Более того, меняется и характер груза, который предстоит «Севморпути» принять в Петропавловске-Камчатском. Лихтеровоз лишен трюма, как такового. Он загружается контейнерами, в которых рыбу-сырец не перевезешь. То, есть сознательно моделируются условия функционирования порта-хаба. Груз предстоит из других портов сконцентрировать в Петропавловске-Камчатском. Возможно, придется привлечь к эксперименту и зарубежных партнеров из Китая и Кореи. Ведь громадный лихтёровоз способен принять на борт 1336 20-футовых контейнеров, общий вес которых превышает 33 тысячи тонн.

В Корпорации отчетливо осознают, что проект превращения Петропавловска-Камчатского в порт-хаб затратен, но и окупаемость его высока. Да и с течением времени собственных грузов на полуострове, нуждающихся в транспортировке в европейскую часть страны и в зарубежные порта, будет становиться все больше. Значительную прибавку грузопотока даст продукция горнорудной промышленности края.


Когда тайное станет явным

Обращаясь к теме горнорудной промышленности, Николай Пегин и Михаил Костенец пояснили, что реализация проектов в этой отрасли экономики особенно сложна. От выработки концепции до практических шагов по проектированию и созданию предприятий из-за большого объёма подготовительных работ проходит значительный срок. Кроме этого разработка минерально-сырьевых ресурсов требует очень серьезных инвестиций, привлечения широкого круга специалистов, создание обширной инфраструктуры в большинстве случаев на значительном удалении от населенных пунктов. Но, чем значительнее трудности, тем большее чувство удовлетворения возникает, когда приближается финальный этап реализации проекта.

На этой стадии сейчас находится создание горно-металлургического комбината на золоторудном месторождении «Озерновское», которое при участии Корпорации реализует АО «Сибирский горно-металлургический альянс».

Сотрудникам «Корпорации развития Камчатки», региональному правительству, губернатору края пришлось немало потрудиться, чтобы проект в 2016 году начал уверенно реализовываться, а в 2017 году появился первый грамм извлеченного из руды золота. ГМК «Озерновский» на десятилетия станет одним из основных налогоплательщиков краевого бюджета.

Корпорация совместно с глобальными иностранными инвесторами реализует и другие минерально-сырьевые проекты. Но до принятия конкретных решений, до проведения определенных законодательством организационных и технологических процедур, акционерное общество, подписав с партнерами соглашения о конфиденциальности, обязано воздерживаться от публичных заявлений. Николай Пегин посчитал необходимым лишь отметить, что представители известных зарубежных компаний в течение последних полутора лет неоднократно прилетали на полуостров для проведения специальных исследований и полевых изысканий. Гендиректор выразил надежду, что уже в первом квартале следующего года завеса таинственности над некоторыми минерально-сырьевыми проектами спадет…
ИК


21-12-2015 | Просмотры: (304)
Комментарии: