Курс валют ЦБРФ


Курсы валют на 04.05.2024


1USD=91,69 руб.
1EUR=98,56 руб.
Показать еще

Лучшие компании


» » Отказаться от проверок тотально не спешат

Отказаться от проверок тотально не спешат

Даже трудно описать словами, как затаили дыхание представители почти всех сфер отечественного бизнеса, когда В. Путин в своём обращении Федеральному Собранию 3 декабря 2015 поручил ограничить количество проверок и ввести для малого бизнеса "надзорные каникулы и отказаться от принципа тотального, бесконечного контроля".
Практически невозможно выразить обычными словами, поскольку это надо пережить самому, с какой верой и надеждой все ожидали под Новый год реформу контроля и надзора, но её Президент отложил, по крайней мере, до второй половины 2016 года, при этом, в противовес ожидаемому, предложив создать новые бюрократические структуры- агентство по технологическому развитию и специальный проектный офис.
Ещё в середине лета года минувшего Президент России Владимир Путин, дал поручение премьер-министру Дмитрию Медведеву проработать вопрос оптимизации ведомств контроля и надзора, а до 1 декабря уже ушедшего года правительство должно было представить в Кремль предложения по оптимизации структуры и сокращению числа контрольных и надзорных органов.
Правительству предлагалось "подумать" об исключении дублирующих функций и возможном объединении контрольно-надзорных органов "по сферам деятельности".
Пожалуй, "подумать" оказалось самое сложное из всех поручений В. Путина…!
Но, все же, подумали… В Минюсте сразу же уточнили, что реестр контрольных и надзорных функций законодательством не предусмотрен (но выполняют их прежде всего федеральные службы которых около трёх десятков, 17 - под контролем профильных министерств). В Минэкономики сообщили, что сейчас только ведется проработка предложений, по итогам которой будет принято решение о том, какие предложения будут направлены головному исполнителю - Михаилу Абызову… Головной исполнитель заявил, что по поручению вице-премьера Дмитрия Козака, курирующего работу с территориальными органами исполнительной власти, "все контрольно-надзорные органы должны в ближайшее время подготовить аналитическую информацию об эффективности работы территориальных подразделений по ряду параметров, включая, к примеру, затраты на одну проверку"…И пошло и поехало…!
Складывается ощущение, что объявленная реформа правительства в части контрольно-надзорных функций это главная и впервые прозвучавшая новость для Белого дома, которую впервые и озвучил 3 декабря Президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию…!
А как оказывается, эта "главная новость" звучала во всех Посланиях Президента:
год 2012
Особого внимания требует система контроля надзорных органов. В таких структурах у нас занято, по разным подсчетам, все равно около миллиона человек. Необходимо ввести публичную отчетность контрольно-надзорных органов об итогах проверок, а также о затраченных на их проведение финансовых и людских ресурсах;
год 2013
По-прежнему чувствительная тема для предпринимателей - это избыточное внимание со стороны разного рода контролеров, работа по изменению принципов деятельности контрольно-надзорных структур должна быть продолжена. Предлагаю создать единый федеральный портал, на котором каждая проверка будет иметь индивидуальный номер;
год 2014
Мы не в первый раз говорим о необходимости новых подходов в работе надзорных, контрольных, правоохранительных органов. Но изменения происходят очень медленно. Надо максимально снять ограничения с бизнеса, избавить его от навязчивого надзора и контроля. Я сказал: именно навязчивого надзора и контроля. Каждая проверка должна стать публичной. В следующем году для этого запускается специальный реестр - с информацией о том, какой орган и с какой целью инициировал проверку.
Ты меня уважаешь…?!
Плюс к этому, вот что можно прочитать в аналитическом докладе Высшей школы экономики - национального исследовательского университета (института государственного и муниципального управления) выполненном ещё в 2014 году:
Контрольно-надзорная деятельность государства со всеми сопутствующими разрешительными процедурами, экспертизами, лицензированием, сетью подведомственных организаций - это наиболее затратная в терминах формальных и неформальных издержек часть взаимодействия бизнеса с государством.
Непосредственно в исполнении надзорных функций занято до 30% федеральных государственных служащих, а если учитывать также деятельность по выдаче многочисленных разрешений и согласований, то эта оценка возрастает до 80-90% от общего числа федеральных гражданских (т.е. не занятых обеспечением безопасности и обороны) служащих.
Текущая система контрольно-надзорной деятельности, по разным оценкам, "стоит" российской экономике в терминах непосредственных издержек бизнеса от 1,5 (по оценкам НИУ ВШЭ, 2011) до 7,5% ВВП (по оценкам "ОПОРЫ России", 2013). Еще год назад (т.е. 2013 г, а сейчас 2016 г.. прим. Автора) этим было можно пренебречь. Сейчас багаж крайне неэффективной, во многом искусственно созданной системы государственного регулирования должен быть кардинально пересмотрен для быстрого оживления экономики, прежде всего малого и среднего бизнеса.
Несмотря на ряд существенных улучшений (??? прим. автора) в сфере государственного контроля (связанных прежде всего с принятием Закона № 294-ФЗ1), что позволило сократить в 3 раза количество внеплановых проверок и время фактической приостановки работы организации в среднем с 4 до 1 недели в год, система государственного контроля в России остается архаичной, использует правила и нормативы XX в.
Сегодня невозможно без коррупционных рисков заниматься производством любой, не говоря уже о высокотехнологичной, продукции. Мы живем в ситуации, когда действует более 3 тыс. нормативных технических документов, изданных до 1990 г., - изданных, по сути, в другой стране.
До сих пор продолжают действовать требования, акты, принятые органами или организациями СССР и РСФСР, которые никогда официально не публиковались, издавались в виде книг и не переизданы. С точки зрения процедур контроля главной проблемой является отсутствие связи между рисками нанесения вреда в результате деятельности хозяйствующего субъекта и режимом контроля. Одинаково проверяются как ларек, так и завод. Возникает либо избыточный контроль в отношении одних субъектов, либо неполноценный- в отношении других. В результате не обеспечивается реальная защита граждан, а бюджетные средства тратятся неэффективно.
Пример. Санитарные и ветеринарные правила для молочных ферм колхозов, совхозов и подсобных хозяйств от 29 сентября 1986 г. органом исполнительной власти не утверждались и не вводились в действие, а текст правил опубликован в кн.: Сборник важнейших официальных материалов по санитарным и противоэпидемическим вопросам: в 7 т. / под общ. ред. к.м.н. В.М. Подольского. Т. IV: Санитарные правила и нормы (СанПин), гигиенические нормативы и перечень методических указаний и рекомендаций по гигиене питания. М.: МП "Рарог", 1992.
Все это создает ситуацию, при которой нет стимулов обеспечивать безопасность населения, предупреждать нарушения и проводить профилактику в отношении бизнеса; идет раздувание аппарата государственного контроля, предприниматель постоянно находится в ситуации неопределенности при проверках контролирующих органов. …и т.д…
Хотелось бы надеяться, что автор статьи ни единственный, кто прочитал этот доклад, хотя…
Держи краба…!
Не стоит упускать из виду, что в Кремле под председательством Президента Российской Федерации Владимира Путина 7 апреля 2015 года состоялось заседание Государственного совета, на котором рассматривался комплекс мер по развитию малого и среднего предпринимательства в стране. В числе вынесенных на обсуждение тем - повышение эффективности государственной поддержки малого бизнеса, расширение доступа предпринимателей к кредитным ресурсам, решение проблем, связанных с кадровым обеспечением, налоговым и правовым регулированием, в том числе трудовых отношений, проведением проверок со стороны контрольно-надзорных органов.
Вот что сказал В. Путин на Госсовете 7 апреля 2015года:
"Государство, все уровни власти должны сделать всё возможное, чтобы занятие бизнесом стало привлекательным, доступным и престижным. Чтобы создавались равные условия для всех предпринимателей, чтобы правила и законы были стабильными и понятными, чтобы обеспечивалась честная и открытая конкуренция и никто не мешал работать, не лез с "крышеванием", не вымогал взяток, поборов, не предлагал так называемые навязанные услуги.
Что касается проверок со стороны контролирующих органов, здесь все поручения давно даны. Прошу Генеральную прокуратуру проанализировать обоснованность проверок, проведённых в 2014 году, прежде всего внеплановых.
Предприниматель не должен жить в постоянном ожидании, что к нему нагрянут с очередной проверкой, не должен бояться, что любые его действия можно будет легко подвести под какую-то статью или под штраф. Нужно честно признать, что наша нормативная база, конечно, нуждается в совершенствовании, и предлагаю ещё раз дополнительно всё проанализировать.
Мы обязаны сделать всё необходимое, чтобы наши предприниматели смогли в полной мере реализовать свой потенциал. Это жизненно важно для развития страны, всех её регионов, для того, чтобы российские компании заняли достойное место и на своём собственном рынке, и на международных рынках…"
И что непонятного сказал Президент России? Что непонятного он твердит все эти годы своему правительству, правительству России?! Может правительство России забыло язык Русский?! Может уже пришла пора говорить с правительством России на другом языке?!
Но истины ради стоит сказать Другу, что всё правильно отмечено, всё сказанное соответствует современным событиям в современной жизни отечественного малого и среднего бизнеса. Но опять же, ради самой истины, стоит сказать Другу, что все те прекрасные зёрна - мысли, те здравые замечания и поручения были им брошены на прогнившую и заплесневелую почву. На почву, которая соскучилась по острому лемеху, на почву, которая истомилась в ожидании добрых посевов, задыхаясь от сорняков и всходов уродливых и недоразвитых…
И ничего другого не остаётся в такой ситуации, как сказать: держи краба, Друг!!!
Виктор Кирочкини
Заместитель председателя Подкомитета ТПП РФ по развитию Рыбохозяйственного комплекса России Комитета по развитию АПК
Председатель экспертного Совета по госрегулированию в торговле НП СРО "Национальный союз мясопереработчиков"
Почетный работник рыбного хозяйства России
20-01-2016 | Просмотры: (342)
Комментарии: