«Антитеррором» по здравому смыслу
Кого и что защищает «пакет» депутата Яровой
Председатель комитета Госдумы РФ по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая (справа), вице-спикер Госдумы РФ Александр Жуков и первый вице-спикер Госдумы РФ Иван Мельников (слева направо) на пленарном заседании Государственной думы РФ
Председатель комитета Госдумы РФ по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая (справа), вице-спикер Госдумы РФ Александр Жуков и первый вице-спикер Госдумы РФ Иван Мельников (слева направо) на пленарном заседании Государственной думы РФ (Фото: Александр Шалгин/пресс-служба Госдумы РФ/ТАСС)
Государственная дума РФ VI созыва в заключительный день весенней сессии одобрила во втором и в третьем (окончательном) чтениях пресловутый антитеррористический пакет законопроектов.
Смысл поправок — новое ужесточение наказания за терроризм и за экстремизм, снижение возраста уголовной ответственности, введение ряда дополнительных ограничений под видом антитеррористической деятельности.
Отдельный пункт новаций, который еще на стадии предварительных чтений законопроекта вызвал обоснованную критику как в интернет-отрасли, так и в гражданском обществе, — это навязывание операторам связи обязанности хранить данные о переписке и звонках пользователей и безоговорочно предоставлять их без решения суда спецслужбам для дешифровки.
Приняв в авральном режиме спорный, мягко говоря, документ, дума завершила свою работу, уйдя на каникулы. Так как выборы VII думского созыва намечены на 18 сентября текущего года, то полномочия нынешних депутатов действуют до момента созыва первого после парламентских выборов заседания Госдумы.
Нижняя палата, получившая за четыре года работы в прессе немало нелестных эпитетов, сегодня при голосовании е фактически раскололась, отринув привычное единодушие по большинству принимаемых решений. Это уже стало маленькой, но сенсацией.
За скандальный «антитеррористический пакет» поправок проголосовали 287 парламентариев, против — 148, 1 — воздержался.
Характерно, что против выступили государственнические фракции КПРФ и ЛДПР; отчасти их решение было поддержано фракцией «Справедливой России» и даже «Единой России». Аналогично проголосовали за вторую часть пакета — поправки в УК РФ: за — 277 депутатов, против — 148.
В палату законопроект был внесен 7 апреля, сразу получив известность как «пакет Яровой». Хотя среди его авторов — не только глава комитета Госдумы по безопасности, член фракции «ЕР» Ирина Яровая, но и руководитель комитета Совета Федерации по обороне, единоросс Виктор Озеров, а также коллеги Ирины Анатольевны по фракции Алексей Пушков и Надежда Герасимова.
Очевидный запретительный крен закона все же не отрицает договороспособность «железной леди» Яровой сотоварищи. Так, по консервации информации для интернет-провайдеров сроки в последнем чтении законопроекта были снижены с предполагавшихся вначале трех лет до одного года. Операторов обяжут хранить сведения о фактах приема и передачи звонков, текстовых сообщений, фотографий, звуков и видео на территории России в течение трех лет, содержание разговоров и переписки — до полугода.
Но даже эта уступка ставит под угрозу развитие IT-сферы в России, соблюдение стандартов ХХI века в новейших информационных технологиях связи и коммуникации. А уж то, что вводимая в жизнь «норма» вмешательства в частную жизнь граждан, что может выражаться в фиксации чужой переписки и частный обмен информацией, идет вразрез с духом и буквой Конституции, и говорить нечего.
Тем более, как отмечает вице-президент и технический директор Mail.Ru Group Владимир Габриелян в опубликованной на РБК статье «Закон Яровой: шесть ударов по интернет-отрасли», подобная мания преследования не просто дорогое удовольствие для ФСБ, а просто бешеные деньги, которых никто не потянет, — тем более сейчас, в кризис, — ни сама интернет-индустрия, ни российская казна.
— По подсчетам независимых экспертов, расходы операторов связи только на внедрение системы составят 3,9 трлн. рублей, — предупреждает г-н Габриелян. — Это стоимость оборудования, которое потребуется докупить, чтобы хранить данные в течение шести месяцев. Расходы организаторов распространения информации в интернете для компаний составят примерно столько же. Таким образом, суммарные затраты могут превысить 5 трлн. рублей, — для отрасли это непосильное бремя.
Таким образом, российское государство, по расчетам Mail.Ru Group, автоматически лишится поступлений в бюджет с налога на прибыль интернет-компаний.
— Что касается конечных потребителей, то для них вырастут цены на услуги как телефонной, так и интернет-связи, — резонно прогнозирует Владимир Габриелян.
К тому же, по его оценке, закон подразумевает, что компании должны начать хранить у себя огромные объемы информации. Размеры хранилищ, которые для этого потребуются, беспрецедентны: все предприятия в мире, производящие системы хранения данных, несколько лет подряд должны будут работать только на одну на Россию. Но даже и это не решает проблему: в европейской части РФ не вырабатывается столько электроэнергии, которую потребуют новые коммуникационные хранилища. Нужна будет массовая закупка систем на сумму, которая, по данным независимых экспертов, превысит… 5 трлн. рублей. Итог этой авантюры, как указывает специалист — гарантированное отставание нашей страны от всего мира в сфере телекоммуникации.
Не замедлили обозначить свою позицию в связи с принятием «пакета Яровой» представители МТС. Они уже оценили разовые расходы на организацию хранения голосовой информации и трафика персональных данных в течение шести месяцев без малого в 2,2 трлн. рублей. «Вымпелком» и «МегаФон» сообщили, что необходимость выполнять требования закона лишит бюджет компаний 76 и 50 млрд. рублей соответственно.
— Я не юрист и не вникал в правовые тонкости предлагаемых законопроектом наказаний, — говорит ведущий научный сотрудник Института экономики РАН, доктор философских наук профессор Александр Ципко, — но могу судить с нравственной точки зрения — перенос ответственности за недоносительство на 14-летних детей, это слишком серьезно. Тренд на ужесточение, ставший столь явственным и который ассоциируется с такими депутатами, как Яровая, говорит о том, что эти люди, несмотря на все их громкие слова о патриотизме, лишены веры в собственную страну, веры в людей. Прокурорское сознание, которое она собой олицетворяет, — когда оно начинает доминировать, несет только непоправимый вред и обществу, и государству.
Корр.:— Вы еще в 1989 году заметили, что правильные идеи и цели влекут за собой при определенных исторических обстоятельствах не просто и ошибки, но и преступления. Что, мы опять наступаем на «обновленные» грабли?
— Чем опасна была советская система запретов? Тем, что в ней не было на самом деле веры в человека. И действовала беспощадная методика: прежде чем человека надо было наказать, у него нужно было вызвать страх. Сбрасывалось со счетов, что он может сам, своим разумом и совестью, прийти к разумному решению тех или иных проблем. Не хотел бы быть сегодня излишним пессимистом, отвечая на ваш вопрос, поскольку последняя четверть века, прожитая страной, — при всем ее драматизме, трагизме, при всех ее противоречиях, — все же многому нас научила.
— Никто не спорит, что нужно совершенствовать законодательство. Но прежде чем это делать, следовало бы подумать над обеспечением того, чтобы это законодательство применялось, — говорит государственный советник юстиции III класса, Почетный работник Прокуратуры РФ Леонид Прошкин.
— На мой взгляд, все, что на данный момент у нас закреплено в законодательной базе, вполне достаточно для противодействия и экстремизму, и терроризму. Но при одном условии: если сегодняшние правоохранительные органы работали бы так, как им положено. К сожалению, бурная законотворческая деятельность, какую мы можем наблюдать на примере авторов подобного рода законопроектов, имеет целью, в чем часто убеждает практика, вовсе не защиту конституционных прав и законных интересов граждан, а совсем другое — чтобы кто-то, пользуясь жесткостью и непрозрачностью принятых законов, мог положить себе в карман лишний миллион.
Тенденция прослеживается ясно: чем жестче законодательство, тем в больших масштабах и совершенно безнаказанно воруют. Так что у нас и без этих поправок вполне нормальные законы; если, подчеркиваю, их неукоснительно соблюдать. А совершенствовать их, — как и все, что угодно, — можно до бесконечности. То есть с виду совершенствовать, а потом приступать к «главному»: использовать их как средство прикрытия жуликам. Когда ныне так много говорят о коррупции, — у меня лично складывается ощущение, что мы коррупцию-то уже переросли и ушли дальше, в следующую стадию, которой пока и определения нет.
Корр.: — То есть вы фиксируете новую точку отсчета в коррупционной теме, которую в определенном смысле ставит и нынешний т.н. «пакет Яровой»?
— Ну, если речь идет о его финансовых последствиях — а это новые многомиллиардные (причем вынужденные!) расходы, которые потребуются для современной интернет-индустрии на обеспечение хранения баз данных переговоров граждан, их переписки, и т. д. Как вы думаете, неужели не найдутся (или, может, уже нашлись) ловкие выгодоприобретатели этой новой денежной волны?
…Если же проводить параллели с недавним прошлым, то сужу по собственному профессиональному опыту: в 1996 году я занимался делом Анатолия Собчака, и на меня оказывалось давление сверху с тем, чтобы я как руководитель следственной бригады его посадил. Но я сознательно не шел на это. И теперь, сопоставляя масштабы коррупции тогда, в 90-е годы, с тем, что творится сейчас, про того же Собчака могу сказать одно — он в сравнении с сегодняшними коррупционерами — ангел.
Алексей Голяков
25-06-2016 | Просмотры: (336)