Вместо инвесторов Россия привлекает спекулянтов
Почему зарубежный капитал не заходит в реальный сектор экономики Камчатки, как и других регионов Российской Федерации , предпочитая игры на финансовом рынке? На этот вопрос можно получить ответ после знакомства с материалами Российского инвестиционного форума, который открылся в понедельник, 27 февраля в Сочи. В нем принимают участие около 4 тысяч руководителей крупных компаний из России, Австрии, Афганистана, Великобритании, Германии, Казахстана, США, Франции, Швейцарии и Японии, а также представители деловых и научных кругов. Среди прочих на нем присутствует камчатская делегация во главе с губернатором.
Ключевые дискуссии на форуме развернулись на трех площадках. Первая из них — «Диверсификация оборонно-промышленного комплекса и региональное развитие — стратегия перемен». В ее работе примут участие премьер Дмитрий Медведев, вице-премьер Дмитрий Рогозин, глава Минпромторга Денис Мантуров, первый зампред коллегии ВПК Иван Харченко, а также гендиректор Роскосмоса Игорь Комаров.
Вторая площадка — «„Зеленая“ экономика как вектор развития». Здесь модераторами выступят вице-премьер Александр Хлопонин, спецпредставитель президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов, и председатель совета директоров ГК «Ренова» Виктор Вексельберг.
Третьей площадкой станет встреча премьера Медведева с главами субъектов РФ, на которой будут обсуждаться вопросы межбюджетной политики.
Кроме того, на форуме представлен ряд перспективных проектов. В их числе приоритетный проект «Национальные чемпионы», в рамках которого прорабатываются дополнительные меры поддержки для быстрорастущих крупных технологических компаний, а также проект Каспийского транспортно-логистического комплекса.
Главная задача форума — убедить инвесторов, прежде всего иностранных, в целесообразности вложений в реальный сектор российской экономики. Но насколько это удастся — вопрос открытый. Иностранные инвестиции в Россию действительно бьют рекорды. С момента избрания Дональда Трампа президентом США Россия, по подсчетам Financial Times, привлекла в свои активы более $ 700 млн. Но все это — чисто спекулятивный приток капитала в фонды российских облигаций.
По мнению экспертов, для прямых инвестиций такая ситуация, скорее, вредна. Перегрев фондового рынка идет рука об руку с укреплением рубля, и только провоцирует приход спекулятивных денег. При этом все понимают: как быстро приходят «горячие» деньги, так же быстро исчезают. Другими словами, пока идет спекулятивная игра, вкладываться в реальный сектор РФ инвесторам точно невыгодно.
Как в реальности выглядят инвестиционные перспективы РФ, что необходимо, чтобы выгодными стали вложения в реальный сектор?
— 2016-й год по притоку прямых инвестиций оказался немного лучше предыдущего, — отмечает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. — Другое дело, что масштаб таких вливаний в экономику РФ весьма скромный. Для сравнения: Китай в прошлом году привлек более $ 100 млрд. прямых инвестиций, Россия — менее $ 10 млрд.
Такое положение принято списывать на санкции, геополитические риски, неопределенность в глобальной экономике. Кроме того, в нашем случае прямых инвесторов отпугивает активность спекулянтов, играющих на укреплении рубля, нефтяных активов и повышении доходности российских гособлигаций. Все это, конечно, имеет место. Но на деле — с точки зрения прямых инвесторов — главные стимулирующие и сдерживающие факторы для «захода» в российскую экономку выглядят все-таки иначе.
— Что это за факторы?
— Главный фактор, который подталкивает аппетит к прямым инвестициям — это рост экономики. В 2016-м году экономика РФ вышла из рецессии, и теперь демонстрирует рост, пусть и слабенький. С точки зрения прямых инвесторов, это снижает риск. Кроме того, на международном «светофоре» для инвесторов в Россию запрещающий красный свет сменился на предупредительный — пульсирующий желтый. Это тоже плюс.
С другой стороны, непременное условие прямых инвестиций — это стабильность условий экономической игры, плюс предсказуемость макроэкономических параметров экономики РФ на ближайшие три-пять лет. И как раз со стабильностью в России возникают проблемы.
Прежде всего, инвесторы прекрасно понимают, что российская экономика подошла к границам своего роста. Если ничего не менять, даже при наилучшем стечении обстоятельств темпы ее развития не превысят 2% ВВП в год. Чтобы делать ставку на более высокие темпы, нужно четко понимать, что будет предпринимать кабмин для устранения многочисленных структурных ограничений.
Это и старение населения России, и напряженность на рынке труда, в результате чего российская экономика будет сталкиваться с растущим дефицитом рабочей силы. Плюс, это еще и существенное отставание от Индии и Китая — не говоря о развитых экономиках — в производительности труда.
Понимания, как российские власти намерены эти проблемы решать, у инвесторов нет. При этом они еще и находятся в ситуации, когда возможности «захода» в Россию сильно ограничены.
— Почему так происходит?
— Доля госкомпаний в ВВП у нас огромна — более 70%. Для инвестора такая ситуация сразу порождает вопросы: с кем на российском рынке иметь дело, и куда конкретно «заходить»? В стратегически важные отрасли не пустят, а на рынках, где присутствуют госкомпании, неизбежно будут ограничения, при которых любым другим компаниям придется существовать на вторых ролях. Инвесторам такие условия, прямо скажем, не по вкусу.
Дело усугубляется непредсказуемостью экономической политики. Так, инфляция в 4% в год действительно могла бы стать хорошим инвестиционным стимулом, но сейчас совершенно неясно, удастся ли достичь этого показателя. Непредсказуемой остается и налоговая политика.
Думается, из-за этого прямые инвесторы будут и дальше с опаской относиться у России. Возможно, планка таких инвестиций и в 2017-м немного поднимется. Но на прорыв здесь рассчитывать точно не приходится. Особенно туго придется Дальневосточным регионам, объявленным территорией опережающего развития. Здесь без иностранных инвестиций точно не обойтись. Но что-то желающих вкладывать деньги в эту территорию не находится. В основном проекты инвестирует наше государство. А это чревато рисками, что опережающее наступление может захлебнуться из-за нехватки средств в крупных регионах, не говоря уже об отдаленной Камчатке.
28-02-2017 | Просмотры: (344)