Курс валют ЦБРФ


Курсы валют на 29.04.2024


1USD=91,78 руб.
1EUR=98,03 руб.
Показать еще

Лучшие компании


» » Как налоговики отвертелись от неудобных вопросов предпринимателей Камчатки

Как налоговики отвертелись от неудобных вопросов предпринимателей Камчатки

Публикация в журнале «Камлайф» № 3 за 2017 г. под заголовком «Налоговая инспекция. Ответы на вопросы читателей» (автор и.о. заместителя начальника ИФНС по г. Петропавлоск- Камчатскому С.Д. Слинкин), вызвала у предпринимателей большой резонанс и породила еще больше вопросов относительно налогообложения. Поскольку это был деловой выпуск журнала, посвященный проблема малого и среднего бизнеса, его читатели, в большинстве своем предприниматели, обратились в Центр развития Камчатского края, непосредственно защищающий их интересы на всех уровнях государственной власти, за содействием в получении разъяснения автором публикации значения некоторых употребляемых им терминов и формулировок, которые в законодательных актах не встречаются. А стало быть, истолковываются им произвольно.

Поскольку налоговое законодательство является довольно специфическим и во многом запутанным, Центр развития Камчатского края обратился к адвокату Комлевой Е.А., имеющей опыт работы с налоговыми органами, с просьбой юридически обоснованно сгруппировать поступившие вопросы в один блок и отправить их в качестве адвокатского запроса в городскую налоговую инспекцию для получения ответа. Далее предполагалось опубликовать его в журнале «Камлайф», что существенно дополнило бы статью С.Д.Слинкина и удовлетворило предпринимателей.

Вместо конкретного ответа на поставленные вопросы, из налогового органа за подписью начальника инспекции О.В.Абрашитововой пришло письмо с ссылкой на ряд нормативных актов с отказом адвокату в получении запрашиваемой информации. Такая странная реакция налоговиков на запрос, кроме всего прочего, противоречит здравому смыслу, не говоря уже о том, что она вызывает удивление среди деловых кругов. Лучшей реакцией на такие действия может быть только публичная огласка всех документов в прессе., имеющих отношение к этой нелицеприятной истории.
Вот почему было принято решение опубликовать на деловом Интернет- портале «Бизнес Камчатки» для всеобщего обозрения не только статью в журнале, но и адвокатский запрос, ответное письмо налоговиков, протестное заявление адвоката Комлевой Е.В. по случаю отказа ответить на неудобные вопросы предпринимателей. Почему неудобные?. Мы вправе согласиться с тем, что в публикации С.Д.Слинкина было допущено произвольное толкование некоторых терминов и формулировок законодательных актов и налогового кодекса, на что обратили внимание читатели журнала. Поскольку имеется немало правовых документов, подтверждающих недопустимость такого толкования и, тем более, неправомерного их применения на практике, мы подозреваем, что с учетом этого городская налоговая инспекция по данному поводу вообще не стала что-либо разъяснять. Да, наверное, и не могла, поскольку пришлось бы признавать свои промахи. В своих утверждениях мы не претендуем на истину в последней инстанции. Поэтому, публикуя эту статью, редакция надеемся поучить отклики наших читателей, специалистов, которые помогут более объективно оценить создавшуюся ситуацию.

Налоговая Инспекция. Ответы на вопросы от читателей журнала "Камлайф. Автор И.О. заместителя начальника ИФНС по г. Петропавловску-Камчатскому С.А. Слинкин. (Печатается в сокращении).

Можно ли использовать в документообороте сканы договоров, актов, счетов?
- Стремительное развитие технологий и их повсеместное внедрение приводят к развитию электронного документооборота. Объем используемых в современном мире документов растет, все больше электронные документы начинают вытеснять бумажные.
В отличие от европейского принципа эквивалентности электронного и бумажного документа, в российском законодательстве всё ещё приоритет имеют сведения, содержащиеся на бумажном носителе.
В настоящее время налоговая служба уделяет большое внимание разработке и внедрению бесконтактных способов взаимо¬действия с налогоплательщиками. Уже никого не удивляет сдача налоговой и бухгалтерской отчетности с помощью электронной почты. Новым этапом развития электронного документооборота, выгодного и налоговым органам, и налогоплательщикам, стала реализация возможности представления налогоплательщиками документов в электронном виде в ответ на требование налогового органа, направленного по телекоммуникационным каналам связи. Преимущества внедрения электронного оборота счетов-фактур и первичных документов на безбумажной основе очевидны: для налогоплательщиков - это снижение затрат и оптимизация бизнес-процессов, а для налоговых органов - повышение качества и оперативность сбора информации, ускорение процедуры проверок деятельности налогоплательщиков.
Электронный документооборот - это способ организации работы с документами, когда основная масса их оригиналов формируется в электронном виде без использования бумажных носителей. Электронные документы по утвержденным формам являются составляющими всех бухгалтерских программ, но для того, чтобы электронный документ был юридически признан, он должен быть подписан электронной подписью.
Внедрение электронного документооборота раньше всего начинают компании, у которых много контрагентов и большой объем внешнего документооборота. Поскольку обмен электронными документами, в частности счетами-фактурами, возможен только по взаимному согласию сторон, то для начала надо обсудить возможность перехода на электронный документооборот со своими постоянными контрагентами. Особое внимание следует уделить выбору оператора электронного документооборота, с которым и нужно заключить договор.
Подпись с помощью факсимиле и печать, распечатанная на принтере, имеет во всех документах такую же юридическую силу, как и «настоящие»?

Какой срок должны храниться акты выполненных работ, договора, накладные?
- В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» организации обязаны обеспечивать сохранность архивных документов.
Сроки хранения установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также следующими перечнями типовых архивных документов:
-Для документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций - Перечень типовых управленческих архивных документов, с указанием сроков их хранения, утверждён Приказом Минкульту-ры РФ ОТ 25.08.2010 N 558;
-Для документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций - Перечень типовых архивных документов, с указанием сроков хранения, утверждён Приказом Минкультуры РФ от 31.07.2007 N1182;
Для акционерных обществ сроки хранения их документов определены Положением о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, утверждённым Постановлением ФКЦБ РФ от 16.07.2003 N ОЗ-ЗЗ/пс.
Так же п.8 ст.23 Налогового кодекса РФ установлена обязанность налогоплательщиков (для организаций и индивидуальных предпринимателей) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов, а также уплату (удержание) налогов.

В целях оптимизации налогов и чтобы не выйти с упрощённой системы налогообложения планирую создать вторую организацию, как это будет расцениваться налоговой инспекцией?
- Важным этапом как в процессе создания компании, так и в процессе ее деятельности является налоговое планирование и анализ налоговой нагрузки при выборе той или иной системы налогообложения. Многие компании, уже применяющие общепринятую систему налогообложения и не имеющие возможности перейти на применение УСН или другие спецрежимы из-за предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации ограничений (например, по объему выручки, остаточной стоимости имущества, количеству персонала), стремятся к налоговой оптимизации своей деятельности. Практика показывает, что дробление бизнеса является одним из самых распространенных способов налогового планирования, которое заключается в делении существующего бизнеса на несколько небольших компаний путем создания новых фирм и «перевода» в них товаров, персонала и арендованных площадей. Популярность такого метода оптимизации обусловлена тем, что он позволяет сэкономить несколько налогов, в том числе налог на при¬быль организаций, НДС и налог на имущество организаций.
Существует несколько причин, которые подталкивают собственников бизнеса к дроблению. Зачастую разделение компании на несколько небольших организаций осуществляется для того, чтобы использовать преимущества «упрощенки» или ЕНВД.
Действующее законодательство не содержит запрета на участие одних и тех же лиц в создании разных юридических лиц.
Само по себе создание новых организаций - это право, закрепленное действующим законодательством. В нем не содержится ограничений относительно количества регистрируемых физическими лицами организаций, учредителями которых они являются, не содержится в российском законодательстве также запрета на совершение хозяйственных операций между предприятиями, в состав участников которых входят одни и те же лица. Только совокупность неопровержимых доказательств подтверждает, что создание новых организаций было осуществлено налогоплательщиком исключительно с целью получения налоговой выгоды.
Под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (за¬чет) или возмещение налога из бюджета.
Основные условия и критерии для признания налоговой выгоды необоснованной приведены в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» (далее - Постановление N 53).
Как следует из п. п. 3 и 9 Постановления N 53, налоговая выгода может быть признана необоснованной в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями) делового характера.
Для обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды должно быть установлено наличие разумных экономических или иных причин (деловой цели) в действиях налогоплательщика с учетом оценки обстоятельств, свидетельствующих о его намерениях получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Если главной целью, преследуемой налогоплательщиком при дроблении бизнеса, являлось получение дохода исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды, в признании обоснованности ее получения может быть отказано.
Вменение необоснованной налоговой выгоды становится возможным, если в результате дробления бизнеса у вновь созданной организации Б появилась возможность применять специальные налоговые режимы (упрощенную систему налогообложения), в то время как организация А такой возможности не имела из-за ограничений по размеру выручки, числу работников в штате организации и другим ограничениям.
Отсутствие превышения предельных показателей для применения упрощенной системы налогообложения не позволяет квалифицировать дробление бизнеса как незаконную оптимизацию налогообложения.
Прежде всего, налогоплательщику необходимо обосновать разделение бизнеса с точки зрения экономической целесообразности.
Причинами, подтверждающими целесообразность разделения бизнеса, могут являться: улучшение качества оказываемых услуг в связи со специализацией каждой организации на узком круге типовых услуг; оптимизация и увеличение эффективности управления бизнесом, осуществление контроля за качеством оказываемых услуг; уменьшение издержек и оптимизация стоимости услуг в связи с узкой специализацией организации и т.д.
При отсутствии хозяйственной потребности в создании дополнительных организаций вероятность признания судами налоговой выгоды необоснованной очень высока.
Исходя из сложившейся судебной практики, результатом разделения бизнеса должно быть создание организаций, осуществляющих самостоятельные виды деятельности, не являющиеся частью единого производственного процесса, направленного на достижение общего экономического интереса.
На практике налоговые органы зачастую признают в действиях организаций, разделяющих бизнес на несколько компаний, часть которых применяет спецрежимы, отсутствие деловой цели, а разделение бизнеса признают формальным только для получения налоговой выгоды через применение льготного режима налогообложения взаимозависимыми организациями при отсутствии хозяйственной потребности в создании дополнительных организаций.
К обстоятельствам, свидетельствующим о формальном разделении бизнеса, для налоговых органов и судов, в частности, относятся ):
- все компании осуществляют одинаковый вид деятельности;
- руководство финансово-хозяйственной деятельностью осуществляется одними лицами;
- идентичный состав учредителей и управляющего персонала;
- отсутствие у вновь созданных компаний собственных активов для ведения деятельности, использование материнских помещений, оборудования и т.д. (без разделения между организациями), часто на безвозмездной основе;
- совместное использование некоторых помещений и технических средств;
- один и тот же адрес (юридический и (или) фактический).
Выявив подобную ситуацию в результате выездной проверки, налоговые органы, как правило:
- считают дробление искусственным и рассматривают группу компаний как одно юридическое лицо;
- присоединяют доходы вновь созданных небольших компаний, применяющих спецрежимы, к доходам компании на ОСНО и до¬начисляют ей налоги общего режима (налог на прибыль, НДС, налог на имущество), пени и штрафы.
Когда же налоговая выгода может быть признана налоговым органом необоснованной?
Существует три основных эпизода, свидетельствующих о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды:
1) если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом;
2) если учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера);
3) если налоговая выгода получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской деятельности.

Как будут обстоять дела с бланками строгой отчётности для приёма денежных средств во второй половине 2017 года, планируются ли какие-то изменения малого бизнеса?
- Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ в Закон N 54-ФЗ внесены изменения, связанные с новым порядком применения контрольно-кассовой техники и бланков строгой отчетности (так называемые онлайн-кассы). Однако учреждения вправе не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности (далее - БСО) только до 1 июля 2018 года. После этой даты они будут обязаны перейти на применение новых касс.
БСО в новом формате
Закон N 290-ФЗ внес изменения не только в порядок применения непосредственно кассовых аппаратов, но и в порядок выдачи БСО. Сравним новый и ранее действовавший механизм выдачи БСО.
Согласно новым правилам организации обязаны выдавать (направлять) покупателям (клиентам) при осуществлении расчетов в момент оплаты товаров (работ, услуг) кассовые чеки или БСО в установленных случаях.
Понятие «бланк строгой отчетности». В Федеральном законе N 54-ФЗ до 2016 г. вообще не было понятия «бланк строгой отчетности». Порядок осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники был установлен Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359. Также были определены обязательные реквизиты БСО и установлено, что он должен быть изготовлен типографским способом или с использованием автоматизированных систем. При этом автоматизированные системы к ККТ не относятся и регистрации в налоговых органах не подлежат.
Ряд БСО был утвержден. Федеральный закон N 290-ФЗ внес ряд понятий,регулирующих применение БСО:
- бланк строгой отчетности - первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением автоматизированной системы для БСО в момент расчета между пользователем и клиентом за оказанные услуги, содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства РФ о применении ККТ;
- автоматизированная система для бланков строгой отчетности - контрольно-кассовая техника, используемая для формирования в электронной форме БСО, а также их печати на бумажных носителях.
Из приведенных определений выделим основные моменты:
- БСО - это первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку;
- БСО формируется в электронном виде или на бумажном носителе
- отпечатан с применением автоматизированной системы для БСО, то есть вручную заполнить БСО больше будет нельзя;
- БСО формируется в момент расчета между пользователем и клиентом;
- БСО может применяться только при оказании услуг. Как сказано в пояснительной записке к соответствующему законопроекту, перечень услуг, при осуществлении расчетов за которые предусмотрена выдача БСО, выполненных без применения ККТ, будет определяться Правительством РФ.
И, пожалуй, самый важный вывод - автоматизированная система для БСО приравнена к контрольно-кассовой технике, а значит, в соответствии с законодательством РФ должна:
- регистрироваться в налоговых органах (в случае необходимости осуществляется ее перерегистрация);
- обеспечивать передачу данных в налоговый орган через ОФД.
Порядок применения БСО. При осуществлении расчета пользователь обязан выдать БСО на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить БСО в электронной форме покупателю по указанным реквизитам.
В случае осуществления расчетов в удаленной местности пользователь обязан выдать покупателю (клиенту) БСО на бумажном носителе без его направления покупателю (клиенту) в электронной форме.
К сведению. Пользователь - это организация, применяющая ККТ при осуществлении расчетов.
Направление БСО покупателю осуществляется для клиента бес¬платно. БСО в электронной форме и распечатанный на бумажном носителе приравниваются к БСО, отпечатанным ККТ на бумажном носителе, при условии, что сведения, указанные в нем, идентичны направленным покупателю (клиенту) в электронной форме.
Пользователи при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа, обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия с покупателем, обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) БСО в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем до совершения расчетов. При этом БСО на бумажном носителе пользователем не печатается.
Одновременно пользователи обязаны обеспечить передачу в момент расчета всех фискальных данных в виде фискальных документов, сформированных с применением ККТ, в налоговые органы через ОФД. В этом случае могут не передаваться реквизиты БСО, если такие данные были переданы ОФД ранее в составе отчета о регистрации или отчета об изменении параметров регистрации.
Требования к БСО. БСО должен содержать, за исключением установленных случаев, следующие обязательные реквизиты:
- наименование документа;
- порядковый номер за смену;
- дату, время и место (адрес) осуществления расчета (при расчете в зданиях и помещениях - адрес здания и помещения с почтовым индексом, при расчете в транспортных средствах - наименование и номер транспортного средства, адрес организации, при расчете в сети Интернет - адрес сайта пользователя);
- наименование организации-пользователя;
- ИНН пользователя;
- применяемую при расчете систему налогообложения;
- признак расчета (получение средств от покупателя (клиента) - приход, возврат покупателю (клиенту) средств, полученных от него, - возврат прихода, выдача средств покупателю (клиенту) - расход, получение средств от покупателя (клиента), выданных ему,
- возврат расхода);
наименование товаров, работ, услуг (если объем и список услуг возможно определить в момент оплаты), платежа, выплаты, их количество, цену за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок, с указанием ставки НДС (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися плательщиками НДС или освобожденными от исполнения обязанностей плательщика НДС, а также осуществления расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие обложению НДС (освобождаемые от налогообложения));
- сумму расчета с отдельным указанием ставок и сумм НДС по этим ставкам (за указанным выше исключением);
- форму расчета (наличные денежные средства и (или) электронные средства платежа), а также сумму оплаты наличными денежными средствами и (или) электронными средствами платежа;
- должность и фамилию лица, осуществившего расчет с покупателем (клиентом), оформившего БСО и выдавшего (передавшего) его покупателю (клиенту) (за исключением расчетов, осуществленных с использованием автоматических устройств для расчетов, применяемых в том числе при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа в сети Интернет);
- регистрационный номер ККТ;
- заводской номер экземпляра модели фискального накопителя;
- фискальный признак документа;
- адрес сайта уполномоченного органа в сети Интернет, на котором может быть осуществлена проверка факта записи этого расчета и подлинности фискального признака;
- абонентский номер либо адрес электронной почты покупателя (клиента) в случае передачи ему БСО в электронной форме или идентифицирующих такие БСО признаков и информации об адресе информационного ресурса в сети Интернет, на котором такой документ может быть получен;
- адрес электронной почты отправителя БСО в электронной форме в случае передачи покупателю (клиенту) БСО в электронной форме;
- порядковый номер фискального документа;
- номер смены;
- фискальный признак сообщения (для БСО, хранимых в фискальном накопителе или передаваемых ОФД).
Кроме этого, Правительство РФ вправе устанавливать дополнительный обязательный реквизит БСО - «код товарной номенклатуры», определяемый Правительством РФ.
БСО, сформированные с использованием ККТ, применяемой в автоматическом устройстве для расчетов, должны содержать в качестве обязательного реквизита заводской номер такого автоматического устройства для расчетов.
При этом БСО может содержать реквизиты, не указанные выше, с учетом особенностей сферы деятельности, в которой осуществляются расчеты.
Отдельно установлено, что все реквизиты, содержащиеся в БСО, должны быть четкими и легко читаемыми в течение не менее шести месяцев со дня их выдачи на бумажном носителе.
Указание ставки НДС в БСО применяется с 1 февраля 2017 г. Федеральным законом N 290-ФЗ установлены определенные технические требования к ККТ, которые могут быть расширены Правительством РФ. Например, должна быть обеспечена возможность печати на БСО двухмерного штрихового кода (QR-код размером не менее 20 х 20 мм), содержащего в кодированном виде реквизиты проверки БСО (дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа) в отдельной выделенной области бланка строгой отчетности.


Адвокатский запрос Комлевой Е. В. в ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому

В соответствии со ст.6 ФЗ «Об адвокатской деятельности в Российской Федерации», возникла необходимость получения официальной информации по вопросам применения налогового законодательства, используемого налоговыми органами при осуществлении своей деятельности, связанной с проведением, в том числе, выездных налоговых проверок.

В процессе изучения статьи в журнале «Камлайф» выпуск №3 (46) 2017 года, «Налоговая инспекция. Ответы на вопросы читателей журнала «Камлайф», подготовленные исполняющим обязанности заместителя начальника ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому, Семеном Александровичем Слинкиным, возникли следующие вопросы по налоговому законодательству.
1.Что такое «деление существующего бизнеса»? (о чем сказано на стр.45, раздел «В целях оптимизации налогов…»)
Анализ норм материального и процессуального права не нашел своей дефиниции. Определение «существующий бизнес» не содержится ни в Конституции РФ, ни в федеральных законах и подзаконных актах Российской Федерации, подлежащих применению. В законодательстве РФ нашли отражение только следующие термины: «предпринимательская деятельность гражданина» - ст. 23 ГК РФ, «юридические лица» - глава 4 ГК РФ.
2.Кроме того, прошу разъяснить со ссылками на нормы действующего законодательства РФ термин «перевод» в отношении товаров, персонала и арендованных площадей.
3.Также прошу разъяснить со ссылками на нормы действующего законодательства, нормы материального и процессуального права Российской Федерации, приведенные в указанной статье следующие термины:
- «разделение бизнеса»;
- «дробление бизнеса»;
- «дополнительная организация»;
- «хозяйственная потребность в создании дополнительных организаций»
4.В связи со свободным толкованием должностным лицом ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому налогового законодательства, прошу также разъяснить, в соответствии с какой нормой действующего законодательства РФ налоговому органу позволено рассматривать группу компаний как одно юридическое лицо?
5. Прошу также дать письменное разъяснение, что такое «вновь созданная» компания и как отличить «вновь созданную» компанию от «не вновь созданной» компании?
6. Прошу письменно разъяснить, какая норма права РФ предусматривает присоединение доходов одного юридического лица к доходам другого юридического лица?
7. Прошу разъяснить, откуда могут законно появиться у вновь созданных компаний собственные активы для ведения деятельности?
8. Прошу письменно разъяснить, какое «дробление» с позиции налогового органа считается «естественным», исходя из того факта, что существует, как указано в статье, « искусственное дробление»?
В соответствии со ст.32 Налогового кодекса РФ ответ на запрос прошу направить по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, проспект Циолковского, 47. Первая Камчатская краевая коллегия адвокатов, адвокату Комлевой Елене Владимировне.
В целях скорейшего осуществления документооборота, во избежание утраты информации и избежание почтовых затрат для отправителя, по готовности прошу сообщить мне по телефону 89619672000.
Приложение: ордер адвоката №006237 от 13.07.2017 года
С уважением, Комлева Е.В.

Ответ инспекции ИФНС по г. Петропавловску-Камчатскому адвокату Комлевой Е. В. на ее адвокатский запрос

Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску- Камчатскому (далее - Инспекция), рассмотрев Ваш адвокатский запрос (б/н, вход. № 025618 от 13 июля 2017 г.) по вопросу применения налогового законодательства, используемого налоговыми органами при осуществлении своей деятельности, в том числе связанной с проведением выездных проверок сообщает следующее.
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения.
Указанному праву корреспондирует обязанность налоговых органов, закрепленная в п.п, 4 п. 1 ст. 32 НК РФ бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.
Из содержания п.п. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ следует, что данной нормой предусмотрен закрытый перечень информации, которую налоговые органы обязаны представлять, этот перечень расширительному толкованию не подлежит. Следовательно, Инспекция обязана предоставлять информацию по запросу налогоплательщика только в том объеме, который указан в п.п. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ. Исходя из буквального смысла указанных положений законодательства, налоговые органы обязаны только информировать налогоплательщиков (за исключением
вопросов заполнения деклараций), а не дают разъяснения по вопросам применения налогового законодательства.
Принимая во внимание, что круг вопросов, по которым налоговые органы обязаны предоставлять информацию, строго ограничен законодательством Российской Федерации, у Инспекции согласно п.п. 30, 84 Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02 июля 2012 г. № 99н, отсутствует обязанность рассматривать обращение, содержащее вопросы о дефинициях, действиях, юридических фактах, что относится к области теории, а теоретические вопросы применения законодательства о налогах и сборах освещаются, в частности, в специализированных изданиях для налогоплательщиков и налоговых органов.
Согласно ст.ст. 6, 6.1. Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокат вправе собирать сведения и документы, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных организаций.
Необходимо подчеркнуть, что действующим законодательством не установлен исчерпывающий перечень сведений, которые может истребовать адвокат для оказания юридической помощи, а говорится только о праве сбора сведений, необходимых для оказания такой помощи. Данное право направлено, прежде всего, на сбор сведений, не являющихся общедоступными.
Что немаловажно, характер вопросов, содержащихся в запросе, свидетельствует не об истребовании адвокатом сведений, а об указании ему конкретной нормы законодательства и по разъяснению - толкованию норм, терминов и понятий, не только налогового, но и гражданского законодательства Российской Федерации. При таких обстоятельствах обращение адвоката Е.В. Комлевой не может рассматриваться в качестве адвокатского запроса в смысле положений п. 3 ст. 6 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
Работа по разъяснению актуальных вопросов налогообложения является видом официального толкования норм НК РФ и ведется Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с полномочиями, предоставленными п.п, 5 п. 1 ст. 32 НК РФ. Полномочия Министерства финансов России конкретизированы в том числе в ст. 34.2 НК РФ, согласно которой он дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Тем самым именно на данное финансовое ведомство возложена обязанность давать письменные разъяснения определенному кругу субъектов по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах. Письменные разъяснения даются гражданам и организациям только в связи с выполнением ими обязанностей, соответственно как налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов; рассматривать обращения по толкованию норм, терминов и понятий законодательства Российской Федерации и практики его применения - не в его компетенции.?
При этом разъяснительная деятельность налоговых органов может осуществляться в различных формах, в том числе путем публичного информирования налогоплательщиков посредством размещения информации в средствах массовой информации. Публикация «Налоговая инспекция. Ответы на вопросы читателей журнала «Камлайф» представлена как интервью, состоящее из вопросов от читателей и ответов на них. Исполняющий обязанности заместителя начальника Инспекции Слинкин Семен Александрович дал ответы на поставленные вопросы, руководствуясь общей методологией и профессиональным суждением.
Материалы для публикации в соответствии с п.п. 58, 60 Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02 июля 2012 г. № 99н, подготовлены должностным лицом Инспекции на основе системного анализа действующего законодательства, сложившейся арбитражной практики, материалов, опубликованных в средствах массовой информации.
Исходя из положений вышеизложенных норм, поскольку налоговое законодательство обязывает налоговые органы предоставлять информацию и разъяснения именно налогоплательщикам, направляемый запрос должен быть связан с защитой нарушенных прав, свобод и законных интересов физического или юридического лица по конкретному делу, по которому последние будут выступать налогоплательщиками. Вследствие чего п.п. 1 п. 5 требований к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса, утвержденного Приказом Минюста России от 14 декабря 2016 г. № 288, указывается на необходимость наличия в запросе данных о номере дела и процессуальном положении лица, в чьих интересах действует адвокат.
В силу изложенного, адвокатский запрос Е.В. Комлевой исполнению не подлежит.
Начальник инспекции О.В. Абрашитова

Пояснительная записка адвоката Комлевой Е.В. директору Центра развития Камчатского края по поводу отказа городской налоговой инспекцией предоставить ответы на вопросы, изложенные в ее адвокатском запросе

Реализуя Вашу просьбу о получении разъяснений действующего налогового законодательства, после публикации ответов исполняющего обязанности зам.начальника ИФНС по. Г.Петропавловску – Камчатскому Семёна Александровича Слинкина, в журнале «Деловая Камчатка» № 3(46) 2017 , в связи с многочисленными обращениями к Вам налогоплательщиков – предпринимателей, мною «13» июля 2017 г. инициирован адвокатский запрос в ИФНС по г. Петропавловску – Камчатскому. В запросе освещены вопросы применения налогового законодательства, используемого налоговыми органами при осуществлении своей деятельности, в том числе, связанной с проведением выездных проверок.
Своим уведомлением от 10.08.2017 г. за №04-17/160448 начальник ИФНС по городу Петропавловску – Камчатскому уведомил меня о том, что адвокатский запрос исполнению не подлежит по причине, «якобы», несоответствия его требованиям п.п.1 п.5 Требований в форме , порядку оформления и направления адвокатского запроса, утвержденного Приказом Минюста России от 14.12.2016 г. №288, в соответствии с которым указывается на необходимость наличия в запросе данных о номере дела и процессуальном положении лица, в чьих интересах действует адвокат, а кроме того, налоговый орган пожелал получить иную информацию, касающуюся персональных данных.
Нередко возникают ситуации, когда государственные органы уклоняются от исполнения своих прямых обязанностей, связанных с бесплатным информированием налогоплательщиков о действующем налоговом законодательстве. Это закреплено ст.32 НК РФ.
Вместе с тем, создание искусственных препятствий для доступа к информации дает основание полагать, что контролирующие органы хотят жить изолировано, только по им самим придуманным законам. Если налоговый орган отказывает адвокату в получении разъяснений действующего налогового законодательства, то, что говорить о простых гражданах?
Между тем, направленный в адрес ИФНС по г.Петропавловск – Камчатскому адвокатский запрос в полной мере отвечает требованиям действующего законодательства, в связи с чем правовые основания для его игнорирования просто отсутствуют.
Складывается впечатление, что юридический отдел ИФНС по г.Петропавловск – Камчатскому не знаком с позицией Конституционного суда Российской Федерации, а так же Верховного суда Российской Федерации. Она изложена в следующих нормативных и судебных актах:
- Решении Верховного суда Российской Федерации от 24 мая 2017 г. N АКПИ17-103;
- Решении Верховного суда Российской Федерации от 29 апреля 2013 г. N АКПИ13-43;
- Федеральным законом Российской Федерации №152-ФЗ,
- Федеральным законом Российской Федерации №149-ФЗ от 27.07.2006 г.,
- Определением Конституционного Суда Российской Федерации от «08» ноября 2005 г. № 439 – О.,
В соответствии со ст.6.1. ФЗ от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации":
1. Адвокат вправе направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, официальное обращение по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи (далее - адвокатский запрос).
2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации, которым направлен адвокатский запрос, должны дать на него ответ в письменной форме в тридцатидневный срок со дня его получения. В случаях, требующих дополнительного времени на сбор и предоставление запрашиваемых сведений, указанный срок может быть продлен, но не более чем на тридцать дней, при этом адвокату, направившему адвокатский запрос, направляется уведомление о продлении срока рассмотрения адвокатского запроса.
3. Требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса определяются федеральным органом юстиции по согласованию с заинтересованными органами государственной власти.
Полагаю, отказ в предоставлении информации является неправомерным, поскольку должностное лицо ИФНС Абдрашитова О.В. по надуманным основаниям, не предусмотренным Федеральным законодательством, изобрела требования, которые отменены решением Верховного суда РФ от 24.05.2017 № АКПИ17-103, в соответствии с которым признаны недействующим со дня вступления в законную силу решения подпункт 11 пункта 5 требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса, утвержденных Приказом Министерства юстиций Российской Федерации от 14.12.2016 г. №288, и приложение №1 к Требованиям в той мере, в какой они возлагают обязанность при направлении адвокатского запроса в порядке, установленном Федеральным Законом от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", указывать имя, фамилию, отчество (при наличии) физического лица, в чьих интересах действует адвокат, при отсутствии его согласия на указание этих данных. Кроме того, признан недействующим подпункт 12 пункта 5 Требований в форме , порядку оформления и направления адвокатского запроса, утвержденного Приказом Минюста России от 14.12.2016 г. №288, приложение №1 к Требованиям в части, устанавливающей, что адвокатский запрос должен содержать при необходимости обоснование получения запрашиваемых сведений.
При принятии указанного решения Верховный Суд исходил из следующего: «Федеральным законом от 2 июня 2016 г. N 160-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5.39 и 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" в Федеральный закон N 63-ФЗ введена статья 6.1, которая закрепила понятие адвокатского запроса, сроки его исполнения, основания для отказа адвокату в предоставлении запрашиваемых сведений, наступление ответственности за неправомерный отказ и нарушение сроков их предоставления.
В соответствии с пунктом 3 приведенной нормы требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса определяются федеральным органом юстиции по согласованию с заинтересованными органами государственной власти.
Исходя из положений Федерального закона N 63-ФЗ адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном данным законом, физическим и юридическим лицам (далее - доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию, и осуществляемая на основе соглашения между адвокатом и доверителем. Соглашение представляет собой гражданско-правовой договор, заключаемый в простой письменной форме между доверителем и адвокатом (адвокатами), на оказание юридической помощи самому доверителю или назначенному им лицу (пункт 1 статьи 1, пункты 1 и 2 статьи 25).
Оказывая юридическую помощь, адвокат: дает консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме; составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера; представляет интересы доверителя в конституционном судопроизводстве; участвует в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве; участвует в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях; участвует в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов; представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях; представляет интересы доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации; участвует в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания; выступает в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях (пункт 2 статьи 2 Федерального закона N 63-ФЗ).
Таким образом, истребуемая мною, Адвокатом Комлевой Е.В., информация на основании адвокатского запроса необходима для осуществления своих полномочий в связи с оказанием юридической помощи.
Статьей 6 Федерального закона N 63-ФЗ закреплено, что полномочия адвоката, участвующего в качестве представителя доверителя в конституционном, гражданском и административном судопроизводстве, а также в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях, регламентируются соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации (пункт 1). В случаях, предусмотренных федеральным законом, адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием. Форма ордера утверждается федеральным органом юстиции. В иных случаях адвокат представляет доверителя на основании доверенности. Никто не вправе требовать от адвоката и его доверителя предъявления соглашения об оказании юридической помощи (далее также - соглашение) для вступления адвоката в дело (пункт 2).
Требования о соблюдении конфиденциальности информации и ограничении доступа к информации, составляющей профессиональную тайну, установлены статьей 7 Федерального закона N 152-ФЗ, частями 5 и 6 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, одним из условий реализации конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи является обеспечение конфиденциальности информации, с получением и использованием которой сопряжено оказание юридической помощи, предполагающей по своей природе доверительность в отношениях между адвокатом и клиентом, чему, в частности, служит институт адвокатской тайны, призванный защищать информацию, полученную адвокатом относительно клиента или других лиц в связи с предоставлением юридических услуг. Эта информация подлежит защите и в силу конституционных положений, гарантирующих неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны (часть 1 статья 23 Конституции Российской Федерации) и тем самым исключающих возможность произвольного вмешательства в сферу индивидуальной автономии личности, утверждающих недопустимость разглашения сведений о частной жизни лица без его согласия и обусловливающих обязанность адвокатов и адвокатских образований хранить адвокатскую тайну и обязанность государства обеспечить ее в законодательстве и правоприменении (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 ноября 2005 г. N 439-О).
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 29 апреля 2013 г. N АКПИ13-43 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим приказа Минюста России от 10 апреля 2013 г. N 47 "Об утверждении формы ордера", адвокатская тайна представляет собой правовой режим, в рамках которого осуществляется запрет на получение и использование третьими лицами персональной информации доверителя, находящейся у адвоката в связи с оказанием ему правовой помощи, а также использование этой информации адвокатом в нарушение целей своей профессиональной деятельности. Правомерность использования персональной информации обеспечивается соблюдением конфиденциальности и обусловлена профессиональной деятельностью адвоката, в том числе связанной с участием в судопроизводстве.
Персональные данные - это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) (пункт 1 статьи 3 Федерального закона N 152-ФЗ).
Вместе с тем фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица, в чьих интересах действует адвокат, по смыслу пункта 1 статьи 3 Федерального закона N 152-ФЗ, являются персональными данными.
Федеральный закон N 152-ФЗ, принятый в целях обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (статья 2), в главе 2 устанавливает принципы и условия обработки персональных данных, под которой понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (пункт 3 статьи 3).
Исходя из положений пункта 1 части 1 статьи 6 указанного закона обработка персональных данных допускается в случаях, если она осуществляется с согласия субъекта персональных данных. Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе; согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным; согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом (часть 1 статьи 9 Федерального закона N 152-ФЗ).
Из анализа приведенных норм Федерального закона N 152-ФЗ во взаимосвязи с положениями пункта 2 статьи 6 и пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 63-ФЗ следует, что при направлении адвокатского запроса в целях оказания юридической помощи доверителю адвокат не вправе без его согласия передавать персональную информацию третьим лицам, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Следовательно, предписания подпункта 11 пункта 5 Требований в той части, в которой возлагают на адвоката обязанность во всех случаях в адвокатском запросе указывать фамилию, имя, отчество (при наличии) физического лица, в чьих интересах действует адвокат, не соответствуют федеральному закону.
Федеральный закон N 149-ФЗ закрепляет, что лицо, желающее получить доступ к информации государственных органов и органов местного самоуправления, не обязано обосновывать необходимость ее получения (часть 5 статьи 8).
Таким образом, отказ должностного лица ИФНС в предоставлении информации по надуманным основаниям является незаконным.
Законодатель предусматривает механизм воздействия на должностных лиц различных органов за уклонение от исполнения своих непосредственных обязанностей.
Так, в соответствии со статьей 5.39 КоАП РФ предусмотрено привлечение к административной ответственности за неправомерный отказ в предоставлении гражданину, в том числе адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом, и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации. Поэтому адвокат оставляет за собой право обратиться к прокурору с заявлением о привлечении должностного лица, уклонившегося от исполнения адвокатского запроса по надуманным основаниям, к административной ответственности.
Адвокат Комлева Е.В.

P.S. По мнению наших экспертов, аргументы адвоката Комлевой Е.В. весьма убедительны и добавить к ним вряд ли что можно. Надеемся, что налоговая инспекция примет их к сведению без прокурорского вмешательства и исправит свою ошибку, из-за которой предприниматели не смогли получить ответы на интересующие их вопросы.
РИА "Интеркам"
10-10-2017 | Просмотры: (271)
Комментарии: