Закон о госконтроле одобрен правительством и дойдет до Камчатки
Правительство одобрило законопроект о государственном и муниципальном контроле и надзоре. Документ более двух лет разрабатывали в Минэкономики и «Открытом правительстве» при участии бизнес-сообщества — он систематизирует всю контрольно-надзорную деятельность (КНД) и в ближайшее время будет внесен в Госдуму. Риск-ориентированный подход в КНД, считавшийся еще несколько лет назад проектом отдаленного будущего, с 2018 года должен стать основой надзорной деятельности государства.
По словам премьер-министра Дмитрия Медведева, до недавнего времени современные компании проверялись по правилам советских времен и с ростом числа проверок ущерб по контролируемым рискам только рос. «Задача — добиться обратного: сократить число традиционных проверок и повысить уровень защиты людей и предпринимателей»,— заявил он. По его словам, с 1 января все плановые проверки будут проводиться исходя из рисков с упором на объекты с максимальной угрозой причинения вреда. При этом деятельность контролеров будет оцениваться не по формальным отчетам, а по фактическим показателям смертности, заболеваемости и ущерба.
Теперь развитие контрольно-надзорной сферы должно идти в сторону дистанционных методов контроля и развития электронной связи между контролерами и предпринимателями. Одним из инструментов должны стать мобильные приложения, где граждане смогут сообщать о нарушении авторских прав, природоохранного законодательства, контрафакте и нарушениях на промышленных объектах. Они запущены в пилотном режиме, а с 2018 года «заработают в полную силу», пояснил премьер.
По словам министра по делам «Открытого правительства» Михаила Абызова, новая модель КНД будет формироваться на основе современных информационных технологий. «В рамках программы “Цифровая экономика” вопрос реорганизации контроля и надзора будет одним из приоритетных»,— отметил он. «Через 15 лет проверки в традиционном понимании будут исключением. Основная задача — обеспечить дистанционное взаимодействие между контролером и предпринимателем с помощью удобных сервисов, телеметрии и “больших данных”»,— подчеркнул чиновник. Мобильные жалобы не будут приводить к росту административной нагрузки на бизнес, уверен он, их задача — работать на предупреждение. «Бизнес, который будет знать, что за ним будет более пристальный общественный контроль, будет себя вести дисциплинированнее»,— полагает господин Абызов. Проект предусматривает распространение риск-ориентированного подхода и на внеплановые проверки, в том числе по жалобам (сейчас их доля составляет 70%). Их «станет меньше, они станут более рациональными»,— заявил Михаил Абызов.
В Минэкономики отмечают, что законопроект создает сервисную модель КНД, основанную на партнерстве контролеров с подконтрольными субъектами и стимулирующую добросовестное поведение последних. В отличие от действующего закона №294-ФЗ законопроект предусматривает развернутую систему форм КНД и четко регламентирует их порядок. Он устанавливает перечни видов федерального, регионального и муниципального контроля и закрепляет внедрение новой системы оценки эффективности КНД, ориентированной на снижение ущерба.
По словам главы РСПП Александра Шохина, он поддерживает проект, хотя при его разработке учтены не все предложения бизнеса. Главным достижением он называет закрытый список форм КНД с фиксацией особенностей осуществления тех или иных видов контроля на уровне законов и только в случаях, предусмотренных базовым законодательством. Следующим этапом, по мнению господина Шохина, должно стать устранение избыточных и дублирующихся требований. Также инициативу следует дополнить законопроектом о разрешительной деятельности, который также кодифицирует все ее допустимые формы, полагает глава РСПП. В целом проект о КНД сохраняет ключевые принципы закона №294-ФЗ и даже улучшает положение предпринимателей, но бизнесу хотелось бы видеть больше динамики в реализации принципа one in — two out — автоматического сокращения объемов госрегулирования при введении в силу новых норм. При подготовке нынешней реформы, по словам господина Шохина, ведомства, напротив, стремились расширить полномочия и ввести дополнительное требование, а то и два на каждое сокращение.
Надежда Краснушкина
24-11-2017 | Просмотры: (306)