Взаимодействие предприятий и органов власти — система партнерства органов государственной власти и местного самоуправления, профсоюзов, организаций работодателей и бизнес-структур в рамках регулирования социально-экономических проблем. Теоретическая концепция механизма этого взаимодействия и сотрудничества подразумевает такую его трактовку.Это все формы среднесрочного и долгосрочного взаимодействия органов власти и предприятий с целью решить общественно существенные задачи на выгодных для всех условиях. Систему представительства интересов бизнеса в органах власти надо сделать гибкой и многоуровневой.
Вместе с тем подобного рода система даст возможность свести к минимуму возможности их соединения и выстраивать взаимоотношения на цивилизованной основе. На сегодняшний день динамику пути взаимодействия органов власти и предприятий стало определять, в первую очередь, общество, для которого необходимо, чтобы бизнес скорректировался и не был больше частью проблемных мест государства, а стал обязательным компонентом их решения. То есть, отечественным предприятиям надо постепенно уходить к новой модели самоорганизации при общении с органами власти, обеспечивая вместе с государством, в первую очередь, социальную опору населения.
Ключевая проблема взаимодействия малого бизнеса и органов власти в нашей стране заключается в том, что государству нужен бизнес в большей степени, чем бизнесу нужно государство. Органы власти в нашей стране обращаются к предприятиям в целях сотрудничества, вместе с тем как в большинстве западных государств именно предприятия выступают «инициаторами общих инфраструктурных проектов», а органы власти обеспечивает им хорошую прибыльность.
По этой причине на практике предприятиям приходится постоянно иметь дело с муниципальными органами, органами субъекта Федерации и системой федеральных органов исполнительной власти.
Информацию об органах власти, объединениях, предприятиях и организациях, выполняющих важные экономические функции в народном хозяйстве, а также о межгосударственных органах у правления, добровольных объединениях (ассоциациях) экономического взаимодействия субъектов РФ, органах местного самоуправления можно получить в Общероссийском классификаторе органов государственной власти и управления (ОКОГУ),введенном в действие Госкомстатом РФ. На Камчатке сбором и публикацией подобной информации занимается Центр развития Камчатского края, на сайте которого "Бизнес Камчатки" создан специальный Реестр паспортов предприятий.
Эффективное взаимодействие организации с государством возможно только в области пересечения их целей и интересов. С тонки зрения руководителя организации, государство должно создавать условия, в которых он сможет эффективно достигать своих целей:
• максимизации результатов деятельности;
• эффективности инвестиций;
• минимизации риска;
• собственного благополучия;
• защиты собственности и личности:
• правовой определенности;
• разумной налоговой политики и др.
С точки зрения государства, руководитель организации призван обеспечивать реализацию целей и интересов более высокого порядка:
• рост общественного благосостояния населения;
• занятость населения;
• социально-политическую стабильность;
• укрепление национальной безопасности;
• увеличение налоговых поступлений;
• другая экономическая помощь.
Ниже приводится перечень проблем руководителя, которые практически не могут быть решены без поддержки государства. Проведите анализ этих проблем с точки зрения их учета и, может быть, разрешения в вашей практической деятельности. Вот они:
• Неблагоприятные перспективы и ослабленность российской экономики в связи с сырьевой направленностью внешнеэкономической деятельности, убыточностью производства, господством теневой экономики, «проеданием» основных фондов и сырьевых ресурсов.
• Отсутствие условий для инновационной деятельности.
• Неустойчивость и незавершенность законодательной базы.
• Неразвитость инфраструктуры для серьезной предпринимательской деятельности.
• Высокая себестоимость продукции.
• Устаревание технологии производства.
• Жесткая налоговая политика.
• Преимущественное положение государственных и муниципальных служащих во взаимодействии с организациями и их субъектами как при создании организации, так и при ее функционировании.
• Низкая культура взаимодействия в деловой среде организации (напряженность во взаимоотношениях «богатых» и «бедных», незащищенность руководителей не только от криминальных структур, конкурентов, но и от самого государства).
• Неплатежи, отсутствие денег, их скачкообразная девальвация, т.е. отсутствие нормальной предпринимательской среды. Хозяйственная деятельность организаций регулируется государственными и местными органами на всех этапах жизненного цикла — от их учреждения до ликвидации.
Способы взаимодействия руководителя любой организации с различными органами деловой среды зависят от множества факторов: самой ситуации, вида взаимодействия (вынужденного или инициативного), от длительности и периодичности взаимодействия и т.п.Специфика взаимодействия с органами власти состоит в том, что чаще всего используются административные методы. Однако это не исключает использование и других способов: достижение компромисса, переговоры, соглашения.
Все большую роль во влиянии руководителей организаций на органы государственной власти приобретает лоббизм.
.Руководители, реализуя свои интересы, пытаются влиять на органы государственной, региональной и местной власти, на депутатский корпус различных уровней. Это влияние пронизывает работу государственных органов и осуществляется в многообразных формах — от внесения предложений, различных проектов в эти органы до коррупции. Надо признать объективный характер лоббизма. Проект Федерального закона «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти» находится в стадии парламентской подготовки.
Субъектами лоббизма становятся пресса, профсоюзы, социальные лоббистские формы: консалтинговые и рекламные агентства, аналитические центры. Руководителю организации важно входить в различные объединения по интересам, ибо у этих объединений большая возможность лоббирования: это союзы, ассоциации, лиги, бизнес-клубы, клиенты, общественно-государственные фонды, общественные структуры при органах законодательной и исполнительной власти, специальные лоббистские фирмы. Лидирующие позиции в этой сфере занимают Федерация товаропроизводителей России, Российский союз промышленников и предпринимателей, Ассоциация руководителей предприятий, Конфедерация промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата России. На Камчатке такую функцию выполняет Центр развития Камчатского края, который взаимодействует с местными общественными обеъдинениями и региональными отделениями.
Лоббирование, осуществляемое подобными организациями, состоит в решении задач общеотраслевого кредитования и субсидирования, формирования экономической политики государства, региона, в отстаивании интересов определенных групп спонсирования избирательных компаний, в защите деловых людей от коррупции, поддержке руководителей в борьбе с бюрократизмом, в передаче достоверной информации о рыночной конъюнктуре и политических прогнозах, в поиске партнеров и т.д.
Одной из социально значимых проблем постсоветских реформ является муниципализация объектов социальной сферы, когда происходит массовый «сброс» муниципалитетам десятков тысяч таких объектов, находящихся на балансе прежде всего промышленных предприятий. Проблемы усугубляются для градообразующих организаций. Для ее разрешения по-любому нужно сотрудничать с местными органами власти В этом видится результат успеха.
БК