Наш опрос

 

Какие ниши предпринимательства вы считаете самыми перспективными

Здоровый образ жизни
Путешествие и туризм в России
Развивающиеся программы и центры для детей
Мобильные приложения для бизнеса
Производство продуктов питания



Курс валют ЦБРФ


Курсы валют на 23.12.2024


1USD=102,34 руб.
1EUR=106,54 руб.
Показать еще

Лучшие компании


» » Северные льготы в административном тупике

Северные льготы в административном тупике

Сегодня не все знают о том, как поддержка отдаленных территорий бьет по их бизнесу. Дело в том, что возможности технократического нормотворчества в РФ часто кажутся шире, чем в обычной законотворческой процедуре. Однако это не так — в условиях парламентской конкуренции все бы работало лучше. В этом мне вновь пришлось убедиться 19–21 марта на Камчатском форуме предпринимателей.

В условиях довольно низкого присутствия госструктур и высокой доли мелкого и среднего бизнеса (в том числе туристического) в ВРП (46%) при сверхвысокой урбанизации (85% населения живут в городах, 260 тыс. из 315 тыс. человек — в городской агломерации Петропавловска-Камчатского) Камчатский край выглядит на удивление хорошо — хотя, по сути, это классический северный регион со сравнительно небольшим сырьевым комплексом. Один из главных вопросов, который губернатору Камчатки Владимиру Илюхину пришлось обсуждать с местными компаниями,— их конкуренция с материковым бизнесом, в том числе за госзаказ. Конкуренция сама по себе здесь почти ни при чем, проблема — в сочетании федерального регулирования и северных льгот, призванных обеспечить стабильную численность населения. Для местного бизнеса эти льготы, по сути, дополнительные соцсборы. Камчатские предприниматели, как один, указывают, что самое тяжелое для них — обязанность оплаты отпусков на Большой земле для всех работающих: это дополнительно около 2% средней зарплаты в месяц.

Дело не в том, что бизнес не готов платить, а в том, что в системе госзакупок, где главный критерий — цена, компании с материка и камчатские предприятия равны. В итоге, по словам главы региона, значительное число тендеров (в первую очередь строительных) затягиваются на годы. Компании из других регионов легко их выигрывают, но обнаруживают, что местная логистика и оплата труда не позволяют найти на Камчатке субподрядчиков. Схожая ситуация с проектированием сейсмозащищенных зданий и еще со многими вопросами. Есть два решения проблемы: системное и точечное. Системное — принятие «закона о северах», который вернул бы «скрытые социальные платежи» в отдаленных регионах в общероссийский режим. Точечное — например, поправки к ФЗ-44, выводящие затраты на исполнение северного режима местными компаниями из ценовой заявки.

В работающей законодательной системе оба варианта были бы быстро реализованы — хотя бы в силу общественного мнения о важности развития отдаленных регионов. При «технократии» же оба пути, по существу, закрыты — она менее прагматична и более чувствительна к соблюдению «общих принципов». Возложение на бюджет тяжести северных льгот — крупное системное изменение, которое требует большой административной работы, и чиновники ее по возможности избегают, тогда как работающие лоббистские институты и немного популизма решили бы проблему за месяцы. Но какой смысл ждать освоения Дальнего Востока, если местный бизнес де-факто дискриминирован уровнем обязательных платежей (не говоря уже о дороговизне всех ресурсов) в сравнении с остальной страной?

Все это ставит крест на легальном камчатском бизнесе. По сути его надо закрывать и вводить иную форму экономической деятельности. А поскольку ничего другого в мире еще не придумали, то можно было бы порекомендовать социалистический принцип хозяйствования на отдельно взятой Камчатке. Но и это отпадает в силу объективных причин. Так что камчатскому бизнесу остается терпеть и маяться до полного исчезновения.
Дмитрий Бутрин
26-03-2018 | Просмотры: (1055)
Комментарии: