С Нового года Дальний Восток улетит еще дальше
Новый год еще не наступил, но дальневосточный Дед Мороз уже приготовил для земляков неприятный сюрприз: через пару месяцев добираться до столицы своей Родины жителям региона, видимо, придется на оленях. Или совершить кругосветное путешествие по маршруту знаменитого фильма «Начальник Чукотки». Во всяком случае, билеты на самолеты из городов Дальнего Востока в Москву с 1 января 2020 года в продаже отсутствуют. Таким образом,миллионы жителей ДФО оказались заложниками алчности бизнеса и беспомощности Москвы.
Тревогу забило Общероссийское объединение пассажиров, которое уже направило министру транспорта России Евгению Дитриху письмо с просьбой принять немедленные меры. «В адрес объединения поступают многочисленные обращения от пассажирского сообщества, жителей регионов Дальневосточного федерального округа, которые сообщают, что с 1 января 2020 года нет в продаже авиабилетов из городов Южно-Сахалинск, Хабаровск, Петропавловск-Камчатский, Владивосток, Магадан в Москву. Фактически сложилась ситуация, что более 4 миллионов жителей ДФО остались без прямого сообщения со столицей России», — говорится в письме.
В организации помнят о существовании программы субсидирования авиаперевозок на Дальний Восток и обратно, на которую ежегодно правительством РФ выделяются необходимые финансовые средства. Однако обращают внимание, что в сложившейся ситуации программа становится бессмысленной. «Учитывая обстоятельство закрытия полетов в 2020 году со стороны авиакомпании „Аэрофлот“, реализация данной программы не представляется возможной», — отмечают в объединении.
Собственно, на этом не только программу субсидирования — все программы по развитию Дальнего Востока, видимо, можно закрывать. Кому нужны дальневосточные гектары, двухпроцентная процентная ипотека, ТОРы и прочее, когда ты просто не понимаешь как до этого всего добраться? А главное — как потом вернуться обратно?
В Министерстве РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики разводят руками и сетуют, что не могут повлиять на строптивую авиакомпанию, которая сочла такие перелеты невыгодными. Даже с учетом субсидий. «Плоские тарифы» ПАО «Аэрофлот» — это самостоятельная инициатива перевозчика. Росавиация не влияет на решение авиакомпании по установлению специальных тарифов на маршруте", — сообщили «ФедералПресс» в пресс-службе Минвостокразвития РФ.
То есть, о планах на отдых, лечение, студенческие, деловые и прочие поездки дальневосточникам можно забыть? По крайней мере — в европейскую часть страны? Депутат Государственной Думы Виктор Пинский назвал ситуацию недопустимой. И считает, что Минтранс должен принять немедленные меры по ее исправлению.
«Учитывая, что ПАО „Аэрофлот — российские авиалинии“ — по сути, единственный авиаперевозчик, который осуществлял беспосадочные перелеты на нашем направлении, люди оказались невыездными», — возмущен он. Парламентарий также отметил, что далеко не все жители региона могут позволить себе перелеты с пересадками.
«Дорога в Москву с пересадками может занимать до 20 и более часов. Это всегда мучительный путь с неудобными стыковками и, как правило, существенно более дорогой. Часто до своего аэропорта на Дальнем Востоке пассажиры добираются по много часов. И Москва не всегда — конечная точка в пути. Далеко не у всех есть столько времени, денег, не каждый по состоянию здоровья способен перенести это физически», — подчеркнул депутат.
Новости СМИ2
Кстати, о том, что гром грянет, чиновники, отвечающие за авиаперевозки вообще и за развитие Дальнего Востока — в частности, могли бы и догадаться. Еще в августе в интервью «Интерфаксу» гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев заявил, что «плоские» тарифы — не рыночная мера. Поэтому она серьезным бременем ложится на экономику авиакомпании. «…Потихоньку с „плоским“ тарифом надо расставаться. Либо делать его более фокусированным — для населения пенсионного возраста, студентов, ровно так, как работают субсидии правительства», — подчеркнул бизнесмен.
Тариф «сфокусировали», рейсов с 1 января, видимо, не будет. Чиновники пока молчат. Хотя даже «плоский тариф» не всем жителям Дальнего Востока по карману. Очевидно, что для развития региона просто необходимо делать перелеты между европейской частью страны и Дальним Востоком дешевле.
Председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов считает происходящее с билетами для дальневосточников форменным безобразием.
— Государственная компания «Аэрофлот», выходит, не подчиняется государству. А государство в ответ ничего не делает. И молчит.
У нас 30 лет тарифы разрывают страну. Затраты, по которым перевозчики хотели бы возить пассажиров, неподъемны. И 30 лет государство не может организовать систему перевозки в стратегически важнейший регион. И что тут дальше обсуждать?!
Может — не те люди занимаются вопросом? Может — их надо поменять? И «Аэрофлот», и Минвостокразвития, и так далее?
«СП»: — К чему это может привести — к дезинтеграции страны?
— Естественно, это — дезинтеграция. Неспособность 30 лет связать воедино два конца страны — это удар по единству и целостности России.
С другой стороны, это — форма шантажа, чтобы выбить более высокие тарифы. Все равно полеты будут. Но по более значительным ценам. И субсидии государства только увеличатся.
«СП»: — Но миллионы граждан не попадают под субсидии. И что им делать?
— Ничего. Надо просто менять систему, которая связана с отсутствием администрирования в нашей авиации. У нас в гражданской авиации никто не подчиняется государству. Авиация работает в своих интересах.
Кроме того, у нас провал с гражданским авиастроением. Все летают на чужих самолетах. И даже на Superjet до 60% - комплектующих иностранного происхождения.
То есть, прибыль идет, с одной стороны, — компаниям и стоящим за ними олигархам. А с другой — иностранным производителям.
Два вопроса надо увязать вместе. Первое: развитие гражданского авиастроения, в том числе широкофюзеляжного. И второе: администрирование маршрутной сети в стране, которая сейчас в 10−20 раз более редкая, чем была в 80-х годах. Но никто не ставит и не обсуждает эти задачи. Поэтому так и будут компании страну шантажировать.
Читайте также
Обрушится ли рубль вслед за ключевой ставкой
Обрушится ли рубль вслед за ключевой ставкой
Центробанк пытается спасти или погубить российскую экономику?
«СП»: — Какие-то экстренные меры можно принять, чтобы люди были в состоянии спланировать хоть что-то после Нового года?
— Компании и надеются на экстренные меры. Государство выделит еще субсидии, они с удовольствием их съедят.
Нам не экстренные меры нужны, а организация администрирования в авиационной деятельности. Вплоть до создания Министерства гражданской авиации, которое бы занималось и авиастроением, и авиаперелетами.
У нас сейчас так или иначе регулированием авиации занимаются девять ведомств. Которые с удовольствием играют друг с другом в административный футбол. Ни за что при этом конкретно не отвечая. Управляемость разрушена, и перевозчики этим пользуются.
«СП»: — Перевозчики считают тарифы нерентабельными. Это, с вашей точки зрения, действительно так?
— Если посчитать, сколько государство дает «Аэрофлоту», то тарифы сверхрентабельны. Они десятки раз окупаются. Но перевозчик исходит из того, что государство должно еще больше. Это вымогательство.
Не понятно, почему государство не управляет этим процессом, а стыдливо отворачивается в сторону.
Политолог, директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков также отметил, что перелеты из дальневосточного региона и обратно с пересадками повлияют на развитие туризма, которым занимаются последние 10 лет.
— Только начали выходить в какие-то проектные величины. Эти начинания (с билетами — ред.) всё убьют.
Все эти годы рейсы дотировали. Как я понимаю, это если и не шантаж со стороны «Аэрофлота», то ультиматум: если государство не будет дотировать рейсы на уровне высокой прибыльности, то компания не восстановит эти рейсы со следующего года.
Есть, конечно, другие компании, которые могли бы теоретически составить какую-то конкуренцию. Но сегодня, видимо, некому вести эти переговоры от лица Дальнего Востока. Нет спикера, который готов поставить этот вопрос ребром.
Сейчас мы столкнемся с тем, что большая часть постоянных пассажиров между Москвой и городами Дальнего Востока не смогут попадать в западную часть России. А их достаточно много. Я постоянно летаю на Дальний Восток. Все самолеты перегружены, нет ни одного свободного места. В тот же Петропавловск-Камчатский — лишь 2−3 рейса в день.
То есть — можно говорить о большом пассажиропотоке. Все это должно вызвать протест, который будет обращен непосредственно к правительству, потому что только оно способно разрешить ситуацию этого транспортного коллапса.
Мне кажется, и кабинет Медведева, и официальные лица Дальнего Востока должны нормализовать ситуацию. Потому что, отрезав Дальний Восток от Москвы, говорить о его развитии будет очень проблематично. Если людям спокойнее долететь до Токио, Китая или Кореи и практически невозможно — до Москвы, то о какой связи между Большой Россией и Дальним Востоком можно говорить в будущем?
«СП»: — Но ведь есть Минвостокразвитие, которое и должно бы выступать как сторонник интересов региона и его жителей. Однако оно не может повлиять на авиакомпанию. Тогда зачем вообще это ведомство нужно? Почему дошло до ситуации «гром грянул», если возможная проблема обозначена еще несколько месяцев назад?
— Минвостокразвития занимается другими вопросами. Например, связанными с территориальным развитием (ТОРы, инвестиции и так далее).
У нас есть Росавиация, которая должна, по идее, этим заниматься. Возможно, надо было создать межведомственную комиссию, полпред Юрий Трутнев должен был поставить этот вопрос ребром.
Это действительно проблема современной России, что мы довели рынок авиаперевозок до монополий. И сегодня эти монополии диктуют рынку: рентабельно или нет обслуживать интересы россиян? Все социальные факторы, которые позволяли ранее перевозить людей, отброшены ради фактора выгоды компании, которую фактически нечем заменить.
Отсутствие конкуренции на рынке и неспособность власти влиять на компании с большой долей участия государства говорит о том, что государство начинает терять над ними контроль. Государство должно продиктовать свои условия. И «Аэрофлот» даже в ущерб выгоде обязан подчиниться госинтересу и возить людей.
«СП»: — Люди и сейчас уезжают из региона. Разве не очевидно, что если не будет нормального транспортного сообщения, то никакие программы по привлечению людей работать не будут? Кто ж туда поедет?
— Никто и не едет. Многие уезжают из Магадана, например. Более-менее держится Камчатка, где много «прикипевших» к ней военных.
Читайте также
Басня "Кукушка и петух" в исполнении Анатолия Чубайса
Басня «Кукушка и петух» в исполнении Анатолия Чубайса
Высказывание главы «Роснано» о лучшей за 28 лет в РФ бюджетной политике отчетливо отдает кладбищенской стабильностью
Конечно, зачем ехать на Дальний Восток, учитывая, что там и цены в два раза выше, чем в центральной части, и сообщения нет, и безработица высокая, и так далее? А все инвестиции идут мимо людей. В чем и проблема. ТОРы осваивают китайцы, развивают заводы.
Например, город Большой Камень, где строится крупнейший в России судостроительный завод «Звезда». Вокруг же все разрушено, нет света, дорог, зато есть завод. Это хорошая иллюстрация того, как все происходит на Дальнем Востоке: вокруг заводов совершенно неосвоенная и даже «убитая» территория.
Сообщение о проблемах с авиабилетами может подкосить все дальневосточные регионы. Потому что люди туда все же ехали, хотя бы немного. На Камчатке, например, активно начали развивать туризм, стали строить гостиницы, потянулись европейцы. Если закроют прямой рейс туда, то будут проблемы. Потому что из Франции, например, на Камчатку придется добираться с тремя пересадками. Это весь начавшийся подъем туризма уничтожит.
Страна должна быть воедино связана всеми возможными путями — и железными дрогами, и авиа, и другими. Посмотрите на Аляску. Там даже самые малодоступные регионы связаны малой авиацией, вертолетами. У нас же малая авиация практически на всей сибирской территории убита: и старый самолетный парк, и редкие рейсы. Это разрушает целостность страны.
София Сачивко
30-10-2019 | Просмотры: (322)