Наш опрос

 

Какие ниши предпринимательства вы считаете самыми перспективными

Здоровый образ жизни
Путешествие и туризм в России
Развивающиеся программы и центры для детей
Мобильные приложения для бизнеса
Производство продуктов питания



Курс валют ЦБРФ


Курсы валют на 24.12.2024


1USD=101,61 руб.
1EUR=105,25 руб.
Показать еще

Лучшие компании


» » "Ковидная" стратегия рыбопромышленного комплекса

"Ковидная" стратегия рыбопромышленного комплекса

Некоторые СМИ продолжают публиковать письма-воспоминания доктора экономических наук, профессора, академика РАЕН В.Ф. Корельского. В 1991-1997 годы Владимир Федорович возглавлял Комитет (а затем Госкомитет) РФ по рыболовству. Он приезжал на Камчатку и помогал рыбакам справляться с их проблемами. Сегодня мы публикуем лишь одно письмо В.Ф. Корельскогоиз шести по счету, котоорое отличается от предыдущих. Это не очерк-воспоминание, а взгляд, краткий отклик профессионала на стратегию развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года. Отклик критический и справедливый.

Что напланировали кабинетные стратеги

Наша экономическая модель давно исчерпала себя. Упали цены на нефть, экспорт газа ушел в минус, а в России цены на газ все растут и уже выше, чем в Европе. К тому же у нас санкции.

По рыбе не понять, что творится. Цены от лукавого. Скоро за рыбой будем ездить в Норвегию, где дестабилизирующих факторов на порядок меньше. А забота об отрасли, помощь и поддержка – на порядок больше. Так что эксперты бьют тревогу, и я смотрю на перспективы с большим скепсисом. Попробую обосновать свою позицию.

О крупнейшем разливе в Арктике топлива (экологическая катастрофа под Норильском – утечка 21 тыс. тонн дизельного топлива) общественность узнала через двое суток. Поначалу было не понятно, что произошло. Лишь голые факты: к Северному Ледовитому океану движется огромное пятно солярки. Уверен, что такое происходит регулярно – в меньших количествах, но чаще. Просто нынче не удалось замолчать, замять масштабы трагедии. В целом же Арктика, этот наиболее уязвимый от соприкосновения с цивилизацией регион и потому требующий от человека величайшего внимания, – Арктика погибает. Даже если не говорить о ядерных взрывах на Новой Земле, то посмотрите, что оставляет человек после своего пребывания на арктических островах и побережьях. Ржавеющая техника, горы пустых бочек из-под топлива, изгаженная земля… И такая картина повсеместна: от мурманского берега и территории Ненецкого автономного округа – до Сахалина, где брошенные военными поселки напоминают картины апокалипсиса. Не люди, а звери!

Загрязнение окружающей среды и уничтожение природных ресурсов привело к тому, что жизнь на нашей планете стала опасной. Причиной тому неумелое хозяйствование, экономическая бестолковщина. Последствия: жизненно важные природные ресурсы, начиная от воздуха, которым мы дышим, заканчивая продуктами питания, которые мы потребляем в пищу – отравлены. Многолетние исследования ученых свидетельствуют, что из всего количества веществ, поступающих в организм человека, 10 % попадает с водой, 20 % – из воздуха, и около 70 % – с пищей. Поэтому производство экологически безопасной продукции питания, соответствующей установленным органолептическим, общегигиеническим, технологическим и токсикологическим нормативам, не оказывающим негативного влияния на здоровье человека и животных, – фактор первостепенной важности.

Хочу отправить вас к новому основополагающему документу под названием «Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года» (распоряжение Правительства РФ от 12 апреля 2020 года № 993-р), которая, стратегия, обязывает нас обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие и продовольственную безопасность России. Я ознакомился с этой «Стратегией…» и – не удивился. Не удивился, потому что ранее в подобные правительственные программы-постановления включались показатели и покруче, а отвечать за их выполнение нередко приходилось своей головой. Держали ответ перед властями и общественностью: что сделали, что не сделали. Рапортовали и каялись. Помнится, в 1995 году мы приняли реальную федеральную программу «Рыба» и практически всю ее исполнили. А сейчас…

К 2020 году планировали «увеличение уловов водных биоресурсов до 6580 тыс. тонн или в 1,9 раза по отношению к 2007 году»; надеялись «увеличить объемы производства товарной пищевой рыбной продукции до 5255 тыс. тонн или в 1,4 раза по отношению к 2007 году»; хотели, чтобы «среднедушевое потребление рыбных товаров к 2020 году достигло 28 кг». А что на деле? Несмотря на «коронавирусные» обстоятельства текущего года, сегодня, когда наступил этот завершающий предыдущую «Стратегию…» 2020 год, надо бы «рыбным адмиралам» из Росрыболовства держать ответ перед властью и народом о выполнении принятых ранее показателей. А результаты, судя по оперативному отчету Росрыболовства за прошедшие 5 месяцев 2020 года, хотя и выше прошлогодних, но и близко не приближаются к намеченным в «Стратегии-2020». И как бы сами рыбаки ударно ни работали во второй половине текущего года, но достичь намеченных показателей совершенно нереально. В лучшем случае вылов составит не более 4,8-4,9 млн. тонн, производство пищевой рыбной продукции 3,8-3,9 млн. тонн, душевое потребление рыбы населением не дотянет и до 16 кг…

Теперь посмотрим на перспективы. Михаилом Мишустиным утверждена новая продовольственная программа, новая «Стратегия…». Утверждена почти втихаря, пока народ сидел на самоизоляции. Эксперты бьют тревогу. Все было бы хорошо, когда бы не было так грустно. Здесь попахивает не маниловщиной, а «медведевщиной». Раздел по рыбохозяйственному комплексу составлял-готовил руководитель Росрыболовства Илья Шестаков, а его «ребята» с современными методами планирования не знакомы, к крутым экономическим разворотам не готовы. Одним словом, они не очень эффективные менеджеры. Среднее потребление населением рыбы теперь у них называется «домашним» и составит 26 кг в год. А что, в гостях, на пикниках или в ином месте рыбу не едят? И когда речь идет о значительном увеличении производства того или иного продукта питания, нужно объяснить: а за счет чего? Или каким образом это произойдет. Понятно, что подробности в «Стратегии…» не нужны, но тогда сделайте ссылку на соответствующее приложение или программы, где это должно быть подробно расписано со сроками, источниками финансирования и ответственными исполнителями.

Сколько ни смотрю последние годы различных конференций, ни слежу за съездами работников рыбохозяйственного комплекса России – реальных изменений в лучшую сторону мало. Точнее – ничего не изменилось! Кто куда хочет – туда и гнет: законы меняются, изъятия для новых рыбопромышленных предприятий страны происходят регулярно. Люди – они какими были, такими и остаются. Деньги – вот мерило…

Я вам это прописываю потому, что подобные бумаги с программными документами уже выходили. Ну и что? Разве что-нибудь сдвинулось с места в нужную сторону? И откуда тогда к 2030 году флот обновится на 80 %? Это не стратегия, а обычная декларация. Реальных перемен нельзя ждать до тех пор, пока в нашей отрасли не будет создана собственная индустриальная и научно-техническая база, на которой можно будет изготовить, построить, изобрести, усовершенствовать нужные современному флоту и аквакультуре технологии. И только после этого можно планировать завтрашний день. Но в нынешней «Стратегии…» об этом ни слова. Потому-то правительственные гарантии предоставляются под иностранные кредиты, а современный рыбопромысловый флот строится на зарубежных верфях. Примеры? Северо-западный рыбопромышленный консорциум (СЗРК) возводит три рыбопромысловых судна в Турции, другая компания – «МТ-групп» – там же строит два десятитысячетонных сухогруза. И вообще, дальневосточники осваивают Китай, северяне – Европу.

Если же говорить об аквакультуре… Здесь тоже все современное из-за бугра, а все отечественное – либо в гаражах, либо через колено. Потому и результат практически нулевой, если оценивать с позиции нашего невероятного потенциала (географического, климатического и природного) . О стратегических разработках в нашей науке и говорить не приходится: ни в одном отечественном институте нет элементарных научно-экспериментальных баз, где можно было бы испытать или апробировать новые технологии. В Норвегии же таких баз 8 (восемь!), взять хотя бы университетскую базу в Трондхейме. А у нас единственный в стране институт «Гипрорыбфлот», который мог бы что-то сделать для аквакультуры, – и тот в 2019 году упразднен. Институт этот долго и трудно выживал, точнее – вживался в рыночные отношения, держался на плаву усилиями своего директора Владимира Александровича Романова. Но не стало Романова – и не стало «Гипрорыбфлота». Институт умер, а все ценное растащено по карманам…

Но вернемся к проблемам аквакультуры. В 2030 году мы планируем вырастить 650-700 тысяч тонн рыбы. И в этом процессе будет занято 120 тысяч человек. Но какая же это аквакультура, в которой на одного занятого придется меньше 6 тонн продукции в год? Для сравнения: в мире один занятый в аквакультуре работник дает до 160 тонн продукции! И по данным ФАО экспорт в мировой аквакультуре в 2018 году превысил таковой от табака, риса, говядины и чая вместе взятых… Где же здесь наше возрождение?

По прогнозам к 2035 году численность населения планеты приблизится к 11.5 млрд. человек и им по медицинской норме понадобится 280 млн. тонн рыбы. И где ее взять? Ведь Мировой океан больше 110 млн. тонн не даст. Это его предел. А вот в мировой аквакультуре в 2019 году уже произведено 84 млн. тонн, а в 2025 году будет 107 млн. А где мы? За последние 15 лет мы сдвинулись со 150 до 200 тыс. тонн… Между прочим, по отчетам выращено рыбы больше, но нужно ведь отчитываться по тому, сколько продано потребителю, а не сколько сидит в воде. Даже здесь мы лукавим. К 2035 году теплые океанические зоны, пригодные для выращивания рыбы, разделят без нас. Далее поделят океаны – желающие страны найдутся. Их будут оценивать по конкретным вложениям в теоретические и практические разработки.

…Более подробно о проблемах, связанных с аквакультурой, мы рассуждали в одном из моих предыдущих писем в редакцию. Тем не менее, анализируя ситуацию, сложившуюся в нашей стране, повторю: здесь мы располагаем громадными потенциальными возможностями. С учетом географического и климатического разнообразия объемы выращивания рыбы могут составить не менее 4-5 млн. тонн самых ценных видов рыб, моллюсков и ракообразных. Однако в утвержденной стратегии развития рыбной отрасли нашей страны до 2030 года достойного места для аквакультуры не нашлось.

Принятые программы по агропромышленному комплексу не могут удовлетворить или хотя бы обнадежить деловых людей нашей стране. Читайте и думайте сами. Ковидная «Стратегия…» доступна любому человеку по ссылке. Здесь все 38 страниц и приложения к ним данного правительственного распоряжения от 12 апреля 2020 года.

Ваш В. Ф. Корельский
14-07-2020 | Просмотры: (581)
Комментарии: