Плюсы и минусы Камчатки
В интервью для Кам 24 глава Минвостокразвития РФ Александр Козлов рассказал, проложат ли дорогу с Камчатки на материк, можно ли отменить суперпенсии чиновников и назвал три главные проблемы края.
- Александр Александрович, вы можете назвать три наиболее успешно развивающихся региона Дальнего Востока, а также регионы, которые можно отнести к числу отстающих?
- Я бы не стал так разграничивать регионы. Все очень разные, в том числе из-за климатических условий. У Дальнего Востока огромная протяженность с севера на юг. Каждый субъект в чём-то силён, в чём-то нет, и динамика есть у каждого. Ну не может Чукотка или Камчатский край соперничать с Амурской областью в развитии сельского хозяйства. В свою очередь в Приамурье никогда не будет так развита рыбная промышленность, как на Камчатке. Поэтому важнее развивать конкурентные преимущества.
Вот у Камчатки это, естественно, туризм, причем экологический – вулканы, природные парки, заказники и заповедники. Затем – близость крупнейших районов промысла водных биологических ресурсов. И ещё одно преимущество – это месторождения благородных металлов, меди, никеля, металлов платиновой группы, серебра, поделочных и полудрагоценных каменей, термальных вод. Вот тот каркас, на котором основывается динамика развития региона.
Молодежь на привязи не удержишь
- В СССР властям удалось заселить Дальний Восток, в частности, население Камчатки быстро росло. Почему решение этой задачи оказалось не под силу руководству Российской Федерации? С 1990 года число жителей на Камчатке уменьшилось почти вдвое.
- Давайте сначала о том, что в Советском Союзе существовала выстроенная система регулирования межрегиональной миграции, которая подразумевала наличие прямых и косвенных инструментов регулирования данной сферы. Например, самый прямой инструмент – распределение выпускников вузов, техникумов и училищ, а также ротация кадров. Это было нормой. У меня так родители на Сахалине в своё время оказались: распределили! Они приехали, и остались жить на острове, мы с сестрой там родились. И так женились, оставались здесь жить.
Косвенный инструмент – повышающие коэффициенты к заработным платам, но подчеркну, этот метод был эффективен, потому что цены на основные товары были по всей стране разнились не так сильно, как сегодня. И да, нельзя отрицать роль агитационной работы, проводившейся в тот период. Сказали: «БАМ – дело молодых! Едем строить!», – и молодые поехали. А сейчас попробуйте сказать: «Построим дорогу на Камчатку сквозь неосвоенные земли Чукотки!» – много добровольцев наберётся? Утрирую, конечно, но смысл понятен.
Затем наступили девяностые годы. О какой рабочей системе регулирования можно говорить, если страна в целом в нерегулируемом состоянии оказалась? Не только с Камчатки тогда люди уезжали, поверьте. Есть регионы, которые опустели ещё больше; потому что основу населения составляли военные, а они массово покидали Дальний Восток, пустела железная дорога и все другие большие инфраструктурные объекты: а это же сотни, тысячи людей, которые оставались без работы.
В 1990 году на Камчатке жили 476,9 тысячи человек, в том числе 141,7 тысячи человек в возрасте от 14 до 30 лет. Иными словами, доля молодежи составляла 29,7 % от общей численности населения. В 2020 году на Камчатке живет 313 тысяч человек, в том числе 69,7 тысячи молодежи. Доля молодежи составляет 19,4 % от общей численности населения. Мало? Да. Государство должно что-то с этим делать? Бесспорно. Нынешняя молодёжь: умная, любознательная, абсолютно свободная в своих суждениях и совершенно открытая ко всем возможностям этого мира. Командовать ей и на привязи держать – ну не надо. И система распределения в том виде, в котором она существовала в СССР, сегодня немыслима.
Просто государство, в лице федеральной и региональной власти, должно создать все условия, чтобы человек выбрал для жизни ту же Камчатку. Чтобы ему тут было просто комфортно и круто жить! Да, пока мы немного проигрываем западным регионам страны. Да, там и до Европы пару часов лететь. Зато у нас – пара часов до Азии. И, кстати, мы для этой Азии – ближайшее европейское государство… тут ведь с какой стороны смотреть на карту.
Дорога, медицина и ЖКХ
- Если не брать в расчет отток населения, какие три главных проблемы, на ваш взгляд, в ближайшие годы нужно решить руководству Камчатского края?
- Мне очень импонирует проект, который запустили у вас в крае - «Камчатка в порядке». Надеюсь, он «полетит» и люди действительно увидят обратную связь и отклик властей. А иначе зачем было затевать, да? Так вот, читая и общаясь с людьми можно не только три проблемы, а с десяток насобирать и решить. Люди пользуются дорогами каждый день, водят детей в садики и школы, учатся, женятся, болеют. Люди живут! И то, о чём они просят, то, на что указывают – надо решать. Я в этом абсолютно уверен. Мы, кстати, по такому принципу работали над Национальной программой развития Дальнего Востока до 2024 года с перспективой до 2035 года. Параллельно с работой учёных, нормотворцев и федеральных структур, шли обсуждения с жителями округа. На специальном сайте собирались предложения, люди голосовали. В итоге, по нашим оценкам, более 230 тысяч человек приняло участие в подготовке текста Национальной программы.
Так вот, если выделить три главных проблемы, которые озвучивали жители Камчатки и которые по итогу и вошли в Нацпрограмму, то это, конечно, здравоохранение. В регионе низкий уровень доступности качественной первичной медико-санитарной помощи и высокий уровень износа медицинского оборудования: 73 процента!
Вторая проблема – ЖКХ, конечно же. Почти 83 тысячи квадратных метров непригодного жилья, когда как в программе переселения зафиксировано не более 40 тысяч. Новое жилье практически не строится. Да и в целом, высок уровень износа коммунальной инфраструктуры – 54%.
А третью проблему назову не по Нацпрограмме, а по своим ощущениям. Встряхнуться надо Камчатке. Потрясающе красивый регион, совершенно уникальный, абсолютное достояние всей России. Огромнейший туристический потенциал, который уже пора бы раскрыть и для самих камчатцев, всей стране и миру. Надеюсь, у Камчатки это получится.
- Камчатка хоть и является полуостровом, по сути, отрезана от остальной части Российской Федерации. Сообщение с другими регионами возможно только по воздуху и по морю. На ваш взгляд, реально ли в обозримом будущем обустроить дорогу, которая соединила бы Камчатку с материковой частью страны? Если да, то, когда эту дорогу могут построить?
- Я вам честно скажу, без обещаний и лишних надежд. Строительство автомобильной дороги пока не представляется возможным, поскольку по суше она могла бы пройти через глухие, непроходимые и незаселенные территории Чукотского автономного округа, а строить мост, который бы соединил этот регион и материк, – очень дорого: это не Сахалин, где ближайшее расстояние до материка всего 7 километров.
На данный момент связь возможна только посредством морского и авиационного сообщения, которое является круглогодичным. И вот здесь, да, говорить надо, и говорить много. И делать прежде всего. Федеральная власть совместно с региональной должны приложить максимальные усилия, чтобы авиасообщение было доступным для любого жителя полуострова.
Цены на билеты оставляют желать лучшего
- Программа субсидирования авиаперелетов с Дальнего Востока в европейскую часть России из года в год работает с перебоями – «Аэрофлот» периодически закрывает продажи льготных билетов. На ваш взгляд, можно ли исправить эту ситуацию так, чтобы жители Камчатки, как и других регионов ДФО, могли купить относительно недорогой авиабилет в любое удобное для них время? Если да, то когда это может произойти?
- Начну с того, что в программе субсидирования авиабилетов участвует не только «Аэрофлот». Например, из последнего: 4 августа «Аэрофлот» сообщил, что приостановил продажу субсидируемых авиабилетов, при этом другие авиакомпании билеты спокойно продавали. Любая авиакомпания может подать заявки и, при их одобрении, перевозить пассажиров по льготным билетам.
Точнее для пассажира это будет льготный билет, авиакомпания же, за счёт государства, получит полную стоимость. На данный момент в программе субсидирования магистральных авиаперелётов в ДФО участвует 12 авиакомпаний! По региональным маршрутам летают четыре компании, плюс «Аврора» субсидируется из бюджета Сахалинской области. Программа субсидирования действует только на Дальнем Востоке, в Калининграде и Крыму. С прошлого года мы добились того, что купить льготный билет можно круглый год и сама программа действует без перерывов. Если помните, то до 2018 года она работала только в летний сезон. Мы увеличили категории граждан, которые могут воспользоваться льготой. К детям, молодёжи, пенсионерам и инвалидам добавили многодетных родителей. В 2019 году, благодаря этим мерам, льготные билеты купили 1 миллион 200 тысяч человек! То есть каждый восьмой дальневосточник воспользовался субсидируемым полётом.
Да, мы считаем, что программе ещё есть куда совершенствоваться. И совместно с Минтрансом работали, и будем продолжать работать над ее улучшением. К сожалению, этот год будет не показателен из-за пандемии: авиационная отрасль понесла катастрофические убытки. Государством была оказана значительная поддержка авиапредприятиям и отрасли в целом, и надеюсь, что в 2021 году по объему перевозок и по объему субсидирования мы выйдем на уровень 2019 года.
Это то, что касалось именно программы субсидирования. Теперь о таком тарифе, как «плоский». Это сугубо история «Аэрофлота». Фиксированная, пониженная цена на билет эконом-класса. Петропавловск-Камчатский связан регулярными рейсами с Магаданом, Якутском, Хабаровском, Владивостоком, Южно-Сахалинском, Новосибирском, Москвой, Анадырем, Красноярском. Как-то раз, авиакомпания действительно грозилась закрыть «плоский» тариф, но в прошлом году президент страны очень чётко ответил на эти заявления: «Никто их не собирается отменять. «Аэрофлот» он просто так немножко нагнетает, выдавливая в правительстве деньги на организацию этих полетов. Мы будет делать это и дальше». Уверен, что авиакомпания хорошо помнит эти слова.
По поводу цен на обычные авиабилеты. Да, они оставляют желать лучшего, особенно в сезон летних отпусков. Государство не может и не должно полностью контролировать ценообразование в сфере авиаперевозок, затрагивать коммерческие структуры. Тогда рынок не будет развиваться. Но помогать будем, в том числе и через создание дальневосточной авиакомпании.
- За счет каких отраслей, на ваш взгляд, в первую очередь должна развиваться экономика Дальнего Востока?
- Однозначно могу сказать, что на Дальнем Востоке будут развиваться нефтегазохимия, авиа- и судостроение, сельское хозяйство, лесоперерабатывающая промышленность, рыболовство и аквакультура, логистика, туризм и добыча полезных ископаемых.
- В 2018 году, накануне всероссийской пенсионной реформы, депутаты регионального Законодательного собрание проголосовали за повышение пенсий более чем в два раза для губернатора, его заместителей и самих депутатов, но не для обычных жителей Камчатки. Как бы вы прокомментировали это решение депутатов? Есть ли у федеральной власти полномочия, чтобы это решение отменить?
- Отменить или, вернее, скорректировать можно только после изменений в федеральном законодательстве. Для этого необходимо, например, ввести определенные ограничения для доплат к пенсиям высоких чиновников, особенно если бюджет региона дефицитный. Поверьте, я бы с огромным удовольствием подобную инициативу поддержал.
30-10-2020 | Просмотры: (419)