Инвестиционные рыбные квоты как яблоко раздора
В связи с тем, что в рыбном сообществе обострилась дискуссия об условиях работы субъектов экономической деятельности в сфере рыбного хозяйства, и в частности, обозначаемыми как некоторыми чиновниками, так и отдельными бизнесменами, «моделями» очередного перераспределения между предприятиями квот на добычу (вылов) водных (морских) биологических ресурсов, а также в преддверии принятия решений по данному вопросу на высоком государственном уровне, представляю следующее заключение.
Главный критерий истины – это практика. А она уже есть.
Модель развития рыбной отрасли под названием «инвестиционные квоты» - это модель разрушения рыбной отрасли.
1. Прямым доказательством этого является то, что в первую очередь несколько крупных рыбопромышленных холдингов, добровольно заказавших четыре года назад на российских судостроительных заводах наибольшее количество крупнотоннажных судов под «инвестиционные» квоты, еще на построив эти суда, уже пришли к пониманию того, что при колоссальной закредитованности под эти стройки, у них не хватит объемов квот на вылов рыбы для обеспечения эффективной работы нового флота. А в случае проведения второго этапа распределения «инвестиционных» квот, эти рыбопромышленные организации, после изъятия у них части объемов квот для реализации второго этапа, могут оказаться в состоянии дефолта перед банками, о чем было сделано официальное публичное сообщение. В складывающейся ситуации, по мнению представителей этих рыбохозяйственных объединений, государству необходимо «донаделить» их новые крупнотоннажные суда объемами квот, позволяющими обеспечить стопроцентную загрузку данных производственных объектов. И в дальнейшем закрепить за этими крупнотоннажными судами квоты на тридцать пять лет. «Донаделение» провести за счет изъятия соответствующих объемов квот у тех рыбодобывающих предприятий, которые по тем или иным причинам не приняли участие в первом этапе «инвестиционной программы» в 2018-2019 годах. В этой связи представители двух крупнейших рыбопромышленных холдингов сетуют на то, что они рассчитывали на одни объемы квот, а получили гораздо меньше, по причине того, что в 2018-2019 годах Росрыболовством при реализации конкурентных процедур проводились аукционы на понижение при определении победителей на получение «инвестиционных» квот. То есть, говорится о том, что было много желающих на квоты, и получилась высокая конкуренция, в результате чего, объем инвестквоты на одно судно стал маленьким. В настоящее время данными крупными рыбодобывающими объединениями это оценивается как негативное явление, приведшее к сложной ситуации в обеспечении сырьем их нового флота. Такая «интересная» позиция, вызывает улыбку и не выдерживает критики, ибо единые «правила игры» используемой «модели развития рыбной отрасли»были заданы государственным отраслевым регулятором изначально для всех рыбопромышленников страны, и никто не лишал права руководителей крупнейших холдингов, при проведении рыбных аукционов на понижение, в определенный момент отказаться от участия в них. Или подумав хорошенько – «отречься» от победы, отделавшись относительно небольшими финансовыми потерями.
2. Вторым доказательством разрушения экономики большинства хозяйствующих субъектов рыбодобычи является предстоящее изъятие (без компенсации «инвестиционными» квотами) у рыбодобывающих предприятий, которые по тем или иным причинам не участвовали в первом этапе «инвестиционной программы», двадцати процентов объемов квот, что в ближайшие несколько лет приведет к очевидному ухудшению их финансово-экономического положения. А в случае проведения второго этапа «инвестиционной программы» необходимо будет отобрать у кого-то еще дополнительно двадцать процентов объемов квот (или сколько государство установит). При данном сценарии ползучий дефолт может наступить уже не только у крупных рыбодобывающих холдингов, но и у субъектов среднего и малого бизнеса, работающего в сфере морского рыболовства. А в сочетании с ручной корректировкой «правил игры» 2018 года (фактически задним числом), такое «донаделение + второй этап инвест-программы» обернется моментальным крахом для сотен указанных предприятий малого и среднего бизнеса, причем, как в море, так и на берегу.
3. Третьим доказательством экономического деформирования рыбной отрасли при использовании модели «инвестиционных» квот является то, о чем в настоящее время заявил один крупный пользователь водных биологических ресурсов: «опыт реализации первого этапа распределения инвестиционных квот показывает, что выделение прав на добычу (вылов) водных биоресурсов для стимулирования строительства береговых рыбоперерабатывающих предприятий является ошибочным решением». Трудно не согласиться с этим выводом. Заводы предъявлены государству два года назад – за это время берегового «белого филейного чуда» так и не произошло. Более того, нужно теперь проверить, чем на самом деле занимаются эти «объекты инвестиций», под которые у рыбаков в 2020 и в 2021 году изымались соответствующие объемы квот.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Модельразвития рыбной отрасли под названием «инвестиционные квоты» ущербна в основе своей. Это было понятно в 2016 году, сразу, как только она была представлена самой отрасли. Она поверхностно просчитана математически, совершенно не «привязана» к рыбохозяйственной географии, к состоянию сырьевой базы и к ежегодно меняющимся объемам водных (морских) биологических ресурсов, допустимых к изъятию в коммерческих целях. Единственное, что точно запустила в отрасли эта «модель» - это «охоту» за «инвестиционными» квотами и тенденцию к монополизации отечественного морского рыболовства. Монополизации, которая не только убивает малый и средний бизнес в российской провинции, но и вымывает бюджетные доходы многих прибрежных субъектов Российской Федерации. Странно выглядит дискуссия взрослых людей о расширении механизма «инвестиционных» квот в постановке «море или берег» - «берег или море», ведь любому в отрасли ясно, что речь идет об «охоте» за квотами. И не более. Кто-кого «заборет».
Может быть государственным людям стоит сделать паузу и разобраться в деталях, что на самом деле происходит в результате применения модели «инвестиционных» квот. Какой результат? А уже после этого принимать решения о дальнейшем «реформировании» рыбного хозяйства России.
В завершении хочется вспомнить недавнее прошлое. Взято оно с официального сайта Росрыболовства.
«Президент Владимир Путин заявил о важности сохранения исторического принципа предоставления права на добычу водных биоресурсов. При резком изменении системы рыболовство будет подорвано, считает глава государства.
Актуальные темы рыбной отрасли президент России Владимир Путин прокомментировал на большой пресс-конференции 14 декабря. Главе государства задали вопрос об инвестиционных квотах и условиях доступа к ним рыбопереработчиков. Президент рассказал, что совсем недавно приглашал для обсуждения этих тем заместителя министра сельского хозяйства РФ – руководителя Росрыболовства Илью Шестакова. «Потому что если мы не создадим условий для развития переработки, то тогда все это будет уходить у нас за границу на переработку, там будут создаваться рабочие места, там будет создаваться добавленная стоимость и цена на рыбу у нас будет оставаться такой же высокой, как сегодня», — заявил президент. Он указал на важность обеспечения логистики и решения вопросов, которые возникают по инвестиционным квотам.
При этом глава государства отметил значение исторического принципа распределения долей квот. «Так называемый исторический принцип, который сложился в отрасли уже достаточно давно, его нельзя резко менять. Иначе мы подорвем саму добычу рыбы», — подчеркнул президент.
В.В. Балашов
03-12-2021 | Просмотры: (436)