Курс валют ЦБРФ


Курсы валют на 04.05.2024


1USD=91,69 руб.
1EUR=98,56 руб.
Показать еще

Лучшие компании


» » Возможна ли в России дешевая рыба?

Возможна ли в России дешевая рыба?

Камчатка давно пропитана той заразой, которая породила на полуострове тотальное кошмарное массовое крупномасштабное браконьерство, направленное, с одной стороны, на получение сверхприбыли в икорном бизнесе, а с другой — на уничтожение рыбных запасов Камчатки. Тех ее запасов, которые являются национальными богатствами России и представляют собой, возможно, последнее в истории человечества столь мощное стадо исключительно дикого (природного, не затронутого всякими "прикормками") лосося.

Но мы живем сегодня с вами в совершенно парадоксальном мире: в стране лососей, то есть на Камчатке, — норвежский фермерский лосось, напичканный всякой дрянью и облагороженный эффектными красителями — и норвежская семга, и норвежская форель — стоят на камчатском рыбном рынке дороже, чем свежайшая и вкуснейшая тихоокеанская царь-рыба — чавыча.

Парадокс? Отнюдь — закономерность, которая в русском народе называется: "Ловкость рук — и никакого мошенничества" или "втирание очков" в очи простодушного потребителя, которого просто, как лоха, обводят вокруг пальца, создавая вокруг образа норвежского лосося нечто чрезвычайно особого, аппетитного и, конечно же, всемирно признанного лакомства. А тех норвежцев, которые пытаются сказать правду о том, что этот норвежский фермерский продукт, вызывает целый ряд опасных заболеваний, в том числе и онкологического характера, изгоняют из страны, затыкая рты, используя самый разный арсенал средств и ресурсов. И Россия сегодня является... основным потребителем этой норвежской заразы.

Оппонент скажет — потому и едим всякую гадость, что своей российской популярной, вкусной и приемлемой по народной цене рыбы в России, в том числе и на самой Камчатке, днем с огнем не найдешь.

На цены по лососевой икре вообще уже смотреть невозможно — только глянешь, а они сразу на тысячу рублей в год подскакивают.И,конечно же, возникает вопрос, откуда берутся такие цены?

И наши эксперты сами же и нашли ответ на этот вопрос — продавец имеет право поднять цену на продаваемый им товар не более чем на 40 процентов.

Вроде бы, понятно и… справедливо.Но дьявольщина кроется в деталях.

В посредниках — перекупщиках сырца, владельцах рефрижератор для хранения рыбы, рыбопереработчиках, перевозчиках, а главное — в сетевых системах розничных продаж, где многослойные сруктуры посредников, поднимают эту цену на один, два, и даже три порядка в зависимости от востребованности той или иной рыбы на рынке. И у каждого из них свои, ЗАКОННЫЕ, 40 процентов...

Кстати, когда Президент страны В.В. Путин в 2015 году на Госсовете обратил гнев нации на людей, виновных в том, что в России нет дешевой рыбы, он избрал неверные мишени для выражения этого гнева.

Рыбопромышленник — это самое слабое звено в поставках рыбы на российский рынок. В своем большинстве рыбак сдает свой улов по минимальной цене, которая не идет ни в какое сравнение с той, какой мы видим ее на рынке. На любом отраслевом сайте в любое время года можно найти цены на продаваемый дальневосточный сырец.

И чем выше уловы — тем... ниже цены.

Но рыбак вынужден идти на это, потому что продать рыбу в России — это колоссальная проблема. Я не говорю уже о системе всевозможных представителей различных госорганов, которые кормятся на выдаче различного рода ветеринарных и росельхознадзоровских разрешений, подтверждающих, что рыба выловлена в экологически чистых промысловых районах (как будто они сами когда-нибудь в этих промысловых районах бывали или как будто эти районы когда-то были экологически "грязными"), потом к ним добавляются еще и требования (безусловно, платные или откатные) органов рыбоохраны и пограничной службы ФСБ России — стоит только взглянуть на Камчатке на автомобильный парк наших "героев" в зеленых фуражках- и впадешь в полное изумление от выгод той службы на границе, которая сегодня для них открыта при почти полном, как они же сами и сообщают, искоренении браконьерства на море.

Но это, безусловно, частные моменты нашей действительности, называемые в просторечии, коррупцией, которые повседневны и банальны.

Мы же касаемся проблемных экономических вопросов рыбной отрасли, которая должна (обязана!!!) решать стратегические задачи Продовольственной безопасности нашей страны.

Что же мы видим на деле — основная часть белкового сырья, добытого российскими рыбаками в Тихом океане, уплывает (и в буквальном, и в фигуральном смыслах) за рубеж — на переработке российской рыбы поднялись целые города в Японии (остров Хоккайдо), Южной Корее (Пуссан) и, разумеется, в братском Китае.

Любая вода — будь то ручей, река, или поток добытой в России рыбы, встречая на пути сопротивление (скалу, горный массив, или экономические проблемы) будет его обходить — хоть с левой, хоть с правой стороны.

Какие же препятствия, помимо государевых служилых людей, встречаются на пути рыбного отраслевого потока, почему он иссякает и к конечной своей точке — российскому потребителю — приходит и в количественном, и в качественном, и, естественно, в ценовом измерении весьма далеким от исходного.

Первое, что необходимо рыбопромышленнику, — это доставить добытую рыбу на первичный рынок. Но необходимо еще и промежуточное звено — хранилище рыбы, холодильники. Все это и рынок, и холодильники имеются в единственном порту Дальнего Востока — Владивостоке. Будучи монополистами на фрахте транспортных рефрижераторов и береговых холодильных мощностей, он диктует отрасли свои цены.

Следующим монополистом выступает РЖД — Российская железная дорога. И далее — торговые оптовые и розничные цены.

Чтобы понять диалектику происходящего процесса вывода рыбы из России и поднятия цен на ту ее часть, которая все-таки поступает на российский рыбный рынок, нужно обратиться к недавней истории рыбной отрасли, организатором которой был сталинский нарком — бессменный в течение десятилетий Министр рыбного хозяйства СССР А. Ишков.

В 1958 году Н.С. Хрущев, воспылав некими чувствами любви к Японии, не только чуть было не отдал японцам Южные Курильские острова, не только прекратил празднование Дня Победы над Японией, но и развалил всю береговую рыбопромышленную инфраструктуру Дальнего Востока, отдав приоритет промысла российского лосося японскому дрифтерному промыслу, который был отменен в России только с 1 января 2016 года. Только на рыбацкой Камчатке закрылись и исчезли каждый девятый из десяти поселков рыбаков и рыбообработчиков. Николай Николаевич с Анжеликой Егоровной видели в просветительском центре эту страшную по своей сути карту разрушения рыбацкого края.

Дальний Восток был спасен, как "рыбный цех" страны только благодаря мудрости и организационному опыту Александра Акимовича Ишкова, который сразу же сделал ставку на океанический промысел и распределил роль государства и частного бизнеса в отрасли: добычей рыбы занимались рыболовецкие артели (с постепенным переходом добычи к государственным рыбопромышленным структурам), а переработкой рыбы — сугубо государственные учреждения.

Соответственно государство и рыболовецкие артели определяли стоимость сырца на договорных условиях.

Далее шло продвижение рыбопродукции на оптовый и розничный рынок, которыми в СССР занималось Министерство продовольственной торговли (Минпродторг).

И как только рыбная отрасль перешла с традиционных объектов промысла — трески, сельди, камбалы, на новые объекты (доведя максимальный вылов рыбы до 12 миллионов тонн в год) в структуре Минпрода сразу же возник целый ряд проблем, связанный именно с хранением и транспортировкой рыбы. Все люди пожилого возраста в нашей стране помнят эти времена на примере рыбы минтай, которую и кошки не хотели есть. Сегодня минтай — это рыба номер один в массовом ассортименте рыбных рынков самых разных стран, начиная с США и Евросоюза — самая востребованная рыбы в мире...

Что сделал Министр рыбной промышленности СССР — он замкнул на Министерство рыбного хозяйства СССР весь цикл от переработки рыбы до ее реализации. По стране была организована целая сеть фирменных отраслевых магазинов "Океан", специализирующихся на продаже рыбной продукции и рыбной кулинарии. В стране были повседневно введены "рыбные дни", чтобы приучать советских людей к вкусной и здоровой продукции из рыбы.

И сегодня, исходя из Стратегии Продовольственной безопасности страны стоит вопрос о возможности создания государственной рыбопромышленной корпорации, которая сняла бы все проблемы, стоящие на пути рыбы "от лодки до глотки", установила бы с рыбопромышленниками на основе обоюдовыгодных договоров устойчивые цены на сырье и рыбопродукцию и сняло бы многочисленные наценки посредников всех мастей.

Возможно ли это? Наверное, необходимо, если мы хотим накормить свой народ своей же российской рыбой.Что же этому мешает?

Все та же коррупционная составляющая рыбной отрасли, которую мы оценили выше, как банальную и повседневную. Но в системе отраслевой коррупции на государственном уровне управления, рыба с Дальнего Востока в Россию не пойдет, и цена на рыбу будет только год от года возрастать.

Поэтому эти свои размышления о нынешнем состоянии рыбной отрасли и той малой доли причин этого (касаемо ли цен на рыбы для населения страны) я направляю депутату Государственной Думы Российской Федерации Анжелике Егоровне Глазковой и прошу наших рыбаков (не только Дальнего Воостока, но и Севера) высказаться по этому поводу на примере своих предприятий и своего опыта работы на благо родной страны.

И как государство, в лице Росрыболовства, осуществляет свою деятельность в отношении реализации Стратегии Продовольственной безопасности нашей страны — на чью мельницу и почему льется сегодня рыбный поток России…

Сергей Вахрин
21-01-2023 | Просмотры: (160)
Комментарии: