Бизнес и чиновники: разные подходы к миграции
Тема миграции и мигрантов продолжает оставаться на страницах газет и экранах телевизоров. Стало известно, что в России может появиться новое ведомство, отвечающее за миграционную и межнациональную политику, сообщается со ссылкой на неназванные источники, близкие к администрации президента (АП) и правительству. В настоящее время идет проработка его структуры. Предполагается, что ведомство будет подчинено напрямую президенту, как МВД, МИД, Минобороны, Минюст, МЧС, а также Росархив, Росгвардия, Росфинмониторинг, СВР, ФСБ, ФСО и другие структуры. Источники предполагают, что это может быть министерство с полномочиями, ныне имеющимися у Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН), а также у Главного управления по делам миграции МВД РФ. Впрочем, не исключается и появление нового агентства, обладающего довольно широкими полномочиями и занимающегося большинством вопросов в сфере миграции и межнациональных отношений.
Председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов напомнил, что в настоящее время основные полномочия по миграционным вопросам находятся у МВД после упразднения в 2016 году Федеральной миграционной службы, которая структурно частично стала частью министерства. ФМС тоже была подчинена президенту, так что ничего странного в том, что власть решила фактически восстановить ранее ликвидированную структуру, нет. Это, конечно, отражает колоссальную проблему с миграцией, имеется весь необходимый набор аргументов для этого. При этом возникает вопрос: зачем ее надо было ликвидировать в 2016-м? Как бы то ни было, сейчас предстоит огромная работа, большое поле деятельности. В любом случае на этом направлении нужно концентрировать усилия со стороны государства.
Такой подход не просто закономерен, сегодня это одна из главных проблем нашей страны. Это связано с теми, что миграция, прежде всего так называемая трудовая, на территории России по сути осуществляется хаотически. Сегодня ни одна спецслужба в нашей стране не знает, сколько же у нас мигрантов и как они распределены по регионам. И очевидно, что все прежние подходы к миграционной политике требуют кардинального пересмотра. Необходимая новая государственная система в данной сфере и специальный орган исполнительной власти, который бы решал эти проблемы. К тому же проблема эта комплексная, включающая вопросы рынка труда, пограничного контроля за передвижением со стороны так называемых трудовых мигрантов. В общем, мы имеем колоссальное направление, которое с точки зрения собственных ресурсов практически ничем не обеспечено.
Политолог, член Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям Богдан Безпалько заметил, что первая реакция из Кремля уже поступила.
— Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что ему ничего не известно о создании данной структуры — официальных распоряжений, указов на данную тему пока не было. Но если решение по такой структуре будет принято, то главный вопрос — чем она будет заниматься. Если ее станут создавать лоббисты миграции, даже при том, что формально она будет подчинена президенту, то она займется увеличением потока мигрантов из Средней Азии в Россию в интересах строительного и иного бизнеса ради сверхприбылей владельцев компаний.
Корр.: Но это же не единственный вариант.
— Если структура будет заточена на ограничение миграции, репатриацию, помощь людям, желающим связать свою судьбу с Россией — это другое дело. Поэтому ничего конкретного о предполагаемой структуре сказать пока нельзя. Нет ни ее заявленных целей, задач, документов по ней. Не известны персоналии, которые станут ей руководить.
Корр.: Не исключено, что намерения чиновников связаны с обострением миграционного вопроса.
— Мы видим, что наши граждане этим вопросом сильно озабочены. Растет преступность среди мигрантов. Согласно материалам ФАДН, 43 процента приехавших к нам из стран Средней Азии хотят жить по шариату, а 15 процентов готовы ради этого нарушать закон. Поэтому в текущей ситуации, видимо, целесообразно сохранить контроль над миграционными потоками, пребыванием здесь мигрантов за силовиками, которые точно не заинтересованы в увеличении миграционного потока. Такой интерес есть у личностей, которые наживаются на нем и при этом нарушают закон.
В текущей ситуации, видимо, важно понимать, кем для нас являются мигранты. Ведь с одной стороны, мы слышим разговоры о нехватке рабочей силы. С другой, в связи с этим в обществе растет напряжение. У нас нет четкого деления тех, кто приезжает к нам в страну — у нас, получается, все мигранты. В том числе и люди, вынужденные бежать к нам из своей страны в результате преследований за пророссийскую деятельность. Как и те, кто приезжает к нам на работу из Средней Азии и подчас не знающие русского языка. Поэтому у нас надо ввести ряд новых понятий, дефиниций, разделяющих различные миграционные потоки. Скажем, у нас в обороте нет термина «репатриация» — он только вводится в оборот. Так что, многие понятия не соответствуют реальности.
Как программа, рассчитанная на носителей русского языка, по которой две трети въехавших в нашу страну, оказались жителями среднеазиатских республик. Поэтому миграционная система у нас нуждается в пересмотре. А что касается нехватки рабочих рук, то это чаще всего не соответствует действительности. У нас нет недостатка в трудовых ресурсах — есть нежелание ряда владельцев бизнеса отказываться от сверхдешевой рабочей силы.
Таких лиц совершенно не беспокоит, как отразятся миграционные потоки на жизни в России: нарушится ли этнорелигиозный баланс, повысится ли уровень преступности. Им на это наплевать, поскольку данная публика озабочена исключительно сверхприбылями. Если будет приличная зарплата — местное население охотно займет имеющиеся вакансии. Достаточно взглянуть на наши села и города — коренное население не слоняется без дела, почти все чем-то заняты, у нас уровень безработицы рекордно низкий. Поэтому мы имеем дело с мифом, раздуваемым на фоне утверждений о необходимости завоза в страну новых мигрантов.
Евгений Берсенев
02-04-2024 | Просмотры: (90)