Наш опрос

 

Что вы будете делать с гектаром земли?

Да, с гектаром я стану богатым
Лично мне гектар не нужен
Не знаю, что буду с гектаром делать
Я бы его продал, а деньги бы пропил
Копаться в земле - это не по мне



Курс валют ЦБРФ


Курсы валют на 07.04.2025


1USD=84,28 руб.
1EUR=92,99 руб.
Показать еще

Лучшие компании


» » Как креативные индустрии влияют на развитие российских регионов

Как креативные индустрии влияют на развитие российских регионов

2030 году планируется увеличить до 6%. Для Рассказываем, как творческие люди и проекты «перезагружают» регионы, почему креативные индустрии важны для экономики страны и как регионам реализовать креативный потенциал на своих территориях.

Что такое креативные индустрии

Каждый день мы пользуемся продуктами креативных индустрий: например, когда смотрим фильмы, выбираем, что надеть, заказываем еду, гуляем по городу. Сектор креативной экономики насчитывает до 16 направлений в зависимости от классификации и включает в себя искусство, дизайн, моду, компьютерную графику, анимацию, разработку компьютерных игр, IT, архитектуру и урбанистику, кино, ТВ, новые медиа, музыку и саунд-дизайн, маркетинг и коммуникации, издательское дело, журналистику, образование в области креативных индустрий. В определении UNСTAD (Конференция ООН по торговле и развитию) креативные индустрии — это синтез креативности, культуры, экономики и технологий. Они строятся на талантах и идеях людей и служат драйвером экономики.

Зачем регионам нужны креативные индустрии

В 2025 году принят федеральный закон креативных индустрий в РФ, согласно которому долю творческих отраслей в экономике России к 2030 году планируется увеличить до 6%. Для этого планируется использовать сильные стороны, на которых специализируются регионы, и создавать условия для креативного предпринимательства. Но что креативные индустрии дают самим регионам и их жителям? Вот несколько причин, по которым важно развивать креативную экономику на территориях:

повышается инвестиционный и туристический потенциал региона;
улучшается качество жизни населения;
создаются новые рабочие места;
благоустраиваются территории;
развиваются другие секторы экономики (общественное питание, уличная торговля, спортивная сфера, логистика);
растет стоимость жилья в районе основных точек притяжения.

Такими точками притяжения могут быть, например, креативные кластеры. Они привлекают горожан и туристов и служат площадкой для проявления локального предпринимательства. Сегодня в России насчитывается больше 50 креативных кластеров. Например, Центр современного искусства «Винзавод» в Москве, культурное пространство TEXTIL в Ярославле, творческий индустриальный кластер «Октава» в Туле — все они сделаны на месте бывших фабрик и заводов. В России более 90% действующих арт- и креативных кластеров размещаются на базе бывших производственных комплексов.

Креативные индустрии в регионах России

Москва занимает лидирующие позиции в креативной экономике страны: в столице работает более 100 тыс. креативных предпринимателей — это примерно четверть от общего числа предпринимателей отрасли в стране. Правительство города поддерживает креативный сектор — например, компенсирует творческим компаниям расходы на обучение сотрудников, покупку оборудования, маркетинг и рекламу.

В Москве сегодня функционирует более 30 креативных кластеров и площадок. Например, Музей современного искусства «Гараж» и Центр современного искусства «Винзавод» специализируются на арт-индустрии, Центр творческих индустрий «Фабрика» — на дизайне и исполнительском искусстве, арт-центр «Мутабор» — на музыке, «Флакон» — на медиа и архитектуре.

Ближайшим регионом Камчатки является Республика Саха (Якутия), где креативному предпринимательству уделяется повышенное внимание.

Республика одной из первых получила звание самого креативного региона России. Якутия — родина ряда успешных IТ-стартапов, уникальных кинопроектов. В 2022 году короткометражный фильм якутских режиссеров «Выход» был номинирован на «Оскар». Кроме этого регион сохраняет фокус на культурном коде и особенностях территории: здесь с давних времен развивается ювелирное дело.

Афанасий Саввин, гендиректор Корпорации развития Республики Саха (Якутия)

«Креативные индустрии не всегда себя с таковыми ассоциируют. Кинопроизводители считают себя в первую очередь кинопроизводителями, айтишники — айтишниками. Нет одного языка, на котором можно было бы со всеми этими сообществами общаться, потому что у всех разные задачи и потребности. Поэтому мы определили для себя приоритетные направления и для каждого разработали свои меры поддержки. Сегодня в Якутии производится больше половины всего регионального кино нашей страны. Мы хотим, чтобы киноиндустрия превратилась в большую отрасль, где будут заняты тысячи человек, а якутские студии стали действительно крупными бизнесами. Для этого мы не только ввели финансовую поддержку, но и создаем инфраструктуру. Уже работают современные студии постпродакшена на базе нового кластера «Квартал труда», а через три года будет построен первый большой кинопавильон полного цикла».

Эксперт ожидает, что в Якутии будет развиваться анимация, потому что там уже активно растут геймдев и кино, а это близкие к анимации сферы. Например, молодую студию «Тундра» создали люди, которые работали в больших студиях с мировым именем, и теперь они хотят с помощью анимации популяризировать культуру родного региона.

Перспективы развития креативной экономики

По данным АСИ, до 2022 года 80% товаров и услуг в сфере креативных индустрий были продуктами иностранных компаний. В связи с уходом зарубежных игроков с российского рынка для отечественных компаний и предпринимателей, которые занимаются креативным бизнесом, открылись новые возможности. Российские бренды уже осваивают освободившиеся ниши — и это один из основных трендов креативных индустрий на ближайшие годы.

Например, больше 70 зарубежных брендов — производителей одежды и обуви ушли из России, освободив 2 млн кв. м торговых площадей и оставив потенциал импортозамещения в размере 2 трлн руб. Количество работников, занятых в малом и среднем бизнесе в сфере легкой промышленности, сегодня составляет около 250 тыс. человек, а доходы от деятельности — 720,2 млрд руб. Это на 5,7 и 22,6% больше по сравнению с предыдущим годом соответственно. Таким образом, по итогам 2022 года количество предпринимателей, связанных с легкой промышленностью, восстановилось до допандемийного уровня.

Кроме этого развитию креативной экономики будет способствовать и государственная поддержка. Согласно Концепции развития творческих индустрий, планируется привлекать венчурное и заемное финансирование, внедрять модели государственно-частного партнерства, открывать арт-резиденции, инклюзивные творческие лаборатории, школы креативных индустрий в регионах. Помогать регулировать и развивать креативные индустрии в регионах уже осенью начнет Центр развития креативной экономики.
Центр развития креативной экономики

Центр развития креативной экономики работает на базе АСИ и займется в том числе разработкой стратегий по развитию креативной экономики в регионах. Новый центр возглавила Екатерина Черкес-заде — управляющий партнер Universal University.

Екатерина Черкес-заде

«Мы ставим перед собой задачу создать максимально комфортные условия для работы в российском креативном секторе и его развития. Центр развития креативной экономики станет платформой для взаимодействия бизнеса, государства и талантов, для создания новой российской экономики за счет инструментов креативных индустрий и IT. Уже с сентября мы стартуем с международных акселераторов, начнем активно работать с регионами над созданием стратегий и внедрением их в экономику регионов, будем разрабатывать программы развития местных компетенций. Но главное — сформировать базу для развития предпринимательства».
Как регионам развивать креативную экономику

Екатерина Черкес-заде рассказывает о трех основных сценариях, по которым может развиваться креативная экономика в регионах: «Первый фокусируется на самых перспективных креативных индустриях для экономики региона. Некоторые индустрии могут остаться в секторе культуры или социальных проектов, а другие — стать основой предпринимательства и драйвером несырьевого сектора. Такие примеры есть в Якутии, где регион сконцентрировался на ювелирном дизайне, кино и IT; в Калининграде, где занимаются кино и игровой разработкой, в Хабаровске, где активно развивается анимация. Идеально, если уже удалось сформулировать точки роста и сфокусироваться на стратегии развития конкретных индустрий. В этом случае нужно полностью выстраивать стратегию развития этих индустрий: от образования до релокации компаний на свою территорию, от программ поддержки бизнеса в этой сфере до программ международного экспорта».

Второй сценарий, по словам эксперта, важен не столько для развития креативного сектора, сколько для экономики региона в целом. Креатив необходим не только в креативных индустриях, но и в основных компаниях, которые уже развивают экономику региона. В связи с текущими экономическими условиями и трендами: импортозамещением, оттоком кадров за рубеж, перестройкой логистических цепочек, выходом на новые рынки, развитием территорий — на креативный класс нужно обратить внимание и сотрудничать с ним для решения своих стратегических задач. Маркетинг, коммуникация, упаковка, брендинг, разработка диджитал-продуктов могут помочь бизнесу встать на новые рельсы, масштабироваться, запустить новые линейки продуктов, выйти на новые рынки.

Третий сценарий предполагает сфокусироваться на косвенных эффектах развития креативного сектора с точки зрения социальных эффектов. Последние восемь лет ВЭБ.РФ исследует качество городской среды в стране и выстраивает рейтинг городов по индексу креативности. Примечательно, что если сопоставить этот рейтинг с рейтингом самых привлекательных городов для миграции молодежи, этот список полностью совпадает.

Екатерина Черкес-заде

«Сейчас, после Москвы и Санкт-Петербурга, это Казань, Нижний Новгород, Калининград, Красноярск, Владивосток. Поддерживаешь креативный класс в регионе и сотрудничаешь с ним — становишься привлекательнее для молодежи, для инвестиций. Если города хотят смотреть в будущее, там должна быть разнообразнейшая актуальная повестка, к которой молодежь может подключиться, соучаствовать, формировать. У креативного класса отличный вкус и хорошее образование — дайте ему возможность сделать город модным и привлекательным для разных целевых аудиторий: молодежи, туристов, предпринимательства, инвестиций».

Как показывает практика, успешность развития креативных индустрий в регионах зависит от нескольких факторов: мер поддержки администрации, заинтересованности крупного и малого бизнеса в развитии территорий и инициативности творческих людей, готовых реализовывать свои идеи и создавать новое.

В ближайшее время мы расскажем о накопленном опыте креативных индустрий в Камчатском крае, который давно славится своими творческими достижениями и мастерами.
17-02-2025 | Просмотры: (72)
Комментарии: