Наш опрос

 

Что вы будете делать с гектаром земли?

Да, с гектаром я стану богатым
Лично мне гектар не нужен
Не знаю, что буду с гектаром делать
Я бы его продал, а деньги бы пропил
Копаться в земле - это не по мне



Курс валют ЦБРФ


Курсы валют на 24.12.2024


1USD=102,34 руб.
1EUR=106,54 руб.
Показать еще

Лучшие компании


» » Золотая лихорадка Камчатки

Золотая лихорадка Камчатки

Смысл этой стваьи - разъяснения нашей позиции по поводу известной затеи, именуемой «мораторий на разведку и добычу россыпного золота в Камчатском крае», оглашенной и принятой к реализации 2 года тому назад, в апреле 2021-го.

Мы со скепсисом отнеслись к этой затее, озвученной летом 2020-го года. Реализация её, несомненно, в пользу дела сохранения дикого лосося, поскольку при разработке россыпей, залегающих в долинах рек, в т.ч. в поймах и в русле, напрочь уничтожаются условия воспроизводства лососей на участке водотока, где производятся горные работы. При существующей практике россыпной золотодобычи участок русла ниже по течению часто используется как сточная канава для совершенно не очищенных вод из прудов оборотного водоснабжения, карьеров, полигонов, оказывая негативное воздействие на условия обитания и воспроизводства рыб ниже по водотоку. Проблема предотвращения размыва илоотстойников и др. мест накопления илов, истощения водотоков вследствие переориентации стока поверхностных и подрусловых вод, сравнительно легкого ухода недропользователей от рекультивации (п. 8 ст. 12 федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»)…

Во-первых, россыпей золота на Камчатке «кот наплакал», о чем уже много раз говорилось в т.ч. 16.11.2021 г. на совместном заседании 2-х Общественных экспертных Советов Камчатского края (по рыболовству и экологической безопасности) на тему «Россыпи Камчатского края. Мораторий, вопросы геологического изучения и эксплуатации» (доклады и выступления автора данной статьи и д.г.-м.н. Мелекесцева И.В.). Прогнозный ресурс по коренному (рудному) золоту соотносится к россыпному как 180:1. Не учтены были физико-географические (климатические) особенности края (плотность речной сети, резко выраженный гумидный климат и др.), наличие перспективных рудопроявлений и месторождений практически во всех сколь-либо значительных речных бассейнах. Факторы негативного воздействия на лососевые экосистемы практически те же, что и при эксплуатации россыпей, плюс формирование «геохимических мин» – хранилищ отходов цианирования золотосодержащих руд, способных оказывать негативное воздействие на экосистемы водотоков еще даже в процессе эксплуатации предприятия (АсачГОК, Агинский ГОК), с последующим их разрушением и загрязнением токсичными отходами лососевых водотоков. Плюс «кислотный сток» с горных выработок (Озерновский ГМК, Агинский ГОК)… Мораторию на разведку и эксплуатацию не подлежали все иные россыпи, включая россыпи платины (по ней – почти весь ущерб от разработки россыпей).

Инициатива моратория исходила от «экологической платформы» ОНФ, а в этой организации всегда было сильное влияние горнопромышленного истеблишмента. В чем мы убедились ещё в 2016-м году, когда пытались заручиться поддержкой этой организации в стремлении вывести проблему сохранения базы воспроизводства лососевых в крае на федеральный уровень, активизировать (реанимировать) контрольно-надзорную деятельность в СВТУ в отношении недропользователей. Исполком камчатского ОНФ тему попросту «слил». Если рассматривать затею с мораторием в контексте ситуации весны-лета 2020-го года, то приходишь к выводу, что авторство идеи моратория на россыпную золотодобычу принадлежит… горнопромышленному истеблишменту.

Вы будете спорить? Напомню ситуацию2020-го года. Мощный «зеленый шум», поднятый на Камчатке с появлением нового главы региона с ясно выраженной экологической повесткой. Активность камчатских СМИ, очнувшихся от «спячки» в плане обсуждения экологических проблем региона, бешеная активность контрольно-надзорных органов вокруг объекта золотодобычи ООО «Дальстрой»на Быстрой-Большерецкой. В регионе нет ни Илюхина, ни краевого прокурора Князева, абы «расставить акценты».«Разрядить ситуацию», и даже дать возможность обрести доверие к себе новой власти – «кинуть кость зеленой сволочи». На роль таковой «кости» вполне годится россыпное золото. Крупных инвесторов и значительных инвестиций на россыпях Камчатки нет. Потому что россыпного золота толком нет. Идея обывателям понравилась, в детали никто вникать не стал.

В марте-апреле 2021 г. в правительстве края была проведена работа по выработке критериев ограничения недропользования. Правовое обоснование – ст. 8 Федерального закона № 2395-1 от 21.02.1992 «О недрах»: «Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды». Были представлены два варианта моратория, почти совпадающие границами зоны ограничения недропользования. Один вариант – мораторий на добычу и разведку исключительно россыпного золота. Вариант второй, который был разработан нами (группа специалистов и ученых КФ ВНИРО, ИВиС ДВО РАН, КФ ТИГ) и в апреле 2021 г. направлен губернатору Солодову В.В., предусматривал мораторий на добычу почти всех полезных ископаемых, за исключением углей, строительных и дорожных смесей, термоминеральных и пресных вод в объеме региональных потребностей. При этом мораторий рассматривался как мера временная, снятие которой предполагалось после:

- существенного пересмотра отечественного природоохранного законодательства, а также нормативно-правовой базы обращения с отходами с учетом критериев токсичности и экотоксичности;

- при получении серьезных научных и практических результатов в разработке новых, экологически безопасных технологий разработки месторождений, обогащения/извлечения полезных ископаемых, обезвреживания, утилизации и захоронения промышленных отходов;

- формирования эффективной контрольно-надзорной системы в сфере охраны окружающей среды.

Правительством края был принят первый вариант, включавший только мораторий на разведку и эксплуатацию золотороссыпных месторождений. Материалы были отосланы в Москву, в Минприроды РФ. Не прошло и двух недель, положительный ответ из министерства был получен. Но был обусловлен одним требованием: представить правовое обоснование моратория, причем по конкретным речным бассейнам, которых выделили 37. Некоторые, помельче (например, рек Култушная и Авьеваям в зал. Корфа) пропустили. В качестве такого правового обоснования был принят вариант создания РХЗЗ (рыбохозяйственных заповедных зон).

Что за рыбохозяйственные заповедные зоны такие? Находим в Федеральном законе № 166-ФЗ от 20.12.2004 «О рыболовстве и сохранении ВБР», в гл. 6 «Сохранение водных биоресурсов и среды обитания водных биоресурсов», ст. 49:

П. 3: «В рыбохозяйственных заповедных зонах могут быть запрещены полностью или частично, постоянно или временно либо ограничены следующие виды хозяйственной или иной деятельности:

1) разведка и добыча полезных ископаемых;

2) судоходство…

6) сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водный объект…

8) рубка лесных насаждений;

9) строительство промышленных объектов…

11) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов…

14) строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов ГСМ, станций техобслуживания, осуществление мойки транспортных средств…

17) размещение отвалов размываемых грунтов.

Проще говоря, всё на усмотрение господ чиновников, «приставленных» формировать режим той или иной РХЗЗ. Могут запретить, а могут и разрешить… Могут полностью, а могут частично, постоянно, временно… Нас с Вами спрашивать не будут. Надобно так, чтоб на пользу Отечеству? Святая наивность, да когда ж такое на Руси было!? Принята конституционная поправка о необходимости сохранения природного наследия, а нормативно-правовая база в области охраны окружающей среды продолжает формироваться как в предыдущие 10-15 лет – под чутким контролем и в интересах крупного промышленного (в т.ч. горнопромышленного) капитала, при полном отсутствии интереса к тому чиновничества ФАР, которое сдаёт интересы отрасли, не заботясь должным образом о правовой защищенности той же базы воспроизводства и сохранения ВБР.

Всем почему-то казалось, что принятое решение о моратории на россыпную золотодобычу будет мерой достаточной, обеспечивающей сохранность наших рек от негативного воздействия всякого рода, в первую очередь от горнопромышленной деятельности! Ну да, федеральное Минприроды России готово отказаться от 9 тонн россыпного золота. А от 1630 тонн рудного золота в недрах Камчатки – с чего бы? Да федеральный министр Козлов А.А. скорей застрелится! И, кстати, в приводимой в статье Сергея Ивановича таблице по лососевой продуктивности 37-ми речных бассейнов нет ни одного, который бы в той или иной мере деградировал от россыпной золотодобычи. Кроме, пожалуй, бассейна реки Авача (№ 21 в таблице, «Бухта Авачинская губа»), ущерб от разработки россыпи ручья Каменистый. Но не выделен, очевидно, сочтено, что ущерб незначителен. Из остальных трёх лососевых речных бассейнов, что выделены, от россыпной золотодобычи не пострадал… ни один.

Бассейн реки Вывенка – добыча металлов платиновой группы.

Бассейн реки Ича – Агинский золоторудный ГОК.

Бассейн реки Озерная – Озерновский горнометаллургический комбинат.

Добыча россыпной платины в мораторий не включена. Остальные два предприятия – золоторудные. О рудных месторождениях, в т.ч. золоторудных, в моратории речи нет. Попытка объяснить ситуацию на совместном заседании 2-х общественных экспертных советов 16 ноября 2021 г. оказалась безрезультатной: нас слушали, но не слышали. Все акцентировали внимание на Вывенке, не осознав, что на Сейнав-Гальмоэнанские платиноносные россыпи (бассейны притоков Вывенки – рек Ветвей, Левтыриннываям, Тапельваям и руч. Ольховый) действие моратория не распространяется.

В настоящее время рыбопромышленные предприятия, занятые в прибрежном лове лососей, втянуты в долгосрочные немалые затраты, оплачивая обоснования создания РХЗЗ. В настоящее время сформирован паспорт РХЗЗ лишь по реке Опала, в который Росрыболовство внесло такие режимные ограничения, по которым запрещена практически всякая хозяйственная деятельность в бассейне, включая практически все виды рыболовства! И, очевидно, включая разработку золотороссыпных месторождений. А в истоках Опалы, знаете ли, парочка рудопроявлений золота! И район, по свидетельствам специалистов, рассматривается как заслуживающий внимания геологов. А согласно п. 3 ст. 49 Закона «О рыболовстве…», могут запретить, а могут и не запретить… И так в отношении всех 37-ми рассматриваемых речных бассейнов.

Впрочем, рыбопромышленников понять можно. В настоящее время затевается Росрыболовством «Великий Передел» рыбного бизнеса. И он все-таки охватит и прибрежное рыболовство, в т.ч. лососевых. Уже создается в крае реестр «чистых» и «нечистых», т.е. сортировка владельцев РЛУ на «добросовестных» и «недобросовестных» пользователей, поскольку в ближайшие годы завершается срок исполнения договоров прав пользования рыболовными участками. Основная идея, генерирующая «большой шухер» - перераспределение рыбных ресурсов реализацией инвестквот. С какой целью и кем затевается – материалов на сайте Fishkamchatka.ruболее чем достаточно. Развивать тему не буду, добавлю лишь, что итогом «шухера» будет «зверский» рост цен на рыбу и снижение её потребления народом. В «недобросовестные» попасть нежелательно, а финансирование природоохранных (рыбоохранных) мер зачтется, позволив закрепить ресурс за своим предприятием на новый срок.

Впрочем, вряд ли следует рассчитывать на честный выигрыш в этой воровской лотерее. Тех деятелей из обоих столиц, что претендуют на камчатский лососевый ресурс, крайне мало интересует «моральный облик» владельцев рыболовных участков. Их задача – вырвать «жирные куски». Доказательством тому – коммерческие успехи АФК «Система», заполучившей года 3 тому назад ООО «Заря» (Крутогорово), а в этом году, в компании с бывшим работодателем Ильи Шестакова, экс-министром сельского хозяйства РФ Ткачевым, оторвавшей у холдинга «Океанрыбфлот» нерку оз. Курильское.

И за этими хлопотами как-то в тени остаются текущие задачи: рекультивация Сейнав-Гальмоэнанских россыпей, нам неизвестны даже основные параметры проекта; наращивает мощности Озерновский ГМК, последствия его работы через много лет будут сопоставимы с Вывенскими; необходимы фоновые исследования на ряде участков работ геологоразведчиков, где уже «вырисовываются» контуры месторождений, причем на некоторых объектах обсуждается возможность введения такого опасного процесса золотоизвлечения, как кучное выщелачивание…

А господ горнопромышленников можно поздравить с очередным несомненным успехом. Обыграли лохов. Как детей.

Юрий Василевский

09-05-2023 | Просмотры: (321)
Комментарии: