Наш опрос

 

Что вы будете делать с гектаром земли?

Да, с гектаром я стану богатым
Лично мне гектар не нужен
Не знаю, что буду с гектаром делать
Я бы его продал, а деньги бы пропил
Копаться в земле - это не по мне



Курс валют ЦБРФ


Курсы валют на 28.12.2024


1USD=99,23 руб.
1EUR=103,3 руб.
Показать еще

Лучшие компании


» » Социально-экономический Паспорт Петропавловск-Камчатского городского округа

Социально-экономический Паспорт Петропавловск-Камчатского городского округа

Паспорт городского округа создан на основе Программы комплексного социально-экономического развития Петропавловск-Камчатского городского округа - это документ, определяющий стратегические цели и стратегические приоритеты, а также перспективные направления социально-экономической политики администрации городского округа на среднесрочный период.

1. Социально-экономическое развитие Петропавловск-Камчатского городского округа
1.1. Оценка места г.Петропавловска-Камчатского среди дальневосточных городов - административных центров регионов
1.1.1 Петропавловск-Камчатский как «региональная столица»
Город Петропавловск-Камчатский расположен на Дальнем Востоке России, в юго-восточной части полуострова Камчатка, на берегах Авачинской бухты Тихого океана, по склонам Мишенной, Петровской и Никольской сопок. Площадь территории, занимаемой городом, составляет 362,14тыс.кв.км.
Петропавловск-Камчатский городской округ является административным, промышленным, культурным и научным центром Камчатского края. Благодаря своему географическому положению, он имеет важное межконтинентальное значение в транспортной системе Северного морского пути.
Значение Петропавловск-Камчатского городского округа в экономике Камчатского края отражают социально-экономические показатели.
В городском округе проживает более половины населения Камчатского края (57,1%). Объем промышленного производства Петропавловск-Камчатского городского округа составил в 2013 г. 56,0% от общего объема промышленного производства Камчатского края, в том числепроизводство и распределение электроэнергии, газа и воды.
По основным социально-экономическим характеристикам Петропавловск-Камчатский встает в один ряд с такими городами ДВФО, как Комсомольск-на-Амуре, Магадан, Уссурийск, Находка, Южно-Сахалинск, Благовещенск. В данном ряду Петропавловск занимает передовые позиции в социальной сфере (самый высокий размер среднемесячной номинальной начисленной заработной платы), в сфере промышленного производства (второй по показателю «Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами»), в сфере торговли (наибольший объем оборота розничной торговли).
В сфере строительства Петропавловск-Камчатский городской округ, в сравнении с другими городскими округами Дальнего Востока, имеет низкие показатели по вводу в строй нового жилья и наиболее высокую себестоимость. В целом по объему работ, выполненных по виду экономической деятельности «строительство», среди крупнейших городов Дальневосточного федерального округа Петропавловск-Камчатский занимает 5 место.
1.1.2 Историческая справка о роли и месте Петропавловска-Камчатского в системе геополитики России
Петропавловск-Камчатский основан 17 октября 1740 года, когда два пакетбота: «Святой апостол Петр» и «Святой апостол Павел» - суда второй Камчатской экспедиции, возглавляемой капитаном-командором Витусом Берингом, пришли на Камчатку и бросили якоря в Авачинской бухте.
09 апреля 1812 года император Александр Первый подписал Указ № 25.081, утвердив «Положение о Камчатке», на основании которого поселение на берегу Авачинской бухты возведено в ранг российского города, именуемого «Петропавловская гавань» и объявлено столицей Камчатки.
В 1924 году город получил современное наименование - Петропавловск-Камчатский, и по федеральным спискам 1989-1991 гг. относится к историческим городам и населенным пунктам России. С этого момента Петропавловск-Камчатский приобретает важное геополитическое значение для России, как военный и портовый город.
Указом Президента Российской Федерации от 03.11.2011 № 1458
«О присвоении г.Петропавловску-Камчатскому почетного звания Российской Федерации «Город воинской славы» за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества, городу Петропавловску-Камчатскому присвоено почетное звание Российской Федерации «Город воинской слав1.1.3 Сравнительная характеристика демографической ситуации в Петропавловске-Камчатском и других «региональных столицах» ДВФО
Численность населения по итогам переписи 2010 года в Петропавловск-Камчатском городском округе не достигла уровня переписи населения 2002 года. Из других столиц Дальневосточного федерального округа положительная динамика численности населения между последними переписями населения была отмечена только в Якутске, Южно-Сахалинске и Анадыре.
Естественный прирост населения формируется за счет процессов рождаемости и смертности населения. В Петропавловск-Камчатском городском округе за последние годы суммарный коэффициент рождаемости значительно увеличился и составил 1,69 рождений на одну женщину, что превышает аналогичные показатели как по Дальневосточному федеральному округу, уступая только Республике Саха, так и по стране в целом.
Показатель младенческой смертности характеризует уровень социально-экономического развития любой территории. В Петропавловск-Камчатском городском округе показатель младенческой смертности превышает средние показатели по стране, федеральному округу и краю.
1.1.4 Сравнительная характеристика социальной ситуации в Петропавловске-Камчатском и в других «региональных столицах» ДВФО
Размер среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в Петропавловск-Камчатском городском округе превышает аналогичные показатели городов Дальневосточного федеральногоокруга, уступая только городу Анадырь.
В Петропавловск-Камчатском городском округе установились средние показатели количества семей, нуждающихся в жилье, среди городских округов Дальневосточного федерального округа. Темпы жилищного строительства недостаточны для уменьшения количества семей, нуждающихся в жилье. Аналогичные показатели отмечены в городе Благовещенске. Спрос на рынке жилья низкий, население в большинстве своем не способно приобретать жилье без государственной поддержки.
1.1.5 Сравнительная характеристика экономической ситуации в Петропавловске-Камчатском и в других «региональных столицах» ДВФО
По основным макроэкономическим показателям Петропавловск-Камчатский городской округ вошел в тройку лидеров, что свидетельствует о том, что обрабатывающая промышленность, производство и распределение электроэнергии, газа и воды и розничная торговля вносят значительный вклад в экономику города и являются его конкурентными преимуществами.
По объемам грузооборота и пассажирооборота Камчатский край занимает 6 место среди регионов Дальневосточного федерального округа, опережая Магаданскую область, Еврейскую автономную область и Чукотский автономный округ.
На Петропавловск-Камчатский городской округ приходится большая часть инвестиций, привлекаемых в экономику региона, вместе с тем инвестиционный потенциал Камчатского края, находится в рамках средних значений по Российской Федерации и ДВФО.
1.1.6 Типичное и особенное в формировании социально-экономической ситуации Петропавловска-Камчатского на фоне других «региональных столиц»
Опережающее развитие стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в сравнении с общемировыми показателями, заставляет по-новому взглянуть на место Петропавловска-Камчатского в политическом, экономическом и социальном развитии России, на его роль для России с глобальной точки зрения в стратегической перспективе.
Конкурентными преимуществами Петропавловск-Камчатского городского округа являются, прежде всего, удобное экономико-географическое расположение в Азиатско-Тихоокеанском регионе, близость больших запасов природных ресурсов, наличие протяженного морского побережья и внешней границы как возможности для социально-экономического сотрудничества, развитой портовой инфраструктуры, привлекательных туристических возможностей, а также близость к крупнейшим мировым туристическим рынкам. Авачинская агломерация, включающая территории городов Петропавловска-Камчатского и Елизово с прилегающими населенными пунктами, по географическому положению является базовой для обеспечения геополитических интересов России в северной зоне Азиатско-Тихоокеанского региона и расширения деятельности Российской Федерации по комплексному освоению природных ресурсов севера Тихого океана и восточной части Арктического сектора России.
Вместе с тем, степень интегрированности экономики Петропавловска-Камчатского и Камчатского края и других субъектов Российской Федерации можно охарактеризовать как невысокую. В большей степени интегрированы отдельные южные территории Дальнего Востока, объединенные единой транспортной и энергетической инфраструктурой. Географическая и транспортная удаленность городского округа и региона от базовых коммуникаций и рынков страны, зависимость от внешнего снабжения товарами и ресурсами, низкая инфраструктурная обеспеченность промышленной и транспортно-коммуникационной деятельности, на фоне миграционной неопределенности и дефицита современных квалифицированных кадров, значительно ограничивают социально экономическое развитие и требуют принятия стратегических решений, которые могут обеспечить создание и реализацию опережающих (прорывных) проектов и мероприятий.
Модернизация экономики городского округа подразумевает реструктуризацию всей экономической системы, включая реальный сектор, что в значительной степени скажется на отраслях промышленности. Для Петропавловск-Камчатского городского округа с рыбохозяйственным комплексом, как ведущей и значимой отраслью специализации, указанные мероприятия могут повлечь существенные изменения в экономике, в том числе направленные и на ее диверсификацию и развитие других отраслей.
Основным направлением специализации Петропавловск-Камчатского городского округа в ближайшем будущем должны стать переработка водных биологических ресурсов, а также перевалка грузов и судоремонт. Другим направлением развития планируется сделать туристско-рекреационный кластер, основой для которого станут природно рекреационный потенциал Камчатки. На территории города для привлечения инвесторов планируют создать территорию опережающего социально-экономического развития «Камчатка».
Последствия сложившейся геополитической обстановки в результате введения санкций против России и снижения темпов экономического роста в среднесрочной перспективе будут замедлять развитие экономики городского округа, и финансовые, материальные, трудовые ресурсы, в первую очередь, будут направлены на восстановление экономики и обеспечение ее устойчивого роста. С другой стороны, переход к инновационному социально-ориентированному типу экономического развития, а также создание территории опережающего социально-экономического развития в долгосрочной перспективе могут повлечь за собой значительные капиталовложения, реструктуризацию предприятий реального сектора экономики городского округа.

2. Анализ социально-экономического развития Петропавловск-Камчатского городского округа
2.1. Конкурентные преимущества Петропавловск-Камчатского городского округа
Петропавловск-Камчатский городской округ является административным, промышленным, культурным и научным центром Камчатского края. В настоящее время Петропавловск-Камчатский - главный на Камчатском полуострове стратегически важный транспортный узел и крупный международный торговый рыбный порт.
Активизация экономического потенциала и повышение эффективности использования сильных сторон Петропавловск-Камчатского городского округа будет способствовать улучшению социально-экономического положения, поскольку городской округ обладает комплексом устойчивых конкурентных преимуществ, в числе которых:
2.1.1 демографическая ситуация, уровень жизни населения, рынок труда:
- позитивные процессы в естественном движении: увеличение рождаемости и стабилизация смертности населения;
- превышение среднедушевых денежных доходов населения Петропавловска-Камчатского над величиной прожиточного минимума составляет 2,5 раза;
2.1.2 социальная сфера:
- высокая концентрация объектов социальной инфраструктуры в городском округе и доступность их для населения;
- стабильное повышение заработной платы работников социальной сферы в связи с реализацией Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года;
- внедрение информационных технологий в работу учреждений социальной сферы;
2.1.3 экономика городского округа, инвестиции:
- разворот внимания федерального центра в сторону ДВФО;
- выгодное географическое положение и значительный потенциал в АТР;
- значительный запас природных ресурсов на прилегающих территориях (водных биологических, энергетических, минерально-сырьевых);
- развитый потребительский рынок;
- наличие рекреационных ресурсов (в первую очередь, на прилегающих территориях);
- активное участие городского округа в государственных программах Российской Федерации и Камчатского края;
- высокий удельный вес инвестиций, привлеченных в экономику городского округа в общей численности привлеченных инвестиций в целом по региону;
2.1.4 городское хозяйство:
- высокий уровень обеспеченности жильем населения городского округа- 24 квадратных метра на человека;
- высокий уровень благоустройства жилищного фонда;
- высокая самообеспеченность энергетическими ресурсами;
- большой резерв энергетического потенциала;
2.1.5 жилищно-коммунальная сфера:
- высокий спрос на жилье;
- наличие стабильно финансируемых государственных и муниципальных программ в сфере строительства;
2.1.6 градостроительство:
- уникальное местоположение городского округа;
- наличие муниципальной и региональной нормативной и градостроительной документации;
2.1.7 транспорт:
- порт Петропавловска-Камчатского - опорный центр для флота рыбной промышленности Камчатского края;
- развитое междугородное и международное авиасообщение;
- удобное расположение для развития транзитного грузо- и пассажиропотока;
2.1.8 связь:
- высокий уровень телефонизации по фиксированной и мобильной связи;
- высокие темпы перехода к цифровому теле- и радиовещанию;
- высокий уровень инвестиций в развитие отрасли;
- наличие конкуренции на рынке мобильной связи;
- возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде;
2.1.9 муниципальные финансы:
- концентрация налоговой базы Камчатского края на территории городского округа;
- формирование бюджета на основе программно-целевого принципа;
2.1.10 муниципальное имущество:
- повышение качества управления и распоряжения муниципальным имуществом;
- проведение кадастровых работ по оценке муниципального имущества;
2.1.11 система местного самоуправления;
- наличие четко организованной структуры органов местного самоуправления;
- широкое использование автоматизированных информационных систем;
- активная помощь населению в решении широкого спектра вопросов;
2.1.12 сфера общественной и личной безопасности:
- создание зон санитарной охраны части источников питьевого водоснабжения;
- газификация предприятий теплоэнергетики;
- снижение общего числа преступлений, зарегистрированных на территории городского округа;
- снижение доли тяжких и особо тяжких преступлений;
- проведение профилактических мероприятий по предупреждению правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних и в отношении них;
- проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и происшествий;
- снижение числа дорожно-транспортных происшествий и числа пострадавших и погибших.
Сводная характеристика SWOT-анализа социально-экономического положения Петропавловск-Камчатского городского округа приведена в приложении 2 к настоящему Решению.
2.2. Ключевые проблемы социально-экономического развития Петропавловск-Камчатского городского округа
Влияние экономических структурных проблем развития Российской Федерации и Камчатского края оказывает непосредственное воздействие на развитие городского округа.
Вместе с тем, городской округ имеет и специфические проблемы, которые выявлены в результате анализа социально-экономического развития:
2.2.1 ключевые проблемы качества городского пространства:
- несоответствие пространственной организации городского округа современным требованиям, обусловленное моральным устареванием его пространственной организации, отсутствием общего архитектурного стиля городского округа, отсутствием планировочной целостности, наличием природных планировочных ограничений, высокой себестоимостью производства строительных материалов и строительства, в том числе из-за неблагоприятных климатических и инженерно-геологических условий, высокой стоимостью привозных строительных материалов, дефицитом квалифицированных кадров, нехваткой земельных ресурсов, обеспеченных инженерными коммуникациями под строительство жилья;
- низкая эффективность функционирования жилищного хозяйства, инженерного обеспечения, связанные с отсутствием актуальных генеральных схем водоснабжения и водоотведения, низкой платежеспособностью населения (задолженность по оплате коммунальных услуг), низкой инфраструктурной освоенностью южного и северо-восточного районов городского округа, отсутствием очистных сооружений необходимой мощности, износом тепловых, водопроводных и канализационных сетей;
- несоответствие транспортной и улично-дорожной инфраструктуры городского округа потребностям сегодняшнего дня, характеризующееся, отсутствием железнодорожного сообщения с остальной территорией страны, неудовлетворительным состоянием портового хозяйства, перегруженностью транспортной сети,безальтернативностью основных видов транспорта, сложными климатическими условиями;
- ухудшение качества окружающей среды, обусловленное сбросом неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод, отсутствием системы ливневой канализации, отсутствием современного полигона ТБО с возможностью обезвреживания отходов 1-2 классов опасности, неразвитой индустрией переработки отходов и системы селективного сбора, наличием несанкционированных мест размещения отходов на территории городского округа, низкой экологической культурой населения;
- увеличение преступлений, обусловленное увеличением доли преступлений, совершенных несовершеннолетними и при участии несовершеннолетних, снижением удельного веса расследованных преступлений по отношению к общему числу, высоким уровнем краж;
2.2.2 ключевые проблемы жилищно-коммунальной сферы связаны с недостаточными темпами строительства, низким качеством жилья на вторичном рынке, ростом доли ветхого и аварийного жилья, высокими тарифами на услуги ЖКХ,плохими эксплуатационными качествами зданий;
2.2.3 ключевые проблемы развития городского округа в социальной сфере:
- недостаточный уровень развития отраслей социальной сферы, обусловленный низким уровнем финансирования, низкой инвестиционной привлекательностью, связанной с ее социально ориентированным характером, низким уровнем оплаты труда работников муниципальных учреждений этой сферы, высокой текучестью кадров, наличием устаревшей материально-технической базой и др.;
- недостаточное количество дошкольных образовательных учреждений, обусловленное ростом рождаемости, темпами, опережающими расширение сети ДОУ;
- несбалансированность спроса и предложенияна рынке труда обусловлена миграционным оттоком из городского округа квалифицированных специалистов, миграционным притоком неквалифицированных кадров из стран СНГ, сезонными колебаниями рынка труда в городском округе;
2.2.4 ключевые проблемы развития городского округа в экономической сфересвязаны с:
- зависимостью рыбной промышленности от государственной политики и региональной политики в сфере распределения квот на вылов рыбы и морепродуктов и административных барьеров в части ветеринарного надзора за процессами производства и транспортировки рыбы и рыбной продукции;
- монопрофильностью экономики городского округа;
- пространственной оторванности от основных рынков сбыта продукции, замкнутость сбыта основных производств на региональный рынок;
- высокой зависимостью малого бизнеса от внутреннего спроса, обусловленной обособленным географическим расположением
г.Петропавловска-Камчатского;
- высоким уровнем износа основных фондов;
- низким уровнем внедрения инновационных технологий в экономику;
- недостатком в отдельных секторах экономики необходимого профессионально-квалификационного состава кадров (в сфере туризма, общественного питания и др.);
- существенным дисбалансом между торговлей и иными видами деятельности в сфере малого и среднего предпринимательства;
- отсутствием инфраструктуры в порту г.Петропавловска-Камчатского для обслуживания круизных лайнеров в соответствии с международными стандартами;
- наличием инфраструктурных ограничений освоения природно-ресурсной базы, прежде всего в транспортной и энергетической сферах;
- нехваткой объектов туристической инфраструктуры (гостиниц, предприятий общественного питания, торговых и развлекательных центров);
- низким уровнем благоустройства городского округа;
- высокой стоимостью логистических услуг по доставке продуктов, промышленных товаров и материалов;
- недостаточностью земельных ресурсов для развития бизнеса, (неурегулированная ситуация с землями МО Российской Федерации);
- неравное положение по сравнению с «материком» предпринимателей в связи сдополнительной налоговой и социальной нагрузкой на бизнес («северные» льготы);
2.2.5 ключевые проблемы развития городского округа в сфере муниципального управления:
- дефицит финансовых ресурсов для реализации программных мероприятий и управленческих функций, обусловленный ограниченными возможностями бюджета городского округа для реализации социальной, экологической и экономической политики (дотационность бюджета), низкой самостоятельностью бюджета в части возможности влиять на увеличение налоговой базы, а также структуры финансовой помощи (с преобладанием целевых трансфертов), высоким уровнем муниципального долга и значительными расходами на его обслуживание;
- проблема кадрового обеспечения развития МСУ, проявляющаяся в кадровом дефиците в органах местного самоуправления, малая привлекательность муниципальной службы для молодого поколения специалистов вследствие низких заработных плат, в отличие от отраслей добычи полезных ископаемых, финансовой деятельности, государственного управления, военного дела и др.;
2.2.6 ключевые проблемы развития городского округа в сфере управления муниципальным имуществом, проявляющиеся в регистрации имущества, передаваемого из федеральной собственности,высокая доля доходов от приватизации муниципального имущества, в т.ч.земельных участков, наличие кредиторской задолженности муниципальных предприятий;
2.2.7 ключевые проблемы развития городского округа в сфере связи связаны с отсутствием мощных магистральных каналов для обеспечения высокой скорости доступа в сеть Интернет, высокими тарифами на услуги доступа в сеть Интернет, монополизмом ОАО «Ростелеком» в сфере фиксированной телефонии.

2.4. Основные факторы перспективного развития Петропавловск-Камчатского городского округа
Преодоление негативных тенденций в социально-экономическом развитии городского округа с учетом влияния факторов внутренней и внешней среды возможно за счет использования следующих факторов:
2.4.1 в городском хозяйстве:
-развитие градостроительства на основе формирования нового облика городского округа с учетом особенностей его местоположения и истории, реализации инвестиционных проектов, направленных на совершенствование структуры городского пространства, его инфраструктурного обеспечения;
- развитие жилищно-коммунального хозяйства на основеразвития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг,проведения инвентаризации жилищного фонда;
- развитие инженерного обеспечения, транспортной и улично-дорожной инфраструктуры, в том числе постепенная реконструкция и расширение сети городских автодорог (включая межквартальные проезды), развитие туристических транспортных перевозок, использование портовой инфраструктуры в рамках северного морского пути, развитие логистического потенциала порта в рамках новой экспортно-импортной политики государства, реализация инвестиционной программы по реконструкции городских сетей, передача МУП «Петропавловский водоканал» в краевую собственность, снижение расходов бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство, возможности реализации проектов ГЧП в сфере жилищного строительства, развитие ГЭС в Камчатском крае для получения более дешевой электроэнергии (Жупановская ГЭС), а также расширение использования геотермальных ресурсов в энергетике;
- развитие системы информатизации и связи на основе развития сетей мобильной связи 4-го поколения, увеличения пропускной способности магистральных каналов доступа за счет ввода в эксплуатацию новых волоконно-оптических линий передач;
2.4.2 в экологической сфере:
- дальнейшая реализация природоохранных мероприятий, предусмотренных государственными и муниципальными программами;
- газификация объектов теплоэнергетики и населения;
- создание современного полигона ТБО и мусоросортировочного и перерабатывающего комплексов, с возможностью обезвреживания опасных отходов;
- популяризация селективного сбора отходов и переработки отходов - увеличение рынка вторсырья;
- ликвидация мест несанкционированного размещения отходов и предотвращение их появления;
- улучшение общей экологической обстановки на территории городского округа;
2.4.3 в социальной сфере:
- повышения качества и уровня жизни населения на основе социальной поддержки населения городского округа, реализации проектов и программ в социальной сфере, содействия развитию малого и среднего бизнеса, увеличения объемов жилищного фонда, ликвидации аварийного и ветхого жилищного фонда и др.;
- развитие рынка труда за счет повышения качества трудовых ресурсов, создания новых мест приложения труда в сфере градообразующих предприятий и объектов обслуживания, повышения заработной платы работников бюджетной сферы, имеющих наименьший месячный оклад (работников образования, здравоохранения, культуры и спорта);
- улучшение демографической ситуации на основеподдержки молодых семей с детьми и многодетных семей, повышения имиджа материнства, развития и поддержки инфраструктуры (детских садов, школ), и др.;
- развитие социальной сферы на основе создания условий для повышения доступности, уровня и качества услуг социальной сферы, повышения обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры (детских садов, реконструкция дома культуры);
2.4.4 в экономике:
- развитие промышленного сектора экономики на основе диверсификации экономики (развитие пищевой промышленности, в первую очередь мясомолочной, стройматериалов и других отраслей, нацеленных на конечный спрос), создания территории опережающего социально-экономического развития, обеспечивающей особые таможенные, налоговые и иные режимы и льготы для российского и иностранного бизнеса, создания промышленных парков, расширения участия городского округа в федеральных и краевых государственных программах;
- совершенствование предпринимательского климата на основе развития инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, совершенствования муниципальной нормативной правовой базы, направленной на поддержку и развитие МСП на территории городского округа, использование высокого транзитного потенциала Северного морского пути;
- увеличение объемов привлекаемых инвестиций на основе разработки приоритетов и стратегических направлений развития экономики и социальной сферы городского округа, формирования инвестиционно-привлекательного имиджа городского округа, привлечения иностранного капитала в реализацию инвестиционных проектов, увеличения въездного туристского потока;
- развитие потребительского рынка на основе повышения конкурентоспособности местных товаропроизводителей, развития пищевой промышленности;
2.4.5 в сфере муниципального управления:
- развитие муниципальной службы на основеиспользования передовых кадровых технологий привлечения высококвалифицированных специалистов в рамках взаимодействия с профильными учебными заведениями, оптимизации расходов (в том числе путем применения ГЧП), организации курсов повышения квалификации для широкого круга муниципальных служащих;
- развитие межмуниципального сотрудничества за счетрасширения собственной налоговой базы, роста дополнительных нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов;
- развитие способов реализации МСУ на основеформирования информационного пространства путем организации публичных дискуссий, общественных слушаний, использования новых технологий,повышения уровня гражданской активности населения в решении вопросов местного значения; организации территориального общественного самоуправления;
2.4.6 в сфере управления муниципальным имуществом - повышение качества управления муниципальным имуществом за счет передачи из федеральной собственности земель Министерства обороны Российской Федерации и ликвидации убыточных МУПов.

3. Концепция социально-экономического развития Петропавловск-Камчатского городского округа
3.1. Миссия и главная стратегическая цель развития городского округа
Миссия характеризует основное назначение городского округа, цели его существования для жителей, окружающего мира в исторической перспективе. Она является системообразующей основой развития городского сообщества.
Город Петропавловск-Камчатский входит в Союз городов воинской славы и стремится соответствовать требованиям динамично развивающегося, современного города, с комфортными условиями для проживания, труда и отдыха - города, отвечающего потребностям региональной столицы.
В соответствии со стратегическими планами Российской Федерации и Камчатского края, имеется высокая актуальность повышения ведущей роли Петропавловск-Камчатского городского округа на Северо-Востоке России, как крупного незамерзающего транзитного порта, являющегося опорным пунктом для Северного морского пути.
На основании вышеизложенного сформулирована миссия Петропавловск-Камчатского городского округа и главная стратегическая цель социально-экономического развития города на долгосрочную перспективу:Петропавловск-Камчатский - опорный центр развития Северо-Востока России, в котором формируются диверсифицированная экономика и благоприятная среда жизнедеятельности.
Реализация главной стратегической цели основана на трансформации форм и методов управления социально ориентированными реформами инвестиционно-направленного, инновационного развития городского округа под девизом «Петропавловск-Камчатский - город перемен».
Основной целью программы комплексного социально-экономического развития Петропавловск-Камчатского городского округа на пятилетний период является стабильное улучшение качества жизни населения Петропавловск-Камчатского городского округа на основе развития человеческого потенциала, городской среды, экономики и совершенствования системы управления городским округом.
Программа комплексного социально-экономического развития Петропавловск-Камчатского городского округа на 2015-2019 годы направлена на эффективное выполнение его миссии и обеспечение устойчивого функционирования и развития городского округа на основе модернизации и диверсификации базовых отраслей экономики, развития социальной, дорожной и инженерной инфраструктуры, раскрытия инвестиционной привлекательности территории, а также на подготовку условий для генерации и реализации стратегических проектов, в том числе основанных на принципах муниципально-частного партнерства, и повышение на этой основе качества и уровня жизни населения.
Для достижения намеченной цели на основе оценки социально-экономической ситуации, анализа конкурентных преимуществ и ключевых проблем в Петропавловск-Камчатском городском округе, с учетом полномочий органов местного самоуправления и финансовых возможностей бюджета городского округа, обеспечения взаимодействия с органами государственной власти Камчатского края и Российской Федерации по вопросам развития городского округа, в качестве стратегических приоритетов комплексного социально-экономического развития городского округа определены направления:
- развитие человеческого потенциала и благоприятная социальная среда;
- формирование диверсифицированной конкурентоспособной экономики городского округа;
- развитие городской среды, комфортной для жизни и хозяйственной деятельности;
- эффективное общественное и муниципальное управление.
3.2. Стратегические приоритеты и целевые ориентиры социально-экономического развития Петропавловск-Камчатского городского округа до 2019 года
3.2.1Развитие человеческого потенциала и благоприятная социальная среда
Цель - сохранение высокого качества и конкурентоспособности человеческого потенциала за счет широких возможностей для самореализации и гармоничного развития личности, а также формирования условий для повышения уровня и качества жизни населения на основе создания благоприятной социальной среды.
Благоприятные условия для жизни населения - возможность полноценной занятости, получение высоких и стабильных доходов, доступность широкого спектра социальных услуг обеспечат необходимую социальную устойчивость городского общества, будут способствовать развитию человеческого потенциала.
В числе основных направлений создания благоприятной социальной среды в Петропавловск-Камчатском округе выделены:
- улучшение демографической ситуации в городском округе, как одного из важнейших показателей развития, формирования его трудового резерва;
- повышение качества образовательных услуг, обеспечивающих раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей детей и молодежи, воспитание навыков саморазвития, способствующих достижению индивидуального успеха в последующей трудовой деятельности;
- развитие культуры и укрепление духовности, нацеленное на формирование облика современного человека на основе повышения культурно-духовного уровня населения, культурного обслуживания и разнообразия видов услуг;
- развитие физической культуры и спорта, как основы здорового образа жизни и укрепления здоровья населения через создание доступной инфраструктуры спорта,и приобщение населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
- совершенствование молодежной политики, ориентированной на социализацию молодого поколения и раскрытие потенциала молодого поколения на основе его творческого развития, содействие занятости;
- совершенствование комплексной системы мер, направленной на обеспечение дополнительной социальной поддержки отдельных категорий граждан, действующей на принципах адресности и дифференцированного подхода к определению видов социальной поддержки в зависимости от конкретных жизненных обстоятельств;
- повышение уровня занятости и снижение безработицы, характеризующих развитие экономики Петропавловск-Камчатского городского округа и благополучие его жителей;
- повышение доходов населения, обеспечивающее жителям городского округа достаточный для полноценной жизни объем потребления материальных, культурных и духовных благ.
Целевые ориентиры:
- доля выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, получивших аттестат о среднем (полном) образовании, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений;
- охват детей в возрасте от 5 до 18 лет образовательными программами дополнительного образования;
- ежегодный прирост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы до 5,0-6,0 %;
- повышение обеспеченности детей местами в дошкольных образовательных учреждениях на 0,05 %;
- обеспеченность детей в возрасте от 3 до 7 лет формами дошкольного образования, 100 % от потребности;
- уровень регистрируемой безработицы в пределах 0,73-0,79%;
3.2.2 Формирование диверсифицированной конкурентоспособной экономики
Цель -повышение уровня конкурентоспособности экономики городского округа и обеспечение устойчивого роста объемов производства.
Ключевое значение в обеспечении высокого уровня и качества жизни населения городского округа принадлежит экономической сфере, поскольку ее эффективное функционирование и развитие способствуют привлечению инвестиций, росту объемов производства, созданию новых рабочих мест, расширению рынков сбыта, повышению покупательной способности населения. Именно поэтому органам местного самоуправления городского округа необходимо создавать благоприятные условия для эффективного функционирования и развития хозяйствующих субъектов.
Развитие экономики должно базироваться на принципах инновационного развития, технической и технологической модернизации производства, содействия развитию кластерной формы организации, государственно-частного партнерства, энергоэффективности и энергосбережения, поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Приоритетными направлениями формирования диверсифицированной конкурентоспособной экономики Петропавловск-Камчатского городского округа на среднесрочную перспективу являются:
- создание условий для развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с приоритетами социально-экономического развития Петропавловск-Камчатского городского округа;
- привлечение инвестиций как сфера, предопределяющая успешность действий городского округа по реализации стратегических приоритетов развития и повышение инвестиционной привлекательности городского округа;
- содействие развитию и диверсификации базовых секторов экономики, в том числе обрабатывающих производств, позволяющих преодолеть монопрофильность экономики городского округа, на основе технической и технологической модернизации и ориентированных на создание конкурентоспособной продукции;
- развитие потребительского рынка и сферы услуг для удовлетворения спроса населения на качественные потребительские товары и услуги на основе обеспечения добросовестной конкуренции, доступности объектов торговли;
- развитие туризма, направленного на увеличение вклада в социально-экономическое развитие Петропавловск-Камчатского городского округа и повышение качества жизни населения;
- транспорт - реализация проекта «Развитие транзитного морского порта г. Петропавловск-Камчатский».
Наиболее важными аспектами развития экономического потенциала городского округа выступают сферы привлечения инвестиций и поддержка малого и среднего предпринимательства. Именно малый и средний бизнес рассматривается как новая опорная точка роста социально-экономического развития городского округа. Политика по развитию данных направлений является для городского округа актуальным направлением - требуется решать комплексные задачи по созданию в городском округе благоприятных условий.
Целевые ориентиры:
- рост объема отгруженных товаров собственного производства и выполненных работ собственными силами;
- рост объема инвестиций в основной капитал;
-рост численности малого и среднего предпринимательства;
- увеличение оборота розничной торговли на душу населения;
Целевые ориентиры программы комплексного социально-экономического развития Петропавловск-Камчатского городского округа приведены в приложении 5 к настоящему Решению

3.2.3 Развитие городской среды, комфортной для жизни и хозяйственной деятельности
Цель - формирование благоприятной городской среды, обеспечивающей удовлетворение потребностей его жителей в комфорте и безопасности жизнедеятельности и отвечающего потребностям региональной столицы.
В качестве направлений, обеспечивающих формирование городского пространства, рассматриваются:
- обеспечение устойчивого градостроительного развития территории городского округа, совершенствование архитектурного облика и городского ландшафта;
- развитие жилищного строительства, направленное на преодоление дефицита и повышение доступности жилья за счет разнообразия форм жилой застройки, отвечающей предпочтениям и платежеспособному спросу различных групп населения;
- повышение комфорта и безопасности существующего жилищного фонда, эффективное управление жилищным фондом, развитие в сфере жилищного хозяйства городского округа конкуренции и инвестиционной привлекательности;
- модернизация коммунальных систем городского округа: развитие объектов инженерного обеспечения ЖКХ - обеспечение качественного и надежного водоснабжения и водоотведения, тепло- и электроснабжения для потребителей;
- развитие транспортной и улично-дорожной инфраструктуры, как резерва для будущего развития города,улучшение качества и безопасности перевозок транспортом общего пользования;
- оптимизация системы сбора и переработки твердых бытовых отходов и промышленных отходов, обеспечивающая экологическую безопасность, повышение качества окружающей среды;
- формирование общественно безопасной среды проживания через создание условий для эффективного взаимодействия государственных, муниципальных, общественных организаций и правоохранительных органов по обеспечению охраны общественного порядка, профилактики правонарушений, защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Целевые ориентиры:
- доля площади территории городского округа, на которую подготовлены проекты планировок;
- обеспеченность населения жильем, кв.м общей площади на душу населения (до 25,53 кв. м на чел.);
- ввод в эксплуатацию жилья;
- доля ветхого жилья в общей площади жилого фонда;
- доля инженерных сетей, нуждающихся в замене: водопровод, водоотведение, теплосети, ливневая канализация;
- удельный вес площади дорог, соответствующей нормативам, в общей площади дорог;
- пассажиропоток общественного транспорта;
- время ожидания городского транспорта.

3.2.4 Эффективное общественное и муниципальное управление
Цель - повышение эффективности муниципального управления на основе оптимизации бюджетных процессов, активизации кадрового потенциала органов местного самоуправления и создания условий для участия населения в осуществлении местного самоуправления.
Успешная реализация программных мероприятий невозможна без эффективного муниципального управления, обеспечивающего самодостаточность местного бюджета, результативность бюджетных расходов, повышение образовательного уровня и профессиональной компетенции муниципальных служащих, открытость органов местного самоуправления для населения и бизнеса, развитие межмуниципального сотрудничества, активного использования новых информационных технологий в муниципальном управлении.
Направлениями повышения эффективности муниципального управления Петропавловск-Камчатского городского округа являются:
- развитие муниципальных финансов: мобилизация доходного потенциала городского округа и обеспечение результативного бюджетирования;
- эффективное управление муниципальной собственностью как одним из важнейших элементов экономической основы местного самоуправления;
- формирование и развитие кадрового потенциала органов местного самоуправления, в том числе развитие механизмов повышения уровня профессионализма и компетенции муниципальных служащих;
- развитие межмуниципального сотрудничества с муниципальными образованиями Камчатского края и других субъектов Российской Федерации, зарубежья;
- организация взаимодействия органов местного самоуправления с населением, бизнесом и научными учреждениями;
- информатизация управленческих процессов.
Целевые ориентиры:
- обеспечение роста собственных доходов бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа;
- обеспечение роста расходов бюджета на социальную сферу в 1,2 раза;
- обеспечение формирования бездефицитного бюджета;
- доля населения городского округа, удовлетворенная деятельностью органов местного самоуправления.


15-04-2017 | Просмотры: (2077)
Комментарии: