Уроки забытой стратегии
Кто ответственен за провал Стратегии 2020: Крайний или Шестаков? Прежде чем ответить на этот вопрос, напомним нашим читателям, что такая стратегия действительно существовала. На нее отечественные рыбаки возлагали большие надежды. Но этому проекту, как и некоторым другим, не суждено было реализоваться. И мы вернулись к этой теме спустя 12 лет не потому, чтобы вспомнить о потерянных возможностях, а с единственной целью - проанализировать сегодняшние упущения в рыбной отрасли.
В своё время при очередной смене руководства Росрыболовства была принята по указанию Правительства Российской Федерации Росрыболовством 30 марта 2009 года Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года (далее по тексту Стратегия 2020).
В паспорте этого государственного документа были определены целевые индикаторы, к которым отрасль должна была выйти при реализации Стратегии 2020 года.
Они впечатляющие – достичь вылова 6,580 тыс. тонн, производства пищевой рыбной продукции 5,255 тыс. тонн и среднедушевого потребления населением Российской Федерации рыбных товаров 28 кг/чел/год. Обращаю внимание читателей, что последний важнейший показатель – потребление даётся не в сырце, как рапортуют сегодня президенту Росстат, Минсельхоз и Росрыболовство, а «…рыбных товаров…». И это то, что и желает отечественный потребитель.
Каких все же фактических показателей достигла отрасль, реализуя Стратегию 2020 и её руководители за период с 2009 по 2020 год? А это ни много ни мало 12 лет.
Напомню, что в этот двенадцатилетний период, до 2014 года руководителем Росрыболовства был А.А. Крайний, а с 2014 по 2020 год (и в настоящее время) И.В. Шестаков. Чисто формально на каждого из них пришлось по одной «советской, простите капиталистической, пятилетки».
Суммарный итоги руководства упомянутыми первыми лицами отрасли, но они по базовому образованию не рыбники, выдвиженцами Кремля, реализацией Стратегии 2020 читатель может определить сам, взглянув на представленный ниже демонстрационный слайд Росрыболовства. В него мною в последней строке приведены фактические данные по итогам, на которые вышла отрасль в конце 2020 года.
220520231.jpg
Сравнение ожидаемых и фактических показателей Стратегии 2020 свидетельствует о полном провале всех базовых целевых её показателей.
Так вылов составил всего 77%, производство товарной пищевой рыбной продукции – 81%, среднедушевое потребление населением России рыбных товаров – 57% от планируемых.
Всё это прошло мимо «глаз» Кремля и Белого дома. Да и в самом Минсельхозе и Росрыболовстве не вспоминают об этой провальной Стратегии 2020 и её главных соисполнителях – Крайнем и Шестакове. А жаль!
Не вдаваясь в детали, со своей стороны в рамках данной статьи, кратко замечу, что А. Крайний осуществлял руководство по реализации Стратегии 2020 на её первоначальном этапе, когда формировалась нормативная база. Надо отдать ему должное он прилагал усилия для создания условий по реализации Стратегии 2020 года.
Пришедший в 2014 году ему на смену по решению Президентской Администрации Шестаков, предположу, пришёл к выводу, что Стратегия 2020 может быть, в силу ряда причин, провалена. К тому же она не отвечала тем установкам, которые он получил при назначении от властных структур и крупных рыбопромышленников. В этих условиях с тем, что бы ни оказаться «крайним» за плачевные ожидаемые результаты Стратегии 2020, Шестаков и его команда вместо поиска путей её реализации стали её разрушать посредством навязывания «новых целевых установок» для отрасли. Так и оказались рыбопромышленники и рыбаки в сетях «инвестквот и аукционов». Целевая же задача отрасли по обеспечению внутреннего рынка и населения рыбой и рыботоварами подменилась на строительство судов, рыбофабрик и, по существу, к поддержке за счёт рыбаков отечественного судостроения.
Безусловно, следует продолжить анализ не только причины провала Стратегии 2020, но и вклад в это первых руководителей отрасли. Без такого анализа отрасль окажется, позволю предположить, в очередной надвигающей провальной Стратегии 2030 года, которая в большей степени затронет, прежде всего, население страны по потреблению рыбой и рыбопродуктами.
По состоянию на начало 2023 года по ряду основных целевых показателей, определённых Стратегией 2030 по предложению И.В. Шестакова, которая утверждена Председателем Правительства Российской Федерации М.В. Мишутиным 12 апреля 2020 года №993-р, отрасль уже отстаёт и значительно. Особенно по вылову, производству пищевой рыбной продукции и потреблению рыбы и рыбопродукции населением страны.
Вячеслав Зиланов
24-05-2023 | Просмотры: (227)